Мафия и море. Государство бессильно перед преступными кланами

23.07.2002 | АРХИВ | 11м. 59 c. | 356

Итак, Лондон, Высокий суд справедливости, процесс по искам компаний «Берган» и «Болеро» к фирмам «Дальморепродукт» и «Дальморепродукт Троулерс» о взыскании задолженности по арендным платежам за пользование одиннадцатью супертраулерами. Допрос ответчика - президента холдинговой компании «Дальморепродукт» Юрия Диденко.

«Судья Крессвел:

- Вы говорите суду, что вам ничего не было известно о существовании гарантий Российской Федерации банкам, которые предоставили кредиты на строительство кораблей?

Диденко:

- Да, я говорю суду это.

Судья Крессвел:

- Г-н Диденко, я собираюсь высказать это настолько вежливо, насколько смогу, но это - просто ложь, не так ли?

Диденко:

- Я не принимаю от вас это оскорбление.

Судья Крессвел:

- Помните, что в октябре 1992 года вы просили г-на Ласкаридиса (греческий магнат-судовладелец, деловой партнер Диденко. - Б.Р.) выплатить авансом дивиденды из PTI (Pacific Trawlers Incorporated - совместная фирма Ласкаридиса и «Дальморепродукта». - Б.Р.) в размере 1,65 млн долларов США на конкретный счет в Сингапуре?

Диденко:

- Это не так. Деньги были необходимы, чтобы оплатить услуги, предоставленные в связи с ускорением приказа председателя Госкомрыболовства. Это был организационный период. Я попросил, чтобы г-н Ласкаридис сделал это.

Судья Крессвел:

- Вы просили авансом выплатить дивиденды из PTI, потому что у вас был бенефициарный интерес в PTI, так?

Диденко:

- В то время я никогда не упоминал PTI. Это неправда. И разговор был очень простым. Я попросил его перевести деньги в счет услуг, которые были оказаны при подготовке приказа. Так и произошло.

Судья Крессвел:

- Взгляните на документ F5/1255А, который указывает на платеж от 6 октября 1999 г. в сумме 1,65 миллиона долларов США, который вы попросили сделать г-на Ласкаридиса в качестве авансовых дивидендов в Юнайтед Овераз Банк на счет Синегал Петро ПТЕ Лимитед. Вы принимаете, что платеж был сделан, не так ли, на этот счет по вашему указанию?

Диденко:

- Да, по моей просьбе к г-ну Ласкаридису. Я попросил г-на Ласкаридиса перевести деньги за услуги группы людей, которые помогали разрешить проблемы с приказом № 170 (выделено мною. - Б.Р.)».

Давайте осмыслим чудовищность сказанного российским рыбным магнатом Юрием Диденко под присягой в Лондонском суде. Как о привычном, рутинном, совершенно обыденном и само собой разумеющемся он говорит о взятке «группе людей» из правительства, Госкомрыболовства, которые помогали ему «разрешить проблемы» с изданием незаконного приказа №170. Эти люди известны поименно. Они давали указания, готовили, визировали заведомо противоправный документ, приведший к тому, что страна не получила в свой нищий бюджет сотни миллионов долларов. Вот она, коррупция в чистом, совершенно неприкрытом виде!

Диденко переводит на взятки миллионы долларов в то время, как работники его крупнейшей в стране рыболовецкой компании по пять лет (!) не получают зарплату. Вся страна в мае нынешнего года по всем телеканалам смотрела рыбацкую бузу, когда отчаявшиеся получить свою зарплату работники «Дальморепродукта» перекрыли главную автотрассу Владивостока. Это тогда начальник ГИБДД города подполковник Александр Лысенко ударил кулаком в лицо трехлетнюю Катю - дочку рыбообработчицы Светланы Демидовой.

Из-за шторы роскошного кабинета не менее роскошного офиса наблюдал за происходящим богатейший человек Юрий Диденко, который задолжал своим «неграм» всего-то 50 миллионов рублей. Ровно столько, сколько приказал перевести в Сингапур на счета взяточников.

Положение рядовых рыбаков в воровском рыбном сообществе очень даже незавидное. Здесь развращают людей пиратской браконьерской работой, насаждают холопскую зависимость от боссов - «денежных мешков», «больших карманов». Часто «братки»-уголовники по их приказу работают над тем, чтобы насмерть запугать экипажи судов: стерпят, и никто не рыпнется. Безграничная, несокрушимая власть рыбной мафии направлена на то, чтобы работающих на нее простых людей: моряков, рыбаков, рыбообработчиков - сковал страх, чтобы они почувствовали себя ничтожествами. Отчетливо видны устремления мафиози встать над государственными институтами, низвести до положения «мосек» правоохранительные органы.

Плач Ярославны

Думаете, сколько за последние годы при премьерах Е. Примакове, С. Степашине, В. Путине, М. Касьянове было дано поручений на их уровне «об урегулировании ситуации вокруг супертраулеров испанской постройки»?

Семьдесят шесть!

Какой результат? Нулевой.

Вот документальные свидетельства абсолютной беспомощности власти.

Из письма директора Федеральной службы налоговой полиции М. Фрадкова вице-премьеру В. Христенко:

«В соответствии с поручением правительства проведена проверка соблюдения налогового законодательства ОАО ХК «Дальморепродукт». В ходе нее использовались полученные из Лондона материалы Высокого суда справедливости, содержащие показания президента компании «Дальморепродукт» Диденко Ю.Г. о взаиморасчетах с иностранными партнерами. В результате было установлено и документально подтверждено уклонение от уплаты налогов руководством указанной компании на сумму около 100 миллионов рублей...»

Спасибо, конечно, Высокому Лондонскому суду. Но поинтересуемся у г-на Фрадкина: за что его приморские налоговые полицейские деньги получают? Это был их и только их прямой профессиональный долг - «установить, документально подтвердить уклонение от уплаты налогов».

Из письма зам. начальника Административного департамента аппарата правительства А. Балыбердина премьер-министру М. Касьянову:

«...Руководство компаний «Дальморепродукт» и «Дальморепродукт Троулерс» препятствует исполнению решения Лондонского суда. Так, зам. директора ДМПТ В. Радчуком изъяты судовые документы на 11 супертраулеров, находящихся в порту Пусан (Южная Корея), а три судна продолжают незаконно удерживаться компанией «Дальморепродукт» в порту Раджин (Северная Корея). Компания «Берген» продолжает нести убытки, платежи по соглашению не поступают, сохраняется угроза потери для России заложенных судов».

Из письма министра МВД Бориса Грызлова премьер-министру Михаилу Касьянову:

«Установлены факты злостного невыполнения президентом ОАО ХК «Дальморепродукт» Диденко Ю.Г. указаний в отношении возврата в Россию трех супертраулеров испанской постройки, удерживаемых в порту Раджин КНДР. Злоупотребляя служебным положением, Диденко Ю.Г. с помощью капитана Владивостокского рыбного порта Шерстобитова В.С. по подложным документам оформил судовую роль капитану Зателепе Г.П. Последний, прибыв с командой в корейский порт, препятствует допуску на корабли законных владельцев...»

От себя добавлю, что не только законных владельцев не пускает Зателепа на корабли, построенные на российские деньги. Он очень далеко и конкретно послал прибывшего в Раджин Генерального консула посольства РФ в КНДР. А еще налево и направо распродает судовое оборудование, имущество. На это, кстати, жалуется в своем письме на имя министра экономразвития Г. Грефа первый заместитель Генерального прокурора России Ю. Бирюков...

Подумайте: ж а л у е т с я!!! Высочайший прокурор!!!

Как же хочется по примеру скандально известного писателя Владимира Сорокина ненормативно высказаться об абсолютной профессиональной импотенции наших охранительных служб, когда дело касается ограбления государства или других громких уголовных дел! Боюсь. Тут же привлекут за неправильную лексику на радость «Идущим вместе». Уж это-то у них отлажено.

Целый год Диденко насильственно удерживает не принадлежащие ему три российских корабля, которые он и без того сполна «выдоил» с максимальной для себя пользой. Восемь супертраулеров удалось вернуть под флаг России, они переданы рыбодобытчикам Приморского, Хабаровского краев по договорам бербоут-чартера. Было заключено соглашение между Минфином России, Внешэкономбанком и компаниями «Берген-Рыбкомфлот», в соответствии с которым владелец судов мог бы рассчитываться с федеральным бюджетом и обеспечить переход супертраулеров в течение четырех-пяти лет в собственность российских компаний. Были бы сохранены рабочие места для российских рыбаков. Кроме того, соглашение открывало вполне реальные перспективы значительно увеличить платежи в федеральный бюджет, если обеспечить каждый траулер квотами на вылов минтая в объеме не менее десяти тысяч тонн.

За это активно стали бороться руководители территорий, где расположены фирмы - теперешние арендаторы «испанских» судов. Их не менее активно поддержал полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе К. Пуликовский.

Увы, эти усилия наталкиваются на неприятие, открытое и скрытое противодействие со стороны председателя Госкомрыболовства Евгения Наздратенко. Совсем недавно он, что называется, «носил на руках» супертраулеры вместе с Юрием Диденко. Выделял сполна квоты, восхищался их производительностью и экологичностью. Забрали корабли у Диденко и разом по приказу Наздратенко компаниям - учредителям компаний-арендаторов этих траулеров незаконно и значительно срезали промышленные квоты.

Из письма полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе К. Пуликовского первому заместителю руководителя администрации президента Д. Медведеву.

«...Вызывает недоумение позиция Госкомрыболовства России. Несмотря на прямые поручения председателя правительства М. Касьянова обеспечить скорейшее оформление судов на новых фрахтователей, регистрационные документы на суда и лицензии на промышленное рыболовство не оформлены. По этой причине новые фрахтователи не могут получить квоты на вылов минтая (ни приобрести через аукцион, ни получить промышленную квоту в своем регионе). Таким образом, суда пропускают самый продуктивный период промысла с января по март в Охотском море. В этих условиях при неблагоприятном развитии событий нельзя исключить того, что супертраулеры могут быть потеряны для Российской Федерации, так как являются предметом международного залога, а непогашенный долг остается за государством».

Пуликовский не ограничился этим посланием. В конце декабря прошлого года во время встречи с президентом Путиным положил ему на стол документ, где есть такие строки:

«...Считаю, что для улучшения ситуации необходимо ускорить выход судов на промысел, их ресурсное обеспечение, а также выработать скоординированную позицию по использованию этих судов.

Учитывая изложенное, полагаю целесообразным дать поручение:

- правительству Российской Федерации предусмотреть отдельной строкой выделение в 2002 году промысловых квот на вылов минтая и других видов биоресурсов в Охотском и Беринговом морях для новых российских фрахтователей супертраулеров, что создаст условия погашения внешнего долга Российской Федерации;

- полномочному представителю президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе осуществить контроль за эффективной эксплуатацией супертраулеров в российской экономической зоне и координацию действий по данному вопросу соответствующих глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях скорейшего погашения задолженности перед федеральным бюджетом».

Президент наложил резолюцию: «М.М. Касьянову, К.Б. Пуликовскому. С предложениями согласен. Организуйте исполнение. В. Путин».

Исполнено? Нет. Поручение президента даже не... зарегистрировали?! Вспомните признание самого Владимира Владимировича по поводу расформирования прежней коллегии Госкомрыболовства: «Я дважды готовил проект документа по этому поводу, отдавал в секретариат президента, и там его дважды теряли».

Неужели жива прежняя практика в кабинетах, недалеко отстоящих от самого главного кабинета в стране?

Наздратенко, его аппарат сделали все возможное, чтобы сорвать работу супертраулеров в нынешнем году. Устраивали долгие бюрократические проволочки с выдачей разрешений на право плавания под флагом Российской Федерации, без объяснения причин изымали у экипажей судов рыболовные билеты, по надуманным обстоятельствам запрещали промысел... В результате четыре супертраулера компании «Востокрыбфлот», например, из 36 дней нахождения в районе лова работали всего 9, понесли колоссальные убытки.

Как на это реагировал премьер-министр? 7 апреля в очередном письме на имя Путина пожаловался президенту, что Госкомрыболовства не выполняет поручений правительства, «... в результате суда не были допущены к аукциону по продаже квот на право добычи минтая в Охотском море».

И никакого спроса.

Вообще, слово «ответственность», по-моему, никак не приложимо к нашей нынешней власти. Высоковажные персоны, сойдясь в полукруг в зале заседаний правительства, великодушно прощают друг другу то, чего прощать нельзя. Образуется «полукруговая» порука. Водопад их показного энтузиазма, со старым, как нынешний гимн, мотивом: «Жить стало лучше, жить стало веселей» никак не совместим с печальными реалиями российской жизни.

И минтай может быть золотым

Мне довелось бывать на минтаевой путине в Охотском море на рыбопромысловом судне. Там есть правило: все свободные от вахты - начальники, гости - идут шкерить рыбу: обрубают головы, очищают от кишок. Этим нехитрым делом почти на 90% отечественных добывающих судов и завершается процесс, называемый рыбообработкой. Затем рыбу морозят, продают оптом в Китай, Республику Корея по цене примерно 900 долларов за тонну. В этих странах минтай поступает на береговые заводы по его обработке. Превратив в филе, продукцию уже по цене 1500-1600 долларов за тонну отправляют в США, Германию, Норвегию, где тоже построили заводы по переработке российского минтая. Там режут на кусочки, укладывают в коробочки. Цена такого деликатеса - примерно 2,5 тысячи долларов за тонну. Высококачественная, не сильно перемороженная продукция идет в страны Западной Европы, а некондиция, в основном из Германии, с заводов города Бременхафен, возвращается в Россию, ее продают в наших супермаркетах по цене, в 3-4 раза превышающей ту, за которую она была отдана российскими рыбаками. Таким образом на наших ресурсах зарабатывают все, кроме федерального бюджета.

Между тем только современные, высокопроизводительные суда из той сотни, что построены под гарантии правительства (в том числе и испанские супертраулеры), могут выпускать ту самую конечную дорогую продукцию после глубокой, комплексной, практически безотходной переработки рыбы. Скажем, супертраулер испанской постройки может в сутки выбрать более 400 тонн минтая и полностью, без отходов переработать эту массу рыбы. Готовая продукция: филе минтая, икра минтая (дороже лососевой икры на мировом рынке в два раза), кормовая мука, фарш сурими (ценнейший продукт для приготовления блюд морской кулинарии). Рентабельность этих судов на порядок выше, чем наших старых БМРТ и БАТМов, которые производят только минтай без головы и могут за сутки переработать его не более 40-50 тонн. Кстати, Евросоюз ввел ограничения на поставку в свои страны диффростированного (дважды и более замороженного) сырья, что может нанести нашей экономике серьезный урон. Что делать?

Мы все про «испанцев» да про «испанцев», а ведь есть еще около сорока судов, построенных под гарантии правительства на верфях Германии и Норвегии. И по ним тоже не урегулированы отношения российских арендаторов и собственников судов, должны быть отработаны прозрачные схемы менеджмента, условия расчетов с федеральным бюджетом... Их бы максимально использовать, и не только в Охотском и Беринговом морях, где ресурсы изрядно подорваны. Еще несколько лет такой бесконтрольной, бездумной эксплуатации, и в этих морях уже нечего будет ловить. Пора бы вспомнить, что наш рыболовецкий флот весьма успешно вел промысел у берегов Африки, Австралии, Южной Америки и в других районах Мирового океана. Здесь России сызнова нужно создавать правовую базу: многие подписанные еще в советское время соглашения устарели, а у некоторых вообще закончился срок действия.

У нас в стране когда-то была совсем неплохая рыбоперерабатывающая промышленность. Теперь она практически вся развалена. Экономических стимулов ее развития нет. Предприятия, которые еще работают, испытывают острую нехватку сырья и в подавляющем большинстве не в состоянии выпускать продукцию мирового уровня.

Когда-то в Приморье, помню, активно работали по развитию аква- и марикультуры. У нас все загубили, зато Китай, используя российские научные наработки, выращивает в год до двадцати миллионов тонн рыбы и морепродуктов.

Наша Госдума пять лет не может принять закон «О рыболовстве». Работа в правовом вакууме очень даже выгодна рыбной мафии. Мелкие рыбацкие фирмы, работающие под приглядом криминала и на криминал, плодятся, гибнут, опять плодятся в неисчислимом количестве. Несколько лет назад я был в командировке на островах Северных Курил. Они практически необитаемы, только в райцентре, в городе Северо-Курильске на Парамушире живут чуть больше двух тысяч островитян. Знаете, сколько там было зарегистрировано рыбодобывающих компаний? 335! В каждой - одна, две, три старые рыбацкие посудины. Сколько берут они биоресурсов, не знает никто, потому как только у нас продукцию за рубеж отправляют не через порты, а непосредственно из районов промысла. Так что с уловом к родным берегам сейнеры, траулеры практически не возвращаются. Без улова, впрочем, тоже. Отвадил наших капитанов делать это чиновный люд - партнер, организатор и покровитель рыбной мафии.

Вот что рассказал мне недавно мурманский рыбацкий капитан:

- Приходим мы в родной порт, становимся на рейде, я радирую нашим властям: оформляйте приход. Что тут начинается! Вслед за портовыми чиновниками, пограничниками, таможенниками появляются: карантинная служба, пожарные, ветеринары, рыболовная инспекция... Каждый дергает лично капитана. Придираются, почти внаглую вымогают угощение, подарки, взятки. Не дай бог, обнаружат какое-то нарушение, предложат дело «замять». И опять плати. Потом подтягиваются на борт бандиты, «братки»: давай делись, в натуре... Словом, решили мы эти проблемы просто: больше в Мурманск не заходим. Идем в норвежский порт Киркинес. Там снимаю команду, ребята домой в Мурманск едут на автобусе или летят самолетом - всего 480 километров. В Киркинесе ремонтируем судно, буксируемся...

Ситуация, как понимаете, весьма типичная. Валюта за судоремонт, снабжение, стоянку и т.п. остается за рубежом. Вздумай наш капитан, скажем, заменить дизель в родном Мурманском порту, кроме всех ремонтных работ он еще должен будет заплатить таможенную пошлину в 25 процентов от стоимости судна!

Воистину, глупость - это не отсутствие ума. Это такой ум.

А норвежское правительство недавно сняло все ограничения и сборы с российских судов в местах их традиционного захода.

...Говорят, победить коррупцию как явление нельзя, она существует во всем мире. Но мир, чем дальше, тем больше, осознает, что Россия выходит на самые передовые рубежи по показателям коррумпированности. Если наше общество не окоротит мафию, в том числе и рыбную, мафия будет править страной. Что для этого нужно прежде всего? Убежден: политическая воля нашего президента.

Владимир Владимирович, для начала давайте хотя бы выполним сполна все, что наметили пять лет назад, - после той «известинской» публикации «Мафия и море». А начинать, думаю, нужно опять с пункта № 1 - расформирования коллегии Госкомрыболовства во главе с ее председателем Евгением Наздратенко.

Обидно, если еще через пять лет вновь придется писать о мафии и море.

Б. Резник, спецкор «Известий»; депутат Госдумы, член парламентской комиссии по борьбе с коррупцией, член президиума Российского национального антикоррупционного комитета. («Известия», 20.07.02 г.).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов