Эх, российская дорога, три изгиба на версту

21.09.2002 | АРХИВ | 5м. 34 c. | 294

У меня уже уйма советчиков, естественно, хабаровчан. А в чем проблема - отполощу. Этот процесс изначально входил в общую задачу рассказа о дорогах. Поскольку не надо ходить к гадалке за ответом на вопрос: быть ли дорогам Хабаровска предметом нашего восхищения?

Ушат холодной воды

Из предыдущих публикаций мы уяснили, что в городах и населенных пунктах дорог нет - есть улицы. Эта официальная закавыка разделения статуса дорог имеет логическое следствие. Местная власть не получает в свой бюджет ни копейки из огромных сумм транспортных налогов. Как будто в городах машины не ездят, а летают.

Хабаровску повезло, что он - столица края, что через него идет две транзитных федеральных трассы «Восток» и «Уссури». Под эту марку в последние годы исключительно преобразилась часть дорог, появились транспортные развязки и т.д. Жители благодарны за это краевой власти, а на фоне этого ее внимания, разумеется, бледно выглядит власть городская.

Почему она такая? Когда делится городской бюджет, то деньги в первую очередь отписывают на школы и больницы, на ЖКХ и социальную помощь. На дороги - остатки. Например, в 2002 году из городского бюджета в 1,8 млрд. рублей городское управление дорог и внешнего благоустройства получило 168 млн. руб. Из них: 10 млн. руб. - на освещение, 10 - на озеленение, около 80 - на обслуживание города (на ливневую канализацию, подметание и мытье улиц, уборку снега и т.д.; для сведения - за зиму на городские улицы высыпается пять вагонов соли и эшелон песка). И лишь оставшиеся 60-70 млн. рублей идут на ремонт дорог. А дорог в Хабаровске 826 км (как до Владивостока). Казалось бы: в пределах 80 тыс. руб. на километр - неплохо. Но в этих деньгах - зарплата дорожников, цена асфальта, содержание техники (320 машин и два завода), налоги и т.д. По очень скромным запросам ежегодно Хабаровску на более-менее приемлемое содержание дорог требуется 600-700 млн. рублей, а не слезы в 60-70.

Может ли городская казна выделить на дороги больше денег? Может. Отщипнув у врачей, учителей и прочих бюджетополучателей. Мы на это согласны? Можно вопрос ставить и по-другому. А почему в столице края, где сосредоточен основной бизнес и деньги, где уйма возможностей, такой бедный бюджет? Ну, на фоне прошлых лет он заметно «потолстел». Во времена предыдущего мэра дорожникам и такие суммы были бы верхом счастья. А с другой стороны, право подобных вопросов принадлежит избранным хабаровчанами депутатам к избранному хабаровчанами мэру. «Кухня» доходов городского бюджета в их руках. Правда, с существенной оговоркой о бюджетной иерархии в стране. Самый наполненный - федеральный бюджет, потом - региональные, на издыхании - районные и городские, в предсмертных конвульсиях - сельские бюджеты. То есть город может иметь больше доходов в своем бюджете либо враз придушив бизнес, либо найдя не известную доселе «золотую жилу», что нерационально и нереально. Реальнее ежегодный прирост путем упорного труда. Ситуация, однако, может существенно измениться, если государство перераспределит налоги в пользу местной власти, о чем сейчас много говорят. Но тогда будет больше денег, к примеру, на городские дороги за счет резкого уменьшения расходов на дороги краевые. Это своего рода сообщающиеся сосуды - не обольщайтесь.

Отсюда жестокая реальность. Первейшая задача - обеспечить проезд общественного пассажирского автотранспорта. На дороги к частному сектору, внутриквартальные и другие - по молчаливому согласию - что останется.

А как же вылизанная нынче улица Муравьева-Амурского? Это отдельная тема. В краевом бюджете есть статья, по которой более ста миллионов рублей причитается на благоустройство Хабаровску, как краевой столице. Статья-то давняя, но этих денег город ни разу не видел. Как бы в качестве стимула, чтобы не разивал рот на манну небесную. Нынче эти деньги выделили. Но не городу - благоустройством занимались краевые дорожники. Принцип такой: столица начинается с центра. Но есть слухи, что, якобы, далее благоустройство за счет этой статьи будет продолжено на прилегающих к центру улицах и постепенно пойдет дальше, к окраинам. И опять же - обольщаться не будем.

Горе от ума

Почему мы все, всегда и всем недовольны - дорогами, в том числе? Потому что слишком умные. Оценки нам за знания ставили, а не за умение их применять. Попробуем сделать наоборот. Однажды на улицах Серышева, Калинина, Пионерской, Краснореченской и Суворова стали считать количество машин и их грузоподъемность. Потом вывели формулы и ужаснулись. По нагрузке эти отнюдь не худшие дороги должны иметь международную классность. Стали смотреть по другим городским дорогам - аналогично. Особенно опасна такая нагрузка весной, когда дороги пучит. И что делать? Вводить весенний запрет на проезд или брать за него плату. Эти исследования и предложения сделаны были Дальневосточным автодорожным институтом и Хабаровской мэрией. Были бы наши дороги хорошие, и запрет не нужен. Но автомобилисты взвились - дорого! А бесконечный ремонт дешев? В этом году на весеннем проезде городские дорожники собрали около 20 млн. рублей, потратив их на ремонт. Какую оценку поставить мэрии и дорожникам за такое применение знаний?

Или такая ситуация. Асфальт был свеж, тонок, слегка укатан и шевелился. Знакомо? А как же - опять асфальт в грязь кладут! Не возмущайтесь. Отныне его будут класть зимой и летом, в сушь и в дождь. Вот только он шевелиться не будет. Даже слегка укатанный. Потому что хабаровские дорожники внедряют новинки. Первая: битумная смесь с добавкой эмульгатора. Это для так называемого «ямочного» ремонта: плюх - и сразу застыла. Вторая: щебеночно-мастичный асфальт с добавкой виатопа. Присмотритесь: он уложен совсем недавно на больших участках улиц Артемовской и Краснореченской в районе автозаправки. С виатопом будут укатывать самые напряженные участки, особенно на спусках и поворотах. Он дает жесткость и «крепость» на два десятка лет. Укатывается за два прохода, а через полчаса можно ехать. И третья: дорнит-геотекстиль - такая дорожная прокладка для отвода влаги и крепления слоев дорожной подушки, «лечения» пучинных участков, армирования подходов к мостам. Собственно, это и не новинки. Геотекстиль для испытаний уложен на Комсомольской трассе в 1986 году от 167 до 171 километра. Тормозните - как он там? В Германии запрещены все виды асфальта, кроме виатопа. У нас до Урала он в ходу, а далее - мы первые. Причем асфальт с виатопом внедрили за две недели на наших же асфальтобетонных установках. Какую оценку поставим за это?

«Проращивал» все эти штучки профессор, доктор технических наук, директор нашего автодорожного института Апполинарий Ярмолинский. Директор «Дорремстроя» (который мастичный асфальт укатывает) Юрий Ковалев удостоен в этом году диплома лауреата Всероссийского конкурса. А мэр Хабаровска наградил нынче грамотой городское управление дорог и благоустройства. Впервые - за все годы! И в то же время только весной было 30 проверок дорожников - а куда деньги закапывают?

Куда - это видно. На улицах Серышева и К. Маркса (не путать с М.-Амурского); утюжат в пос. им. Горького улицы Энтузиастов, Покуса, Гагарина; в Северном округе довели до норм улицу Стрельникова; приводили в порядок школьные территории; красивыми сделают бульвары; наконец-то взялись за ливневую канализацию (на бульварах, в пер. Фабричном, возле школ №№ 15, 22, 27 и что успеют - на Пятой площадке). Мало! Даже очень мало. Мэрия дает своих заказов дорожникам и благоустроителям всего на половину от их возможностей - сколько на это отпущено денег бюджетом. А половину своей программы они отрабатывают на сторонних заказах. Построить дорогу, уложить асфальт, сделать газон, посадить деревья и еще множество платных услуг для предприятий и частных лиц. К приезду Ким Чен Ира за двое суток укатали военным огромный плац. Обидно, конечно. Не сделанное сегодня, завтра обойдется вдвое дороже. Но в этом мире бал правят деньги. И, как обычно, глупости.

Огромная глупость называется «переходами» - это когда прокладывают через дороги коммуникации. Улицу Комсомольскую, например, «копают» уже дважды после асфальтирования. Таких фактов не перечесть. Причем «копают» в городе запросто - по собственному желанию кому не лень. Потом «переходы» замазывают асфальтом. Но в местах нарушенной технологии обязательно остается ямка либо «подскок». Через год-другой в этих местах уже канавы - без ремонта не обойтись. На таких вот «переходах» город теряет в год до миллиона рублей. Получается, что согласовывать работы разных ведомств - вещь нереальная? Кстати, штрафы за такие вот «самостийные» раскопки асфальта мизерные.

И еще - никто из нас даже заново сделанное не бережет. Поставить машину на газон, заехать на тротуар, выбить бордюр, раскурочить дорогу - без оглядки ни на совесть, ни на чужие деньги.

* * *

И что же нам сделать раньше: построить дороги, а потом взяться за дураков или наоборот? В истории есть примеры, когда США и Германия вытащили себя из кризиса, начав широкомасштабное строительство автобанов. Глядя на российское и в том числе на хабаровское оживление дорожного строительства и благоустройства, что думать - может, и мы потихоньку умнеем? И начинаем действительно выбираться из кризиса?

Раиса ЦЕЛОБАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов