Жизнь твоя, кинематограф

27.08.2002 | АРХИВ | 4м. 48 c. | 277

27 августа 1919 года Ленин подписал документ под названием «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение народного комиссариата по просвещению». Эту дату и принято считать днем советского, а в наши дни - российского кино.

Эта дата не значит, что до ленинского декрета в России кино не было - первые художественные фильмы у нас начали снимать в 1908 году (кинематограф был изобретен во Франции братьями Люмьер в 1895 году). Надо сказать, что мы умело и быстро освоили это искусство.

Хабаровчане впервые познакомились с волшебным лучом ровно 105 лет назад. В июльскую жару 1897 года в городе появился предприниматель по фамилии Спург и продемонстрировал в здании Общественного собрания несколько видовых фильмов. А стационарные иллюзионы появились позже. В 1907 году ими владело семейство Подпах, хотя кинопоказы здесь были временными. В 1910 году хабаровский купец Соломон Купер вместе с кинопредпринимателем М. Алексеевым взяли в аренду помещение в центре города (стояло там, где сейчас «Совкино») и открыли постоянно действующий иллюзион. Самый старый советский кинотеатр краевого центра - «Совкино». В 1923 году он еще назывался «Миражом», а с мая 1925 года обрел нынешнее свое имя.

Первые хроникальные местные киноленты были сняты в 1912 году кинофирмой Зуева, они рассказывали о жизни Приамурья (демонстрировались на известной хабаровской выставке 1913 года).

Хабаровск всегда дружил с киноискусством, расцвет которого пришелся на предвоенные советские годы и после Победы. Здесь давно и плодотворно работает студия документальных фильмов, в доперестроечное время в краевом центре было почти полтора десятка кинотеатров, они не пустовали, зритель охотно смотрел фильмы, не будучи развращенный телевидением. Хабаровский «Гигант» не случайно носит свое «большое» имя - в России он долго считался самым вместительным кинотеатром в три зала. Уникальное, чисто хабаровское явление - клуб любителей кино под названием «Киноглаз», ему в этом году исполнилось 35 лет.

Словом, город наш киношный.

Конечно, сегодня это искусство переживает не лучшие времена, зрителей в залах маловато, засилье американских картин не лучшего уровня, билеты не дешевые, да и жизнь у нас другая, не до кино порой. И все же иногда и у нас снимают фильмы, на которые идет зритель. К примеру, достойную конкуренцию «американцам» недавно составил российский фильм молодого режиссера Егора Кончаловского «Антикиллер». А вообще отечественное кино в прокате занимает всего семь процентов и три с половиной процента зрителей от общего числа.

Грустно... Приходилось вспоминать другие времена. Диктатор Сталин почему-то любил смотреть у себя в Кремле фильмы. И нередко учинял жестокие разносы их создателям. После чего картины переделывались или отправлялись на полку на долгое забвение. Виссарионычу трудно было угодить, везде ему мерещилась аполитичность да тлетворное влияние Запада. Хотя сам западное кино охотно смотрел на своих закрытых просмотрах, куда приглашался самый ближний круг соратников.

Впрочем, закрытые просмотры практиковались по всей стране. Хабаровск - не исключение. Как это делалось? В еще незабытые годы застоя Союз кинематографистов каким-то образом добывал за рубежом копии нашумевших фильмов, которые для массового зрителя не закупались. Надо отдать должное, это были интересные работы мастеров, того же Феллини, Кополлы, Вайды. Две-три ленты отправлялись в долгое путешествие по тем городам, где у Союза кинематографистов были свои отделения. Коробки с лентами сопровождал обычно московский кинокритик, он же и переводчик. Эта затея предполагала своеобразную творческую учебу: смотрите, учитесь, как надо снимать кино. Такие просмотры вызывали ажиотаж, попасть на них было непросто, приглашали обязательно местных режиссеров, операторов, в списки попадали и некоторые журналисты, партийные работники. Собирался этакий ближний круг, и в зале студии кинохроники наступал кинокайф: О, Феллини! Ах, Кополла!

В зале заседаний крайкома партии, где его первый секретарь А.К. Черный проводил заседания бюро, также была установлена местными прокатчиками киноаппаратура, повешен экран. Он и сегодня сохранился, а вот технику прокатчики забрали и направили ее работать в глубинку.

Отсюда, из того дома, нередко звонили на студию и просили показать привезенные фильмы членам бюро и кандидатам. Фильмы доставляли вместе с киноведом-переводчиком, директором студии и главным инженером - вдруг что случится, техника подведет. Очевидцы рассказывали, А.К. Черный также участвовал в просмотрах, возглавляя этот своеобразный круг. Сидел он обычно на своем месте, откуда вел заседания. Иногда комментировал с ехидцей увиденное. Обычно его хватало на одну картину, а если не нравилась, мог встать и уйти в свой кабинет: работать, мол, надо.

Посмотрев однажды фильм, рассказывающий о страданиях и переживаниях богатеньких его героев, обронил такую пророческую фразу: ну вот, и миллионерам плохо живется, богатые, мол, тоже плачут.

В аппаратной обычно работал опытный «киномеханик», он же инженер кинотеатра «Совкино» В. Мирошниченко. Когда он уехал из края, его сменил киноинженер «Гиганта» А. Башков. Эти люди приезжали крутить кино и на краснореченскую дачу Черного. По традиции после майских и ноябрьских демонстраций, парадов здесь устраивался прием. Был обустроен на даче небольшой кинозал, где гости и смотрели фильмы. Как правило, выбирался для просмотра новый отечественный фильм и местные документальные ленты. День Победы собирал ближний круг на даче командующего округом, там предпочитали картины о войне.

Иногда Алексей Клементьевич приезжал смотреть документальное кино на студию кинохроники: высказывал мнение, давал советы. Как-то режиссер Ф. Фартусов снял полнометражный цветной фильм о Хабаровском крае. Неплохо вроде получилось, Москва одобрила, оценила высоко. Но что скажет Черный?

Алексей Клементьевич молча его посмотрел, коротко похвалил, но сделал замечания: чтобы лучше показать край, надо бы добавить кое-что, а что-то убрать. Авторам картины это не совсем понравилось - картину можно запускать, она плановая, невыполнение плана грозит лишением премии... Черный встал, надел головной убор и съязвил: думал, отдохну здесь, но и у вас тоже план. И ушел. А через три дня руководство студии пригласили на расширенное заседание бюро крайкома.

Алексей Клементьевич объявил перерыв и обратился к присутствующим:

- Предлагаю посмотреть сейчас фильм о нашем крае, я свои замечания авторам высказал раньше, но может быть был не прав...

После сеанса Черный готов был слушать мнения. Первым взял слово Г.Е. Подгаев, председатель крайисполкома. Фильм ему понравился, ничего, мол, переделывать не надо и так хорошо.

Снова наступило долгое молчание. Все же Черный услышал и другие мнения, которые удивительно совпали с его собственными. Картину досняли...

Был в Хабаровске еще один закрытый кинозальчик - в здании т.н. «резиденции» (нынешний «Парус»). Обычно там останавливались высокие московские гости. Последним был М. Горбачев. К его приезду стали готовить кинопрограмму из местной документалистики, часа на полтора. Сделали «нарезку» из разных лент, смонтировали - с участием представителей крайкома. Когда «нарезку» показали Черному, он недолго молчал, а потом велел вернуть все на студию и подготовить новую «нарезку», другую, а содержание показать ему.

Дело было в том, что услужливые подчиненные набрали столько кадров с обликом А.К. Черного, что тому стало неловко за перестаравшихся клерков.

Такое вот было кино у нас когда-то. Сегодня закрытые просмотры забыты, все кино - на экране, разное, умное и не очень, свое и чужое.

В праздник наши прокатчики покажут два новых отечественных фильма - «Первокурсницу» и «Упасть вверх», документальные ленты хабаровских мастеров. Так что идите и смотрите, есть повод - День российского кино.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

13.05.2024 16:50
На ВДНХ проходит Всероссийский свадебный фестиваль

13.05.2024 13:18
Группа ВТБ: спрос на яйца и продукты для выпечки вырос на 22% накануне Пасхи

13.05.2024 13:06
Умная замена: в домах Комсомольска-на-Амуре устанавливают видеодомофоны «Ростелекома»

11.05.2024 15:12
Дальневосточники, вы в игре

11.05.2024 09:11
Успейте на «Амурфест» в Хабаровске

10.05.2024 09:43
На выходных можно прогуляться с врачом и посмотреть дрифт

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов