Глаз, как у орла
поиск
16 июня 2025, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Глаз, как у орла

05.11.2002
Просмотры
390

Российские разработчики шпионской техники недавно попали в курьезное положение. Сотрудники предприятия с говорящим названием «Спецтехника и связь» при МВД успешно завершили работу над фотоаппаратом для скрытой съемки и представили опытный образец своему заказчику - Министерству внутренних дел.

Новинку сразу же опробовали в действии сотрудники Оперативно-поискового управления МВД, которые по долгу службы занимаются слежкой и прослушкой. Фотокамера пришлась оперативникам по душе, и зашла речь о ее серийном производстве.

Но тут выяснилось, что по не зависящим от разработчиков причинам в серию эта шпионская техника не пойдет...

Оказывается, новый цифровой фотоаппарат модульной конструкции был создан на базе одной из моделей японской фотокамеры Minolta. Но к прошлому году, когда выпуск спецфотоаппаратуры решили поставить на поток, японцы перестали выпускать нужную модель. Получилось, что три года российские специалисты работали впустую, 400 тысяч рублей, выделенных на исследования, улетели в корзину, а милиционеры и контрразведчики остались без дефицитной техники.

Так сложилось, что в области тайных фотоаппаратов России всегда приходилось догонять Запад. Родиной шпионских камер считаются Франция и Германия. Изобретатель всемирно известного «Минокса» инженер Вальтер Зепп создал уникальную шпионскую фотокамеру в 1938 году. Изобретение оказалось настолько совершенным, что расчетливые немцы выпускают камеру до сих пор. В СССР нечто подобное изобрели только десять лет спустя.

После войны по приказу Берии начала работать первая специальная фотооптическая лаборатория, ее задачей было оснастить советские спецслужбы современной техникой. В 1948 году НКВД получил первый малогабаритный фотоаппарат «Аякс-8», умещавшийся в кулаке. Но новинка имела несколько недостатков. Во-первых, снимала только половину кадра. А во-вторых, при использовании «Аякса-8» в конспиративных условиях возникали проблемы: чтобы сделать снимок, требовалось немалое усилие (до 5 кг), и процесс съемки сопровождался изрядным шумом.

Правда, уже в следующем году на смену ему пришел усовершенствованный «Аякс-9», объектив которого можно было спрятать под обыкновенной пуговицей. А главное, агенту уже не приходилось давить на кнопку с огромной силой: новый «Аякс» имел пружинный взвод для автоматической съемки до 10 кадров. Следующая модель, «Аякс-10», могла снимать через женскую брошку, пряжку брючного ремня и замок портфеля: разработчики сконструировали для «малышки» именно такой камуфляж.

И только в 1952 году МГБ СССР получило технику, которую ждало много лет, - простой в использовании и надежный «Аякс-12», ставший самым массовым тайным фотоаппаратом XX века. Отставники КГБ, вспоминая его добрым словом, даже сравнивают качество этой камеры с советской пенсией: хорошо, стабильно, надежно. Помимо МГБ-КГБ, МВД и ГРУ эти фотоаппараты получали все друзья и партнеры СССР.

Как утверждают в ФСБ, «Аякс-12» до сих пор используется спецслужбами стран СНГ - конечно же, не от хорошей жизни. Тем не менее, его и сейчас ценят за то, что для съемки можно использовать обычную фотопленку с отрезанной перфорацией и быстро ее менять с помощью специальной кассеты. После «холодной войны» запустили коммерческий вариант шпионского фотоаппарата под названием «Зенит МФ-1», который продавался в обычном магазине. А фанаты, коллекционирующие спецтехнику, могут приобрести подлинник на нью-йоркских и лондонских аукционах примерно за 150-200 долларов.

Несмотря на проигрыш во времени создания шпионской техники, после Второй мировой войны СССР обгонял Запад по ассортименту, качеству и уникальности спецаппаратуры.

Судите сами. У немцев первые модели фотоаппарата «Робот» появились еще в 1934 году. Аппарат применялся во Второй мировой войне германскими летчиками для съемки результатов бомбежек, а также сотрудниками фашистской разведки. Затвор «Робота» приводился в действие пружинным двигателем и позволял выполнять последовательную съемку без необходимости взводить затвор и проматывать пленку после каждого кадра.

Но хотя в 40-х годах «Робот» активно использовался спецслужбами как коммунистического блока, так и западных стран, однако большие габариты «Робота» проигрывали советским «Аяксам», которые можно было закамуфлировать даже в дамский бюстгальтер.

И «Аякс», и «Минокс» агенты разведок разных стран мира использовали для слежки за живыми объектами. Они должны фиксировать людей в любые моменты их жизни - во время работы или в момент интимной связи.

Для тайного копирования документов требовалась совершенно иная техника. В 70-х годах ЦРУ - самая молодая из всех могущественных спецслужб - удивила весь шпионский мир уникальной фотокамерой «Тропелл Т-100». Американцы камуфлировали ее в зажигалки, авторучки и брелоки, и эти непритязательные предметы агенты ЦРУ использовали практически по всему миру, в том числе и при работе в СССР. По сравнению с советскими аналогами

70-х годов фотоаппарат ЦРУ имел лучшее разрешение пленки (180 линий на один мм против 120 у советской «зажигалки»). Это объяснялось высоким качеством западной сверхтонкой пленки, которого конструкторы КГБ и их коллеги из Штази (ГДР) не смогли в то время достичь.

Тем не менее сами американцы считали советскую технику более простой, надежной и потому более удобной в оперативной работе. Советские камеры хоть и снимали лист формата А4 за два приема, зато для продолжения работы требовалось сменить только кассету, а у американцев - весь механизм.

(«Курьер»).