Есть ли жизнь без КнААПО?

18.12.2001 | АРХИВ | 3м. 42 c. | 247

Перспектива вхождения Комсомольского-на-Амуре авиационного объединения в холдинг «Сухой» весьма остро ставит вопрос о дальнейшем развитии экспорта предприятиями нашего края. Сегодня КнААПО дает 54 процента всего краевого экспорта. В прошлом году его вклад в общее дело составил миллиард долларов. Что будет, если авиастроители останутся лишь в статистических отчетах, но перестанут играть свою уникальную роль в формировании налоговой базы? На какие еще отрасли мы сможем положиться? Эти вопросы обсуждались на краевом внешнеэкономическом совете.

Вторую строчку в рейтинге краевого экспорта традиционно занимают нефтепродукты. За девять месяцев 2001 года их продано за рубеж на 260 с лишним миллионов долларов. Однако ожидать, что эта отрасль в ближайшее время даст прирост, довольно сложно. Во-первых, ситуация на мировом рынке известна: даже в нынешнем году два наши НПЗ потеряли в объемах восемь процентов, а в цене - 20 по сравнению с годом предыдущим, а что будет дальше - неизвестно. К тому же Хабаровский НПЗ работает в основном на давальческом сырье, а, значит, и доходы его главным образом идут не в краевую казну, а на сторону.

Другой денежной отраслью по-прежнему остается лесная. На сегодня экспорт леса приносит более 200 миллионов долларов. За девять месяцев нынешнего года лесники поставили за рубеж на 19 процентов древесины больше, чем в 2000 году. В деньгах рост составил 32 процента. Однако по-прежнему экспортируем мы необработанную древесину. Поставки же пиломатериалов даже сократились, и отрасль на них заработала всего восемь миллионов долларов. Из 250 фирм, торгующих лесом, только 59 экспортируют пиломатериалы. Причем занимаются этим мелкие предприниматели, весь объем реализации у которых составляет около тысячи кубов. Неважным остается качество пиломатериалов - отсюда и невысокие цены. С самим «бревном» тоже не все благополучно. Бесчисленные наши экспортеры никак не могут добиться ценовой координации, в связи с чем цены далеки от возможных. Дабы избавиться от ценового диктата японского рынка, обратились мы в сторону китайского, но тут же возник транспортный вопрос: на переходе Гродеково - Суйфэньхэ скапливается до 1000 вагонов, железная дорога не обеспечивает лесников необходимым количеством вагонов. По реке доставлять не получается - уровень Сунгари не позволяет.

Можно ли изменить ситуацию, какой материальный прирост можно получить от лесников и будет ли это сделано в ближайшее время?

Заместитель генерального директора «Дальлеспрома» Евгений Елизов на совете пообещал, что 2002 год станет годом коренного перелома. В том смысле, что будем активно развивать производство пиломатериалов. Есть договоренность с финскими компаниями о строительстве в портовой зоне крупного завода по глубокой переработке древесины (проект оценивается в 19 миллионов долларов). Мощный перерабатывающий комплекс планируется построить в районе Ягодного. Началась реанимация Амурского МДК. Обнадеживает, что Хабаровский станкостроительный завод освоил выпуск фрезернопильных линий и универсального деревообрабатывающего станка. Будем надеяться, что они окажутся востребованы лесниками. Однако пробиваться на тот же японский рынок с обработанным лесом будет очень непросто: в нынешнем году Япония уже приняла 2,4 миллиона кубометров пиломатериалов из Европы, а передел рынка - дело серьезное. Сами проекты тоже внушают сомнения. Для реанимации Амурского МДК необходимо как минимум 15 миллионов долларов, а по-хорошему - втрое больше. Кто такое «потянет»?

Даст ли прирост объемов и денег экспорт круглого леса? С одной стороны, каждый год мы говорим о необходимости создания лесной биржи, с другой, когда вопрос встал ребром, было решено, что такую биржу в Ванино создавать нецелесообразно, поскольку дело это требует больших первоначальных затрат. С одной стороны, вот-вот появится специальная лесная транспортная компания - ее создают краевая администрация, «Дальлеспром» и «Флора», но никто не знает, когда удастся ликвидировать «пробку» в Гродеково.

Некоторые надежды связывают и с рыбной отраслью. Ее вклад за 9 месяцев составил 40 миллионов долларов. Рыбакам удалось получить денег на четыре процента больше, при том, что физический объем экспорта сократился на 21 процент. Сказались аукционы на минтай, крабы, сельдь. Ждать резкого увеличения денежного потока нам в этой сфере не приходится. Можно повысить доходность, если развивать прибрежную переработку, но всем известно, каких это требует финансовых и управленческих усилий.

Что касается других, казалось бы, существенных статей краевого экспорта - проката, цветных металлов, услуг, - то суммы они дают небольшие. Скажем, «Амурметалл» - 32 миллиона долларов, «Востокметалл» - 9 миллионов. В этом году было самое длительное и самое катастрофическое падение цен на цветные металлы - олово, медь, алюминий. «Востокметалл» из-за колебаний рынка сократил экспорт на 15 процентов в объеме и на 17 процентов по деньгам. Доход от всех услуг (транспортных, гостиничных, туристических и так далее) составляет порядка 40 миллионов долларов. Но и здесь в последнее время наметился спад, а не рост.

Перспективы? «Амурметалл» уже освоил зарубежные стандарты, техническое перевооружение предприятия идет, что позволит увеличить выпуск продукции на 45 процентов и улучшить качество. Планируется увеличить добычу рудного золота. Придали экспортный облик судам «Мурена» и «Молния». Ведутся переговоры с иностранными заказчиками по их поставке. Идет работа по продвижению на экспорт продукции «Вымпела».

Как собирается влиять на развитие экспорта администрация края? В первую очередь продвижением продукции на мировые рынки, информационной поддержкой, внедрением экономических стимулов для экспортеров готовой продукции, содействием в реализации ориентированных на экспорт проектов (особенно по переработке низкотоварной древесины). Налоговики предлагают ввести для экспортеров краевые льготы - специально созданная комиссия проанализирует целесообразность подобного шага: краевому бюджету и так мало что остается после налоговой реформы.

Раиса ЕЛДАШОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио

08.05.2024 09:30
Алексей Младов открыл школу программирования в Городе юности

08.05.2024 09:00
Поезд Победы приехал в Хабаровск

08.05.2024 09:00
В ожидании пасхального фестиваля

08.05.2024 08:45
Золотые награды в память о наставнике

08.05.2024 08:29
Путешествие по затерянным островам

08.05.2024 08:24
Волонтёры помогут найти героев-фронтовиков

08.05.2024 08:06
Футбольная школа «Искра» - в шорт-листе



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов