Заметки с выставки «5 + 2»

25.07.2002 | АРХИВ | 3м. 14 c. | 55

Это будут заметки не арт-критика, но арт-зрителя, то есть созерцателя изобразительного искусства, живущего все еще в литературоцентричном мире. Но и для нас пришли иные времена, и мы таращимся на разного рода экраны и дисплеи.

Знаковое событие произошло 17 июля сего года. «Спешите увидеть, господа, новые работы художников группы «5+2» в новом выставочном зале» - написано в пресс-релизе РТС (это сокращение расшифровывается как Региональный творческий союз, он же группа «5+2»). Здесь важны оба момента: и новые работы, и новый выставочный зал. Задуман долгосрочный проект негосударственного коммерческого характера, который объединил бы не только художников, но и специалистов по художественному проектированию, компьютерной графике и т.д. Душой проекта (официально организатором и руководителем РТС) стал Игорь Кравчук, известный хабаровский живописец, которого, наверно, вскоре назовут в духе времени галеристом. Цель была - построить работу на западный манер, а набираться опыта он ездил в Санкт-Петербург к «Митькам» (есть такая группа в Питере). Говорят, что накануне открытия выставки Игорь самолично разнес 50 пригласительных билетов в разные точки города. Но сколько еще ему предстоит сделать, чтобы получился комплекс таким, как он его задумал: галерея, кафе, музыкальный салон!

Итак, заинтригованные приглашением гости входят в холл краевого объединения профсоюзов, что на Комсомольско-Соборной площади, и по весьма неприглядной лестнице спускаются в преисподнюю, в цокольный этаж, называемый «минус вторым». Перед ошарашенным посетителем - прекрасное помещение, оформленное с безупречным вкусом и с использованием самой современной экспозиционной техники. Это именно камерная галерея, назначение которой приблизить зрителя, коллекционера к художнику. В ней аура эстетского салона. Как сказал Игорь Кравчук на открытии, здесь будут выставляться работы высокого уровня. Таковые и предоставила группа «5+2». В перекличку с названием группы кто-то предложил назвать галерею «минус два».

Что и говорить, открытие прошло в приятной обстановке, был роскошный фуршет с шампанским и виноградом, музыкальный фон создавал Виталий Коробов с гитарой и своими песнями. Спрашивается, откуда средства? Однако финансовый механизм, в отличие от картин, не выставляется на показ публике. В пресс-релизе сказано, что делу художников помогли предприниматели. Спасибо безымянному спонсору (спонсорам?) и от зрителя, с надеждой.

Вернемся теперь к великолепной семерке «5+2». Это Геннадий Арапов, Юрий Дунский, Игорь Кравчук, Александр Лепетухин, Андрей Паукаев, Владимир Хрустов, Игорь Шабалин. Нет нужды представлять их читателям, их творчество хорошо известно хабаровчанам по городским, краевым, зональным, а также персональным выставкам. Знают их и за рубежом. По возрасту и по мастерству каждый из них, как сказал поэт, «художник в силе», а подробности - в специальном буклете. Но об истории группы надо напомнить. Эта выставка десятая по счету, а началась их общая биография в октябре 1988 года. Художественный музей приобрел их работы, что было само по себе знаком признания; тогда молодые и энергичные выпускники худграфа Хабаровского пединститута и создали группу (впятером). Вместе выставлялись, вместе ездили на пленэры, это сплачивало и придавало сил. В 90-е годы у них была длительная пауза, потом совместная работа возобновилась; к группе присоединились Юрий Дунский и Александр Лепетухин.

Представлены в большинстве новые работы художников (это стоит подчеркнуть, так как телевидение дало неверную информацию). А. Лепетухин сказал, что его акварели едва просохли. Кстати, это была для него проба сил в новой технике - акварели. Тут нужны легкость и быстрый темп: художник пишет, пока сохнет бумага, исправлять нельзя.

Полярно противоположное настроение создают холсты И. Шабалина, которого для удобства восприятия можно окрестить метафизический колорист. Сумрачный мир: скепсис, отчаяние, любовь. Сложно зашифрованные иносказания - «Земля и вода», «Одевать. Снимать». Красоту, гармонию, животворящее начало олицетворяет женщина. Трудно оторвать взгляд от трагической картины И. Шабалина «Лот с дочерьми» (живописный холст 85-95), он гипнотизирует.

Зато можно перевести дух, перейдя к пленительно изящным работам Андрея Паукаева. Красота обнаженной натуры, метаморфозы одного и того же пейзажа написаны легко и небрежно, никакой детализации, но правда целого. Сколько ни вглядывайся в эти золотистые и розовые мазки поверх сиреневой воды, все равно не поймешь, как они превращаются в игру световых рефлексов на водной поверхности (триптих «Большая вода»).

По соседству с ним, если двигаться вдоль правой стены, а точнее - вдоль зигзагообразно поставленных планшетов, так что у каждого экспоната свое отдельное пространство, - пейзажи и букеты Игоря Кравчука. «Осенний мотив на Амуре» и «Озеро на левом берегу Амура» написаны вполне традиционно, такого типа работы часто встречаются в салонах и на асфальте. Запоминается широкий и свободный мазок в импрессионистской картине «Черемуха цветет» (фигуративный пейзаж с лошадками на первом плане). Особая примета И. Кравчука: его работы имеются в коллекции г-на Юбера де Вердьера, посла Франции в России.

Продолжим беглый обзор выставки. 10 картин Владимира Хрустова, они смотрятся как отдельная выставка талантливого пейзажиста. Тематика: Испания и Аляска. Названия картин звучат как поэтические строки: «Собор Аве Мария. Пладжос», «Старый монастырь в Бисбале», «Долина Миллионного ручья. Аляска»... Конструктивная трактовка городского пейзажа, интенсивный цвет, жесткие контуры домов, деревьев и гор. Все богатство впечатлений художника от архитектуры, созданной руками... человека, до первозданной природы. Какая находка для художника контрасты аляскинской долины: сверху белоснежно-сиреневые горы, ниже темно-синие скалы, а внизу уютная долина в зелено-черных тонах. Еще В. Хрустов удивительный мастер светотени. Его хорошо знают и хабаровчане, и жители других стран - от США до Новой Зеландии.

Левый угол у окна получился библейским, здесь находятся уже упомянутые акварели А. Лепетухина на евангельские сюжеты: «Омовение ног», «Ночь», «Воскрешение Лазаря», «Беседа». Новозаветные персонажи из Евангелия от Иоанна соседствуют с ветхозаветным праведником Лотом и его дочерьми. Притчи выбраны как средство, с помощью которого художники образно выражают глубинные нравственные искания (как у Лепетухина) или драматические коллизии личной судьбы (как у Шабалина). Когда-то передвижники презирали академиков за засилье библейских сюжетов в их картинах, теперь, на новом витке истории, и греко-римские, и христианские мифы стали необходимы и даже модны. Их принимает любой зритель - и верующий, и неверующий, - конечно, при условии, что творец говорит через них о своем, важном.

Особое примечание к обоим художникам: они владеют не только кистью, но и пером. Читатели «ТОЗа» хорошо знают Александра Лепетухина как оригинального публициста, ведущего рубрики «Душа и творчество», в рамках которой он творит свой вербальный культурный миф Хабаровска. Наделенный завидным объемом креативной энергетики, он и педагог, и книжный иллюстратор, и автор интересных художественных проектов, вроде фестиваля «Твоя степень свободы». Игорь Шабалин - стихотворец, написал стихов на целую книгу, но пока не удосужился ее издать.

И, наконец, графика - сфера радикальных экспериментов, затеянных, однако, не ради эпатажа. Юрий Дунский тоже из пишущих художников, мастер книжной графики, он проработал в Хабаровском книжном издательстве больше десяти лет, оформлял книги о дальневосточной природе. Сейчас занят поисками в области нетрадиционной графической техники, при этой не чуждается социальной и региональной тематики. Представленные на выставке четыре работы сделаны в одинаковой технике: «стекло, бумага, эмаль». Виртуозное использование этих материалов на точной графической основе создает неповторимый почерк, которым можно передать лирику и гротеск, утонченность и резкость, изящество и колючесть. Сравним: «Скандальный обвал рубля» и «Вечерняя зорька» (названия работ). Биографический штрих к Ю. Дунскому: он член Союза художников и Союза журналистов.

В центре галереи - Геннадий Арапов, чья персональная выставка прошла недавно, ее еще обсуждают, осуждают, восхищаются. Здесь представлены графические листы, озаглавленные «Композиция № 1, № 2, №3, №4, №5, №6, №7, №8». Геометризированный драйв, балансирование на грани предметного (абстрактного: букет не букет, веточка не веточка, птица не птица. Игра линий, фигур, цвета. Достигается двойной эффект: во-первых, напряжение зрительской фантазии, во-вторых, удовольствие наподобие того, когда разглядываешь картинки в калейдоскопе. Видно, что живописец Г. Арапов (его серия «Дожди» отмечена краевой премией как лучшая еще в 1966 г.) ищет новое и находит его.

Еще Протагор сказал, что по одному и тому же поводу могут быть высказаны два разных мнения. Агрессивно настроенный сторонник классической традиции может оценить обсуждаемую экспозицию как выставку работ учителей черчения и рисования. Ведь помимо выпускников худграфа в Союзе художников (а в нем сейчас более 90 членов!) есть выученики других школ и академий. Возникают группировки солидарных по творческому методу или просто по жанровой принадлежности, летучие и постоянные. Например, «Реалисты» (Виталий Дроздов сотоварищи), «Другие» во главе с Ириной Оркиной. Наличие разнообразных по эстетике и жанрам творческих единиц и групп, прибавление новых выставочных площадей - отрадное явление в художественной жизни нашего города. Хабаровск становится городом художников. Или уже стал им?

Валентина КАТЕРИНИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

19.09.2021 20:54
Волонтеры считают: выборы прошли чисто
Студенты Герман Столяров и Арина Головина говорят, что решили принять участие в выборах в качестве общественных наблюдателей, потому что это показалось им интересным для дальнейшего развития, убедиться в честности выборов, добросовестности их проведения.

19.09.2021 17:55
В лидерах по голосованию северные районы Хабаровского края
По состоянию на 15 часов 19 сентября в краевой столице проголосовало более 35 % избирателей.

19.09.2021 13:03
Павел Минакир: "Просто красивых плакатов с красивыми словами недостаточно"
Научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН, член президиума Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир ходит на выборы каждый раз, как они проводятся, за исключением тех моментов, когда его нет в Хабаровске.

19.09.2021 10:17
Заключительный день голосования стартовал без происшествий
Стартовал третий, заключительный день голосования по выборам  губернатора Хабаровского края и депутатов в краевую думу.

18.09.2021 21:47
Завершился второй день выборов
Сегодня в 20-00 по местному времени избирательные участки Хабаровского края завершили второй день голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года.



07.05.2020 10:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 09:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?