Человек с претензиями стал еще более неудобен

30.01.2003 | АРХИВ | 3м. 32 c. | 222

Семь с лишним лет назад в редакции появился человек в возрасте накануне пенсии и представился: изобретатель. Поскольку ряды современных и, главное, истинных, а не псевдоползуновых и черепаковых за годы потрясений у нас сильно поредели, то посетитель вызвал живой к себе интерес.

Как чаще всего случается, визитер начал жаловаться на несправедливость к нему, равнодушие, непонимание. Подумалось, может быть, это очередной непризнанный «гений», гонимый черствыми и недалекими людьми. Сколько их вокруг, обладателей выдающегося интеллекта, невостребованного обществом! Однако на поверку вышло, что у этого посетителя было дельное предложение и вполне обоснованные претензии. После обстоятельного разговора с ним и со знающими людьми, после поездки на «место происшествия» в газете появился очерк «Неудобный человек с претензиями» («ТОЗ», 16.09.95 г.). Правда, и до этого приходилось не раз писать о том, что сообразительный, пытливый человек придумает новое и всем полезное дело, а новинке не только хода не дают, но еще и автора объявляют плагиатором и сутягой. Что и говорить, мы премного преуспели в самоуничижении, что нет пророка в своем Отечестве.

Тем посетителем почти восьмилетней давности был мастер цеха централизованного ремонта Хабаровской ТЭЦ-3 Юрий Панарин. Много чего нового напридумывал он за годы работы на станции. Но больше всего его увлекала идея выпускать изделия из композитных материалов. На этот раз конкретно он «болел» желанием стальные лопасти всех четырех насосов ТЭЦ заменить на изготовленные из стеклопластика. Такого еще нигде не было. Но это не была счастливая мысль, озарившая его в то время, - он жил с ней уже почти сорок лет. В Ленинграде случай свел механика-испытателя подводных лодок Панарина с главным конструктором АПЛ, лауреатом Ленинской премии Соломоном Тёмкиным. Выслушав молодого инженера, академик благословил его на дерзания с композитными материалами.

Внедрение лопастей из стекловолокна сулило большие и технические, и экономические выгоды. И не только для ТЭЦ, на которой работал Панарин. Новатор вынашивал дерзкую идею организовать в Хабаровске производство движителей любых судов - от индивидуальной моторной лодки до океанского лайнера, рабочих колес всевозможных насосов, турбин, нагнетателей, вентиляторов и так далее. Это могло бы приносить огромные доходы. Для этих целей можно было бы создать научно-производственное объединение. Но этим должны были заняться другие, предприимчивые люди: он имел только дар изобретателя, а не организатора производства. Но это было делом будущего. А пока же по рацпредложению Панарина лопасти из пластика не только были изготовлены в лаборатории полимерных материалов Дальневосточного НИИ технологии судостроения, но и установлены на некоторых насосах ТЭЦ. Положительный эффект налицо. Но Панарин не успокаивается и продолжает совершенствовать свое предложение, и доводит его до уровня «полезной модели рабочего колеса насоса», на что Российское агентство по патентам и товарным знакам выдало ему свидетельство за № 12711.

Однако «проталкивать» свое детище в производство Панарину стоит неимоверных усилий: никто из руководителей большой энергетики края не хочет признавать полезность его изобретения. «Никакого изобретения у него нет. Может быть, на рацпредложение без экономического эффекта и тянет, но уж больно много он об этом шумит». Даже такой унижающий достоинство инженера отзыв не сломил его. Былая физическая закалка дважды мастера спорта СССР помогла выстоять в нелегкое время.

Наша газета не упускает из поля внимания Панарина. Еще дважды она посвящает свои публикации начатой семь с лишним лет назад теме. Но, к сожалению, газетные выступления не изменяют отношения начальства к Панарину и его делу. Его по-прежнему считают чудиком, малокомпетентным человеком. И вот приходит день, когда свое веское слово говорит Российское агентство по патентам: Ю. Панарин 20 сентября 2002 года получает патент за № 2189503 на изобретение рабочего колеса насоса.

Но наш герой лишен даже возможности наблюдать за тем, как ведут себя лопасти из стеклопластика, установленные на некоторые насосы. По отзывам знакомых работников ТЭЦ, детали из композитных материалов давно уже показали свое преимущество перед стальными. Теперь он вынужден пользоваться только такой устной информацией, поскольку вообще уволен с ТЭЦ-3 якобы по состоянию здоровья. Хотя сам он убежден, что эта причина увольнения не обоснована. Ему даже запретили входить на территорию станции, лишили пропуска.

Заведующая отделом Хабаровского краевого совета Российского общества изобретателей и рационализаторов Алла Осипкина рассказала следующее:

- Для меня остается загадкой причина такого отношения руководителей энергосистемы к Панарину и его изобретению. Да, у Юрия Викторовича сложный характер, но это не повод игнорировать его довольно интересное предложение. Я договорилась с генеральным директором Хабаровскэнерго В.М. Левитом о том, чтобы Панарина пропустили на территорию ТЭЦ. Он хочет посмотреть, как работают циркуляционные насосы с лопастями из стеклопластика. Но ни его, ни его помощника по изобретению на ТЭЦ не пустили.

А перед этим Юрий Панарин и Валерий Колотыгин совершили поездку в крупные города Сибири и Урала. Они намеревались на месте изучить отношение тамошних энергетиков к новым колесам насосов. Оказалось, что уральцы и сибиряки высоко оценивают качество колес насосов, лопасти которых изготовлены из полимерных материалов. Преимущества их перед стальными очевидны. В Хабаровск иные уральские и сибирские электростанции даже прислали заявки на изготовление кто одного, кто двух, а кто и семи комплектов лопастей из стеклопластика. Жаль только, что из-за нехватки финансирования лаборатория в НИИ судостроения может закрыться.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

21.05.2024 10:54
ВТБ предупреждает: мошенники предлагают продлить срок банковской карты

21.05.2024 09:10
Россия и Китай договорились о Большом Уссурийском

21.05.2024 09:05
В «Обход» с транспондерами

21.05.2024 09:00
Киокусинкай идёт во все школы

21.05.2024 08:51
Теплоход «Здоровье» отправится по Амуру

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов