Страховые фантики «А ну-ка, отними!»

25.05.2002 | АРХИВ | 3м. 24 c. | 301

«Месяц назад муж пошел в поликлинику - проходить медкомиссию. Для устройства на работу требовалась медицинская книжка. Поликлинику мы выбирали с «прицелом»: чтобы обошлось как можно дешевле. И что же в результате?
Приходит муж домой и приносит вместе с направлениями на анализы страховой полис. Оказывается, перед медицинским осмотром его, не спросив даже согласия, застраховали. Как будто во время стандартного обследования с ним могло что-то случиться!
И еще вот какой любопытный момент: сумма в этом полисе была проставлена общая: и за страховку, и за прохождение медкомиссии. Сколько с него взяла страховая компания, так просто не выяснишь. Разъясните: если муж не просил его страховать, значит, действия лечебного учреждения незаконны? Но как в таком случае можно получить свои деньги обратно?
З. КУНЦЕВА.

Статья 41 Конституции РФ гарантирует нам право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Причем медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается пациентам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других денежных поступлений. Но, как показывают реалии, ничего бесплатного не бывает. Многим из нас все равно приходится платить: за перчатки, шприцы, бинты, лечебные средства...

Но рынок есть рынок. Потому медицинские государственные и муниципальные учреждения получили право предоставлять свои услуги и на платной основе. В том числе услуги по профилактике, диагностике, лечению, медицинской реабилитации согласно законодательно утвержденному перечню. Пациенты, в свою очередь, приобрели комплекс прав, предусмотренных законом «О защите прав потребителей». Но отдельные медицинские учреждения права эти игнорируют.

В общество по защите прав потребителей Хабаровска все чаще стали поступать обращения граждан, связанные с ненадлежащим юридическим оформлением отношений между медицинскими учреждениями и потребителями. Договоры, в которых бы оговаривались условия предоставляемых услуг, сроки их получения, порядок расчетов, права и обязанности, ответственность сторон, отдельные медицинские учреждения почему-то не считают нужным заключать. Либо оформляют их через страховые компании. Без надлежащей информации для потребителя. При оплате услуги гражданам просто выдается так называемый «разовый монополис», более похожий на фантик, чем на официальный документ. Так, «ненавязчиво» пациент становится застрахованным на всякий случай. Понятно, что таким образом увеличивается и стоимость медицинской услуги.

Чаще всего на таких «фантиковых документах» стоит название страховой компании «Дальросмед».

Не получив никакой информации, люди мучаются в догадках: а где же договор? И какой он? Что в нем написано? Либо это оказание платной медицинской услуги, либо оказание медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования?

Такой вот неожиданный оттенок приобретает добровольное медицинское страхование: мы, сами того не желая, платим страховым «невидимкам». К тому же усложняется процедура реализации права на налоговые вычеты, предусмотренные новым налоговым законодательством, так как с нами фактически заключают договор добровольного медицинского страхования, а не договор на приобретение той или иной платной услуги.

Вот так сервис! Вот так рынок! Без права выбора и честной конкуренции! Очень напоминает картину времен тотального дефицита: «Мандарины, граждане, идут только в комплекте с упаковкой гуталина». По всей видимости, дела у страховых компаний идут неважно, раз они «завоевывают» клиентов такими методами.

Что же делать в ситуации, когда вам навязали страховую услугу?

Прежде всего, следует помнить: застраховали вас не добровольно. А раз так, то договор о страховании считается ничтожным, поскольку условия этого договора никто с вами не оговаривал. Потому в действие автоматически вступает правило «двусторонней реституции»: уплаченную страховую сумму вам обязаны возместить в полном объеме по первому же требованию.

Для этого, правда, потребуется взять в руки ручку и написать две письменных претензии: на имя главного врача медицинского учреждения, где вам вручили «фантик», и на имя руководителя страховой компании. В претензии обязательно потребуйте от руководителя лечебного учреждения предоставления точного расчета стоимости оказанной услуги. К примеру, если стоматологическая поликлиника оценивает вставленную зубную коронку в 500 рублей, а вы заплатили 600, то разница (100 рублей) - и есть стоимость страховки.

Конечно, в отдельных случаях страховой полис не помешает. Мало ли что может случиться. Вырвали зуб - начались осложнения... Но степень риска вы должны оценить сами, а страхование обязательно должно быть добровольным. Вы должны своими глазами увидеть договор страхования и своей рукой поставить под ним подпись. В противном случае просто пополните копилку страховой компании.

Если бы все потребители опротестовывали вручение «фантиков-монополисов», страховые компании перешли бы к цивилизованным методам работы. Но суммы «монополисов» обычно невелики, потому многие машут рукой: больше времени потратишь на разбирательства! На это и расчет.

Общество по защите прав потребителей города Хабаровска, выступая от имени широкого круга потребителей и пациентов лечебных учреждений, направило письма в медицинские учреждения с предложениями устранить имеющиеся нарушения. Но борьба с «фантиками» требует совместных усилий.

Виталий ВАСИЛЬЕВ, юрист общества по защите прав потребителей г. Хабаровска.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

21.05.2024 10:54
ВТБ предупреждает: мошенники предлагают продлить срок банковской карты

21.05.2024 09:10
Россия и Китай договорились о Большом Уссурийском

21.05.2024 09:05
В «Обход» с транспондерами

21.05.2024 09:00
Киокусинкай идёт во все школы

21.05.2024 08:51
Теплоход «Здоровье» отправится по Амуру

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов