Жаркие танцы с полюса холода
На этой неделе Якутия преподнесла Хабаровску сюрприз в виде обширной культурной программы, которую представили ведущие театральные и музыкальные коллективы в рамках Дней культуры и искусства Республики Саха (Якутия). В столицу федерального округа помимо артистов прибыла и представительная делегация руководителей республики во главе с ее президентом Вячеславом Штыровым.
Дни культуры приурочены к 80-летию образования республики, а также к 370-летию вхождения Якутии в состав Российского государства.
Состоялась рабочая встреча Вячеслава Штырова и Виктора Ишаева. На ней рассматривались вопросы поставок угля из Якутии в Хабаровский край, строительства хорошей дороги, которая бы соединила Якутию и побережье Охотского моря, а также возможность открытия в Хабаровске якутского делового центра.
Главным украшением культурной программы Дней культуры и искусства Республики Саха (Якутия) стали два балета государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева - Суоруна Омоллоона - "Лебединое озеро" и "Бахчисарайский фонтан".
Как рассказывал руководитель театра Иван Наумов, полномасштабные гастроли в Хабаровске они планировали провести еще в прошлом году, но тогда помешали известные события в Ленске. Конечно, четыре дня, отведенные на выступления артистов в этот раз, - это очень мало, и в следующем году, возможно, артисты все-таки приедут снова, на более продолжительное время и с более обширной программой, включающей и оперные произведения. Ведь в репертуаре театра - всемирно известные оперы Верди, Пуччини, Мусоргского.
Выбранные в качестве визитной карточки балеты, впрочем, позволяют составить впечатление о профессиональном уровне республиканского театра оперы и балета как об очень высоком. "Лебединое озеро" несколько лет назад приезжал ставить всемирно известный Юрий Григорович. Этот вариант отличается от новой редакции балета, представленной им недавно в Большом театре, и ближе к старой постановке 60-х годов. Гости не поскупились и привезли не только всю балетную труппу, но и свой оркестр, доставив радость и ценителям бальных танцев, и любителям собственно музыки.
Хабаровские меломаны насладились и ариями из известных опер, прозвучавшими в гала-концерте в четверг. На нем присутствовали полпред президента Константин Пуликовский, губернатор края Виктор Ишаев, мэр Хабаровска Александр Соколов, генералитет ДВО, а также главы всех субъектов федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Особенно впечатлило слушателей исполнение песни Алябьева "Соловей" якутской примадонной Альбиной Борисовой. А на выступлении ансамбля скрипачей высшей школы музыки зал встал, приветствуя юных виртуозов бурными аплодисментами.
Культурный десант якутских артистов стал самым крупным событием в Хабаровске в эти дни. Организацией всего этого мероприятия занимался министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов. За пределами республики его больше знают как театрального режиссера, чей успех, кстати, начался с премьеры в Хабаровске. Об этом сам министр рассказал корреспонденту "Тихоокеанской звезды" в коротком перерыве между официальными встречами с хабаровскими коллегами и подготовкой гала-концерта.
- Андрей Саввович, сейчас немногие помнят, что дорогу к успеху вам открыла премьера вашего спектакля в Хабаровске. Расскажите об этом поподробнее.
- Да, это было в 1983 году. Я поставил в академическом театре свой дипломный спектакль "Желанный голубой берег мой" по повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря". В Хабаровске тогда проходил один из частых в то время всесоюзных театральных конкурсов. Мы привезли на него свой спектакль. Он был поставлен полностью на якутском языке, но, несмотря на то, что радиофицированы были только первые два ряда в зрительном зале, спектакль имел огромный успех. О нем говорили, писали в газетах. Потом мы повезли его в другие города, в Москву, за рубеж. А в 1986 году мы получили за него Государственную премию СССР. Это был один из последних примеров интернационального сотрудничества, которым славился Советский Союз. Судите сами: спектакль о нивхах, поставили его якуты на своем языке, музыку написал Эдуард Артемьев, еврей, а на Госпремию его выдвинуло Грузинское театральное общество.
- В этом году вы получили "Золотую маску"?
- Да. Мы повезли в Москву спектакль "Кыыс Дэбилийэ", который поставлен по мотивам национального эпоса олонхо. Он был выдвинут на соискание по всем номинациям и получил в результате приз театральных критиков, как я считаю, самый престижный.
- Как вам удается совмещать ответственный пост в правительстве республики и плодотворно работать в театре (Андрей Борисов - художественный руководитель Саха академического театра им. Ойунского. - Д.К.)?
- Это, на мой взгляд, одно и то же. И в режиссуре, и в административной работе нужны одни и те же организаторские качества. Пока удается работать и там, и там.
- Какие-то хабаровские коллективы вам известны?
- Я много слышал о вашем театре пантомимы "Триада". Думаю, это очень интересно. Говорят и о театре музкомедии. Но так судить трудно. Нужно смотреть. Сейчас складывается парадоксальная ситуация, когда какой-нибудь театр, скажем, из Хабаровска, больше известен за границей, чем в соседних российских городах. Культурные связи утрачены, и сейчас нужно делать все, чтобы их воссоздать. Дни культуры и искусства Республики Саха (Якутия) преследуют именно эти цели.
- Ваши ближайшие планы в качестве режиссера?
- Буду ставить во МХАТе "Гамлета".
Д. Кошевой.