Павшие и живые

19.07.2002 | АРХИВ | 3м. 34 c. | 245

Исполнилось девять месяцев с начала антитеррористической операции в Афганистане. О ее успехах за это время написано немало, а вот о потерях коалиции известно меньше.

Живая сила

7 октября 2001 года в 21.20 по кабульскому времени американские ударные самолеты и стратегические бомбардировщики нанесли первый удар по Афганистану. Антитеррористическая кампания в Афганистане, а затем на Филиппинах началась. За это время, согласно официальным данным министерства обороны США, потери коалиции в живой силе составили 68 погибших и 264 раненых. Среди погибших - 57 американцев. Подавляющее большинство потерь приходится на различные несчастные случаи. Первенство держат авиакатастрофы - 28 человек.

Обращает на себя внимание высокое соотношение раненых и погибших - на одного убитого приходится 3,21 раненых. По данному показателю война в Афганистане занимает первое место среди крупных конфликтов с участием США за последние сто лет. Это, с одной стороны, свидетельствует о повышении индивидуальной защищенности солдата на поле боя и высокой оперативности медицинской службы. В то же время это указывает на большое число аварий и технических неполадок, а также на проблемы в подготовке личного состава.

Кроме того, на каждого погибшего в бою американского солдата приходится более трех погибших в небоевых ситуациях, что является самым высоким показателем небоевых безвозвратных потерь в войсках США в крупных военных конфликтах. Это говорит о трудностях с адаптацией американцев к местности и новой методике ведения боевых действий.

В то же время количество боевых безвозвратных потерь - самое низкое за последние сто лет: американские солдаты почти не вступают в непосредственный контакт с противником в боевых условиях. Однако в случае значительного расширения масштабов конфликта, большего вовлечения американских войск в боестолкновения при сохранении нынешней динамики потерь США ожидает одна из самых трудных войн за всю историю страны.

Как бы то ни было, на первом этапе конфликта деятельность американского командования по минимизации потерь выглядит достаточно эффективной. Советский Союз только при вводе войск в Афганистан в декабре 1979 года за несколько дней потерял убитыми 86 человек, а за первый год войны с моджахедами - 484.

Техника

С начала афганской кампании США потеряли шесть самолетов, включая сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1 «Lancer» и два дальних перехватчика корабельного базирования F-14 «Tomcat». Еще два пилотируемых самолета повреждены. Также в списке потерь - девять уничтоженных и 11 поврежденных вертолетов. Кроме того, потеряно по крайней мере 13 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), в том числе новейший межконтинентальный БПЛА RQ-4A «Global Hawk» стоимостью около 10 млн. долларов.

Для сравнения: в ходе войны в Персидском заливе американцы потеряли 41 самолет и 23 вертолета, из них 29 самолетов и пять вертолетов - в боевых условиях. Общие потери авиации антииракской коалиции составили 75 самолетов и вертолетов. Заметим, что иракская ПВО сопротивлялась до последнего, в то время как средства противовоздушной обороны «Талибана» практически никак о себе не заявили.

В Югославии за время операции «Союзная сила», которая длилась три с половиной месяца, США и другие члены НАТО признали потерю четырех пилотируемых самолетов, трех вертолетов и 45 БПЛА. По официальным данным, были повреждены по крайней мере 11 самолетов, включая два бомбардировщика F-117 «Stealth», один из которых впоследствии пришлось списать.

Сравнение американских потерь в Афганистане с потерями во время операций «Буря в пустыне» и «Союзная сила» показывает, что у США имеются значительные проблемы с применением боевых и транспортных самолетов и вертолетов в условиях горного рельефа. Подавляющее большинство потерь в Афганистане связано с техническими неполадками и ошибками пилотов, которым не хватает опыта полетов в горной местности. Это признает и американское военное командование.

Не увенчались успехом попытки корпуса морской пехоты США использовать в Афганистане ударные вертолеты «Cobra». Двухлопастный вертолет оказался плохо приспособлен к разреженному горному воздуху. После потери одной из этих машин все оставшиеся в Афганистане вертолеты этого типа были заменены на более тяжелые и мощные ударные вертолеты АН-64 «Apache». Но досталось и им - все «Апачи», переброшенные в зону военных действий, получили повреждения в ходе боев.

Все это вынуждает США использовать вертолеты российского производства, проверенные в афганском небе. Военно-транспортные Ми-8 ЦРУ применяет при проведении спецопераций, а сверхтяжелый транспортный Ми-26 перевозит поврежденные американские вертолеты. Значительная подъемная сила пятилопастного Ми-8 и восьмилопастного Ми-26 делает возможным их успешное применение в условиях высокогорной атмосферы.

Деньги

Затраты США и их союзников, на первый взгляд, кажутся неоправданно большими. Бомбардировка глинобитных кишлаков ракетами стоимостью 600 тысяч долларов или бомбами по 200 тысяч долларов выглядит нелепо - проще сбрасывать денежные купюры с целью привлечь противника на свою сторону. (Кстати, американцы иногда именно так и поступали.)

Однако при анализе выясняется, что данная война - одна из самых дешевых для США за последние сто лет. Каждый налогоплательщик платит за антитеррористическую кампанию лишь около 4,18 доллара ежемесячно. А на одного солдата регулярной армии в месяц приходится 871 доллар бюджетных ассигнований. Более низкий показатель был только во время войны во Вьетнаме, которую американцы, как известно, проиграли. Для сравнения: в ходе операции «Буря в пустыне» США тратили более 22 218 долларов в месяц на каждого военнослужащего. Это была самая успешная и краткосрочная война из всех крупных военных конфликтов в истории США.

В. Николаев. («Курьер»).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов