«Цирк» - да и только с этими остановками!

01.06.2002 | АРХИВ | 4м. 7 c. | 268

Если посмотреть на остановки хабаровского общественного транспорта, то среди сотен их немудреных названий заметно преобладают средние школы и магазины. Как будто рядовой хабаровчанин ездит по городу с единственной целью - закончить школу и купить затем что-нибудь на память о бесшабашно проведенной жизни.

Но это лишь кажется, на самом деле (во всяком случае, так утверждают в транспортном отделе местной мэрии) большинство остановок было названо с целью наилегчайшей ориентации на местности в честь самых значительных близлежащих объектов. Но так как еще во времена социализма в некоторых спальных районах города ничего значительного обнаружить не удалось, а школы и магазины были чуть ли не в каждом дворе, то и произошел этот рознично-педагогический перекос.

Но не стоит на месте наша жизнь. Что-то в ней трещит по швам и разваливается, что-то, наоборот, строится. До хабаровских остановок треволнения эти порой тоже доходят. Последний тому пример - торжественное майское переименование остановки «42-я школа» в остановку «Цирк». Школу, надо заметить, снесли задолго до этого события, и в памяти народной ее хранил лишь общественный транспорт. А цирк-красавец построили недавно. Так что новое название присвоили весьма кстати. В распоряжении мэра Хабаровска Александра Соколова по этому поводу так прямо и значится: «по многочисленным просьбам и обращениям горожан...». И перед глазами встает картинка - толпа ходоков у крыльца мэрии: «Вот пришли, батюшка, просить о переименовании...». На самом деле все гораздо проще: обратилась администрация цирка с предложением, с ним разумно и согласились. Но оправдывать такие решения простым здравым смыслом, видимо, до сих пор у нас как-то не принято, привычнее ссылаться на народный «энтузазизм». По этой логике получается, что завтра у нас появятся остановки по многочисленным просьбам представителей других профессий, а то и отдельных выдающихся персон.

Нет, все гораздо проще. В последние капиталистические годы инициаторами остановочных перемен становились в основном коммерческие и религиозные организации. Первые - потому что им нужна реклама, вторые - потому что во множестве отстроились христианские храмы, и «реклама» им нужна не меньше. Характерно в этом плане, что на улице Ленинградской по поводу остановки «Райисполком» в свое время сошлись «энтузазизм» Хакобанка и Кафедрального собора. Победил последний... Где теперь тот Хакобанк? А собор как стоял, так и стоит - мудра оказалась мэрия. Вот и остановку «Храм св. Александра» она одобрила в поселке им. Горького и «Покровский храм» в районе 5-й площадки...

Как заметил Борис Заславский, заместитель начальника транспортного отдела Хабаровской мэрии, переименование остановок у нас происходит нечасто (в среднем раз в год) и в основном по письменному предложению различных организаций. Впрочем, не всегда одного желания для этого бывает достаточно. Обратились, например, не так давно военные с просьбой вместо «Питомника им. Лукашова» установить «Пограничный институт». Но хабаровские садоводы, с коими мэрия посоветовалась, не дали согласия...

Однако заметим, что процесс переименования остановок играет порой злые шутки с хабаровчанами. И не то чтобы сам процесс, а скорее его пассивная неторопливость. Характерна в данном случае судьба остановки «Кинотеатр «Юбилейный». Еще на заре развитого социализма она называлась «7-я поликлиника», разумеется, в честь одноименной районной достопримечательности. Впрочем, поликлиника та напоминала собой, скорее, сарай, чем гордость советской медицины. Поэтому для нее поспешили отстроить новое здание в районе остановки «Южнопортовая», куда, собственно, медучреждение успешно и переехало. Вот и получилось: поликлиника из сарая «сбежала», а остановка осталась. Едет в общественном транспорте прихворнувший товарищ здоровье поправить. Кондуктор ему объявляет: «Остановка «7-я поликлиника». Товарищ выходит... Что за беда? Нет поликлиники! Когда число таких обманутых товарищей дошло до критической точки, название остановки сменили на «Кинотеатр «Юбилейный». Правда, если вы сегодня решите сойти на ней с целью приобщиться к последним достижениям киноискусства, то опять же будете разочарованы. Что за беда? Нет кинотеатра - одни лишь развалины...

И таких остановочных архаизмов наш общественный транспорт хранит, надо заметить, немало. Далеко в прошлое уже ушла советская власть, а на «Кировском райисполкоме» все еще тормозят автобусы. Мало того, мэр ввел округа вместо районных администраций, а остановки упорно утверждают обратное - что на том же «Кировском райисполкоме», что на «Администрации Индустриального района». Многочисленные хабаровские заводы сменили свои названия, приватизировавшись, или вовсе разорились, но, например, светлую память ЖБИ-3 по- прежнему хранит 19-й автобусный маршрут. Можно найти и еще массу примеров, когда автотранспорт у нас не поспевает за движением жизни. Тот же Хабаровский пединститут переквалифицировался в педуниверситет, но остановка этого не заметила. «Агентство «Аэрофлота» опять же не заметило коренных преобразований в отечественном авиатранспорте и, как следствие, в билетопродаже (там теперь «Дальневосточное авиаагентство»)...

Отдельной строкой здесь следует отметить и политическую близорукость хабаровского автотранспорта. Ведь в основном остановки у нас носят имена героев гражданской войны, причем со стороны Красной Армии. Дань истории - дело хорошее. Так ведь за историей не поспеваем, можно сказать, просто её игнорируем. Иначе появлялись бы такие остановки, как «Вертикаль власти В. Путина» или «Приватизация А. Чубайса». Остановку «Советская» пора бы переименовать в «Капиталистическую», а «60-летие Октября» - в «10-летие расстрела «Белого дома», например...

Впрочем, если говорить серьезно, то большинство наших остановок просто повторяет названия близлежащих улиц, а они исторически политизированы. И хотя учебники современной истории уже на 2-3 раза переписаны, закрепить эту новую трактовку на жилмассиве не так уж и легко. На защиту стеной встанут старожилы. А спорить с ними будет некому, так как молодому поколению на уличную идеологию просто наплевать. Во-вторых, как разумно заметили в отделе транспорта Хабаровской мэрии, остановки придуманы для того, чтобы на них выходить и оказываться в нужном месте. И коли привык человек к своей «Советской», то нечего его путать и пугать всякими «капитализмами». В общем, трепетнее надо относиться к процессу автотранспортных переименований, не торопясь. И с этим можно даже согласиться, за исключением, конечно, тех случаев, о которых говорят «и смех и грех». Все-таки «Кинотеатр «Юбилейный» с «Кировским райисполкомом» слишком отстали от жизни. Срочно требуется народный энтузиазм для всех необходимых переименований...

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов