Елена Чистова: «Шоу-бизнес делается в Москве!»

24.10.2002 | АРХИВ | 4м. 22 c. | 458

Продюсер - во всем мире это слово звучит гордо. Елена Чистова - одна из них. Она много лет эффективно работала с группой «Агата Кристи». Позже была продюсером, сорежиссером и сценаристом многих известных клипов Сергея Галанина, Александра Буйнова, Михаила Шуфутинского, Татьяны Овсиенко, групп «Наутилус Помпилиус», «ЧайФ», «Сплин» и других. Нескольких лет продюсировала модный дуэт «Адам и Ева», участники которого отмечены национальной премией «Овация».

Елена Чистова стала «крестной мамой», идеологом первого Всероссийского практического семинара «Открывая тайны шоу-бизнеса, или Как стать продюсером».

Сегодня ни одно из высших учебных заведений России не готовит продюсеров, ни одна из книг по этой теме не дает ответов на вопросы, а люди шоу-бизнеса никогда не раскроют своих секретов. Помочь начинающим продюсерам, преимущественно провинциалам, дать им профессию, шанс - ради этого и затевался семинар. О продюсерах, российском шоу-бизнесе и шла речь в беседе корреспондента «ТОЗа» с Еленой Чистовой.

- Насколько мне известно, во всем мире продюсер - это человек, который, во-первых, вкладывает деньги в проект и получает дивиденды (в кино); во-вторых, в музыке - руководит записью альбома и т.п. Кто продюсер в России, по вашему мнению, если не устроитель концертов?

- Понятие «продюсер» в нашей стране не имеет ничего общего с тем, что понимается под словом «продюсер» в шоу-бизнесе на Западе. Слово produce «родилось» у кинопроизводителей - это «человек, занимающийся производством фильмов». Впоследствии на Западе все проекты, связанные с музыкой, также имели продюсеров, которые produce музыкальный материал, т.е. были производителями музыкального материала. В нашей стране это понятие было искажено. На самом деле, то, что делает российский продюсер, на Западе называется «менеджментом», то есть он - персональный менеджер.

- Вы начинали в Свердловском рок-клубе, в рок-сообществе. Странновато в таком случае видеть в числе ваших клиентов Шуфутинского, Овсиенко, Буйнова. Или для вас это не принципиально?

- В 80-х люди слушали не только «Наутилус Помпилиус», но еще и «Ласковый май». Я прекрасно помню, что в то время человек, который слушал «Ласковый май», для меня не существовал вообще. Я настолько была пропитана этим рок-н-роллом, «Кино», Майком Науменко... Мне казалось, что все эти сладкие ля-ля-ля для недоумков, что люди третьего сорта слушают подобную музыку.

Когда мы начали работать с «Агатой Кристи», мы были полностью в рок-н-ролльной тусовке. Я прекрасно помню, каким антагонизмом все это было пропитано в больших залах, где встречалась попса с рок-н-роллом. Потому что одни - носители идей, а другие - с крашеными волосами, гримом на лице, разодетые в пух и прах, поющие сладкие песенки. Прошло время, и появилась такая штука, как «шоу-бизнес». В этом бизнесе сначала стало нивелироваться понятие рок-н-ролл и попса, ведь и те, и другие захотели одинакового количества денег, одинакового количества клипов, ротации их в эфире, и те, и другие начали говорить, сколько они стоят.

Для меня абсолютно безразлично, для кого снимать клип, кроме тех случаев, когда у меня личность и музыкальный материал вызывают полное отвращение.

- В чем же специфика российского шоу-бизнеса и в чем его отличие от западного?

- На Западе свой шоу-бизнес, а в нашей стране - российский, во всем его искажении. Отличия? Ну, во-первых, разная расстановка сил вокруг проекта. У нас зачастую продюсер в одном лице и менеджер, и концертный директор, и человек, который решает все вопросы, и пиарщик.

На Западе в основном доход приносят продажа альбомов и концертная деятельность - это второе отличие. В нашей стране очень маленькие доходы от пластинок, особенно та часть, которая достается артисту.

И самая главная проблема: нет никаких законодательных норм, законов, правил в отношениях между коллективом и продюсерскими центрами, рекорд-компаниями, между продюсером и музыкантами. Там все эти законодательные нормы давно разработаны, и люди стараются жить по правилам. У нас - игра вне правил.

- В чем проблема России - недостаток талантов или нехватка продюсеров?

- Я думаю, что нехватка продюсеров. Это именно то, ради чего я и делаю семинар. Если в Москве я по пальцам могу перечислить 20 продюсеров, то в других городах... Даже отсутствуют элементарные знания о московском шоу-бизнесе, на основе которых и происходит раскрутка.

- Обязательно ли хабаровскому (например) музыканту ехать в Москву, чтобы раскрутиться? Разве это не нонсенс?

- Не нонсенс. Если мы посмотрим на голливудские примеры, то прекрасно поймем выражение «Все пути ведут в Голливуд». Там ведущие радиостанции, телевидение, там высокие технологии. Поэтому если хабаровский музыкант ставит себе планку стать известным по всей стране, то, естественно, его путь ведет в Москву, и, может быть, в большей степени путь его продюсера.

Есть такой пример: группа «Агата Кристи» приехала в Москву, но это ничего принципиально не изменило в их судьбе. Группа «Чайф» не переехала в Москву, процветает, находясь у себя на родине. Но у группы «Чайф» есть два человека, которые ею занимаются, - московский продюсер Дима Гройсман, а другой - свердловский. Они раскручивают группу, а группа сидит со своими семьями дома, так же, как и «Смысловые галлюцинации». Речь не о том, что люди должны бежать в Москву. Но те, кто ими занимается, должны работать и на местном рынке, и на московском.

Если же кто-то считает, что это нонсенс, то максимум, чего он может достигнуть, - это работа в местных клубах и песни в эфире местных радиостанций. Эта планка, которую они сами себе поставили. Человек должен сам себе ответить на вопрос: «Чего я хочу в жизни?».

- Есть ли будущее у российского шоу-бизнеса, достигнет ли он когда-нибудь мирового уровня?

- Смешно говорить, что у российского шоу-бизнеса нет будущего. Чем мы, пардон, все занимаемся, если будущего нет? Прогресс неизбежен. «Тату» является примером выхода на международный рынок. Примером может быть Алсу и ее удачное выступление на Евровидении. Я считаю, что если у нас будут создаваться проекты, ориентированные на Запад, с хорошим английским, то думаю, что у нас будет кем удивить мир.

- У кого больше шансов на всемирное признание, реальный международный успех - у российских рокеров или у попсовиков?

- Думаю, что у попсовиков. Рокеры - люди, которые поют о своем, о наболевшем. 99 процентов из них. Зачастую мы за это их и любим. За их российскую ментальность, за то, что они залезают к нам в душу, за их тексты. Если Земфиру или «Би-2» и перевести на английский, то кому они там будут нужны, если даже не каждый русский понимает подводное течение их мыслей?

- Ваш семинар, где открываются секреты шоу-бизнеса, - это революция или попытка устроить бурю в болоте?

- Идея возникла у меня еще в прошлом году. Я не задумывалась, что хочу бурю в стакане сделать или что-то еще, я просто поняла, что это людям нужно. Самое главное - я не даю формулу зарабатывания денег, чего, наверное, многие ждут, я даю формулу становления личности. А потом человек, став личностью, став компетентным, уверенным в себе, уже сам решает, сможет ли он зарабатывать деньги на своей профессии.

Интервью подготовил Александр Филимоненко.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио

08.05.2024 09:30
Алексей Младов открыл школу программирования в Городе юности

08.05.2024 09:00
Поезд Победы приехал в Хабаровск

08.05.2024 09:00
В ожидании пасхального фестиваля

08.05.2024 08:45
Золотые награды в память о наставнике

08.05.2024 08:29
Путешествие по затерянным островам

08.05.2024 08:24
Волонтёры помогут найти героев-фронтовиков

08.05.2024 08:06
Футбольная школа «Искра» - в шорт-листе



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов