А «Орешек» лучше
Являясь постоянным читателем «Тихоокеанской звезды» и, в частности, рубрики «Телеугол», хочу откликнуться, правда, с некоторым опозданием, на статью «На ОРТ все еще грызут крепкие орешки» В. Субботина.
Автор в ней высказывал мысль о том, нужно ли показывать голливудские фильмы типа «Крепкого орешка», да еще в то время (дело было в сентябре прошлого года), когда американский народ ощутил шок от атаки террористами небоскребов-близнецов. Дескать, показ фильмов такого рода неэтичен и безнравственен, и пусть лучше крутят телесериалы о российской бандитской жизни, ее реалиях.
Помните ли вы теракты на Каширском шоссе, на улице Гурьянова в Москве, да и в других городах России в 1999 году? Тогда тоже погибло много людей, и все россияне будто зарылись в блиндаже молчания. У нас не было такой сплоченности, какую проявили американцы после трагедии 11 сентября. В русских людях исчезло ощущение боли и сопереживания к происходящему. Думаю, не последнюю роль в этом сыграл и наш безликий российский кинематограф.
Да, во многих американских боевиках много жестоких сцен насилия. Но даже в самых низкопробных фильмах главные герои, как правило, полицейские, фэбээровцы и другие люди, стоящие на страже государственных интересов. Они - олицетворение положительных качеств. Путем выбивания зубов и нередко используя противозаконные методы главные персонажи этих фильмов добиваются позитивного результата в борьбе со своими врагами: наркобаронами, торговцами оружием, террористами. Американцы постоянно подчеркивают, кто их враг и с кем нужно бороться. Эти «примитивные» фильмы делают свое дело: Америка давно отделила зерна от плевел, то есть мафию от общества.
Российское телевизионное кино последнего десятилетия постоянно заигрывало с мафией и зарабатывало дешевый авторитет у зрителя. Единственный фильм, где хоть как-то показана гнилая сущность криминальной прослойки общества, - телесериал «Бандитский Петербург». В его сериях «Адвокат» и «Барон» действительно показано гипертрофированное пресмыкательство братков перед своими боссами. А «Марш Турецкого», «Каменская», «Маросейка,12», как мне кажется, попахивают мещанско-обывательским душком. В «Ментах» герои-милиционеры предстают убогими, неоправданно наигранными и примитивными. В «ДМБ» армейские служители Отчизны подаются как дебилы и дегенераты. Налицо потеря чувства вкуса новым российским кино, хотя, конечно, как говорят, о вкусах не спорят.
Поэтому большой вопрос, лучше ли наше кино со своей «правдой жизни», сделанное в угоду вкусам толпы, которое содействует смещению ценностных ориентиров общества далеко не в лучшую сторону.
В. ПОЛИЩУК.