Заметки с выставки «5 + 2»

25.07.2002 | АРХИВ | 5м. 52 c. | 235

Это будут заметки не арт-критика, но арт-зрителя, то есть созерцателя изобразительного искусства, живущего все еще в литературоцентричном мире. Но и для нас пришли иные времена, и мы таращимся на разного рода экраны и дисплеи.

Знаковое событие произошло 17 июля сего года. «Спешите увидеть, господа, новые работы художников группы «5+2» в новом выставочном зале» - написано в пресс-релизе РТС (это сокращение расшифровывается как Региональный творческий союз, он же группа «5+2»). Здесь важны оба момента: и новые работы, и новый выставочный зал. Задуман долгосрочный проект негосударственного коммерческого характера, который объединил бы не только художников, но и специалистов по художественному проектированию, компьютерной графике и т.д. Душой проекта (официально организатором и руководителем РТС) стал Игорь Кравчук, известный хабаровский живописец, которого, наверно, вскоре назовут в духе времени галеристом. Цель была - построить работу на западный манер, а набираться опыта он ездил в Санкт-Петербург к «Митькам» (есть такая группа в Питере). Говорят, что накануне открытия выставки Игорь самолично разнес 50 пригласительных билетов в разные точки города. Но сколько еще ему предстоит сделать, чтобы получился комплекс таким, как он его задумал: галерея, кафе, музыкальный салон!

Итак, заинтригованные приглашением гости входят в холл краевого объединения профсоюзов, что на Комсомольско-Соборной площади, и по весьма неприглядной лестнице спускаются в преисподнюю, в цокольный этаж, называемый «минус вторым». Перед ошарашенным посетителем - прекрасное помещение, оформленное с безупречным вкусом и с использованием самой современной экспозиционной техники. Это именно камерная галерея, назначение которой приблизить зрителя, коллекционера к художнику. В ней аура эстетского салона. Как сказал Игорь Кравчук на открытии, здесь будут выставляться работы высокого уровня. Таковые и предоставила группа «5+2». В перекличку с названием группы кто-то предложил назвать галерею «минус два».

Что и говорить, открытие прошло в приятной обстановке, был роскошный фуршет с шампанским и виноградом, музыкальный фон создавал Виталий Коробов с гитарой и своими песнями. Спрашивается, откуда средства? Однако финансовый механизм, в отличие от картин, не выставляется на показ публике. В пресс-релизе сказано, что делу художников помогли предприниматели. Спасибо безымянному спонсору (спонсорам?) и от зрителя, с надеждой.

Вернемся теперь к великолепной семерке «5+2». Это Геннадий Арапов, Юрий Дунский, Игорь Кравчук, Александр Лепетухин, Андрей Паукаев, Владимир Хрустов, Игорь Шабалин. Нет нужды представлять их читателям, их творчество хорошо известно хабаровчанам по городским, краевым, зональным, а также персональным выставкам. Знают их и за рубежом. По возрасту и по мастерству каждый из них, как сказал поэт, «художник в силе», а подробности - в специальном буклете. Но об истории группы надо напомнить. Эта выставка десятая по счету, а началась их общая биография в октябре 1988 года. Художественный музей приобрел их работы, что было само по себе знаком признания; тогда молодые и энергичные выпускники худграфа Хабаровского пединститута и создали группу (впятером). Вместе выставлялись, вместе ездили на пленэры, это сплачивало и придавало сил. В 90-е годы у них была длительная пауза, потом совместная работа возобновилась; к группе присоединились Юрий Дунский и Александр Лепетухин.

Представлены в большинстве новые работы художников (это стоит подчеркнуть, так как телевидение дало неверную информацию). А. Лепетухин сказал, что его акварели едва просохли. Кстати, это была для него проба сил в новой технике - акварели. Тут нужны легкость и быстрый темп: художник пишет, пока сохнет бумага, исправлять нельзя.

Полярно противоположное настроение создают холсты И. Шабалина, которого для удобства восприятия можно окрестить метафизический колорист. Сумрачный мир: скепсис, отчаяние, любовь. Сложно зашифрованные иносказания - «Земля и вода», «Одевать. Снимать». Красоту, гармонию, животворящее начало олицетворяет женщина. Трудно оторвать взгляд от трагической картины И. Шабалина «Лот с дочерьми» (живописный холст 85-95), он гипнотизирует.

Зато можно перевести дух, перейдя к пленительно изящным работам Андрея Паукаева. Красота обнаженной натуры, метаморфозы одного и того же пейзажа написаны легко и небрежно, никакой детализации, но правда целого. Сколько ни вглядывайся в эти золотистые и розовые мазки поверх сиреневой воды, все равно не поймешь, как они превращаются в игру световых рефлексов на водной поверхности (триптих «Большая вода»).

По соседству с ним, если двигаться вдоль правой стены, а точнее - вдоль зигзагообразно поставленных планшетов, так что у каждого экспоната свое отдельное пространство, - пейзажи и букеты Игоря Кравчука. «Осенний мотив на Амуре» и «Озеро на левом берегу Амура» написаны вполне традиционно, такого типа работы часто встречаются в салонах и на асфальте. Запоминается широкий и свободный мазок в импрессионистской картине «Черемуха цветет» (фигуративный пейзаж с лошадками на первом плане). Особая примета И. Кравчука: его работы имеются в коллекции г-на Юбера де Вердьера, посла Франции в России.

Продолжим беглый обзор выставки. 10 картин Владимира Хрустова, они смотрятся как отдельная выставка талантливого пейзажиста. Тематика: Испания и Аляска. Названия картин звучат как поэтические строки: «Собор Аве Мария. Пладжос», «Старый монастырь в Бисбале», «Долина Миллионного ручья. Аляска»... Конструктивная трактовка городского пейзажа, интенсивный цвет, жесткие контуры домов, деревьев и гор. Все богатство впечатлений художника от архитектуры, созданной руками... человека, до первозданной природы. Какая находка для художника контрасты аляскинской долины: сверху белоснежно-сиреневые горы, ниже темно-синие скалы, а внизу уютная долина в зелено-черных тонах. Еще В. Хрустов удивительный мастер светотени. Его хорошо знают и хабаровчане, и жители других стран - от США до Новой Зеландии.

Левый угол у окна получился библейским, здесь находятся уже упомянутые акварели А. Лепетухина на евангельские сюжеты: «Омовение ног», «Ночь», «Воскрешение Лазаря», «Беседа». Новозаветные персонажи из Евангелия от Иоанна соседствуют с ветхозаветным праведником Лотом и его дочерьми. Притчи выбраны как средство, с помощью которого художники образно выражают глубинные нравственные искания (как у Лепетухина) или драматические коллизии личной судьбы (как у Шабалина). Когда-то передвижники презирали академиков за засилье библейских сюжетов в их картинах, теперь, на новом витке истории, и греко-римские, и христианские мифы стали необходимы и даже модны. Их принимает любой зритель - и верующий, и неверующий, - конечно, при условии, что творец говорит через них о своем, важном.

Особое примечание к обоим художникам: они владеют не только кистью, но и пером. Читатели «ТОЗа» хорошо знают Александра Лепетухина как оригинального публициста, ведущего рубрики «Душа и творчество», в рамках которой он творит свой вербальный культурный миф Хабаровска. Наделенный завидным объемом креативной энергетики, он и педагог, и книжный иллюстратор, и автор интересных художественных проектов, вроде фестиваля «Твоя степень свободы». Игорь Шабалин - стихотворец, написал стихов на целую книгу, но пока не удосужился ее издать.

И, наконец, графика - сфера радикальных экспериментов, затеянных, однако, не ради эпатажа. Юрий Дунский тоже из пишущих художников, мастер книжной графики, он проработал в Хабаровском книжном издательстве больше десяти лет, оформлял книги о дальневосточной природе. Сейчас занят поисками в области нетрадиционной графической техники, при этой не чуждается социальной и региональной тематики. Представленные на выставке четыре работы сделаны в одинаковой технике: «стекло, бумага, эмаль». Виртуозное использование этих материалов на точной графической основе создает неповторимый почерк, которым можно передать лирику и гротеск, утонченность и резкость, изящество и колючесть. Сравним: «Скандальный обвал рубля» и «Вечерняя зорька» (названия работ). Биографический штрих к Ю. Дунскому: он член Союза художников и Союза журналистов.

В центре галереи - Геннадий Арапов, чья персональная выставка прошла недавно, ее еще обсуждают, осуждают, восхищаются. Здесь представлены графические листы, озаглавленные «Композиция № 1, № 2, №3, №4, №5, №6, №7, №8». Геометризированный драйв, балансирование на грани предметного (абстрактного: букет не букет, веточка не веточка, птица не птица. Игра линий, фигур, цвета. Достигается двойной эффект: во-первых, напряжение зрительской фантазии, во-вторых, удовольствие наподобие того, когда разглядываешь картинки в калейдоскопе. Видно, что живописец Г. Арапов (его серия «Дожди» отмечена краевой премией как лучшая еще в 1966 г.) ищет новое и находит его.

Еще Протагор сказал, что по одному и тому же поводу могут быть высказаны два разных мнения. Агрессивно настроенный сторонник классической традиции может оценить обсуждаемую экспозицию как выставку работ учителей черчения и рисования. Ведь помимо выпускников худграфа в Союзе художников (а в нем сейчас более 90 членов!) есть выученики других школ и академий. Возникают группировки солидарных по творческому методу или просто по жанровой принадлежности, летучие и постоянные. Например, «Реалисты» (Виталий Дроздов сотоварищи), «Другие» во главе с Ириной Оркиной. Наличие разнообразных по эстетике и жанрам творческих единиц и групп, прибавление новых выставочных площадей - отрадное явление в художественной жизни нашего города. Хабаровск становится городом художников. Или уже стал им?

Валентина КАТЕРИНИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов