Обидеть ЖКХ может каждый. Но издеваться зачем?

02.04.2003 | АРХИВ | 5м. 34 c. | 198

Прочел в газете «ТОЗ» очередную публикацию по модной и важной для всех теме реформирования ЖКХ. На этот раз заголовок в материале был таким: «Владимир Денисенко хочет стереть ЖЭУ с лица земли». Внимание читателя, конечно, привлекает. Только и всего. Стереть - не проблема. Но не путь ли это к полному развалу отрасли?

Действительно, состояние нашего коммунального хозяйства желает лучшего. Чего же еще можно пожелать отрасли, десятилетиями доводившейся «до ручки»? Но кто хоть немного знаком с проблемой, знаком и с причинами, которые мешают кардинально выправить положение: отсутствие государственной поддержки, некомпенсация расходов на обслуживание многих категорий льготников, низкая платежеспособность населения.

При всех трудностях и жгучих проблемах в нашем городе все-таки делается немало, чтобы не допустить коммунальных катастроф, как это было на Сахалине, в Приморье, других регионах, а также в отдельных населенных пунктах Хабаровского края. Многие ли знают, каких усилий стоит МУП «Водоканал» в условиях ветхости подземных сетей, обмеления и загрязнения Амура обеспечивать город питьевой водой? Между тем у «Водоканала», как и городского ЖКХ в целом, все те же финансовые трудности из-за неплатежей. Можно, конечно, сбросить все это хозяйство на обслуживание коммерческим структурам. Но поступить так - значит полностью развалить все, что держит нас на плаву. Потому что ни один умный предприниматель не возьмется за дело, заведомо убыточное и провальное, требующее многомиллионных финансовых вложений.

В поисках выхода из тяжелой ситуации коммунальные предприятия стали требовать возмещения своих затрат и погашения долгов. Практически все службы заказчика и некоторые городские ЖСК подали претензии в министерство финансов правительства Хабаровского края о возмещении недополученных доходов за предоставленные льготы и субсидии. Только за 2002 год сумма задолженности за жилищно-коммунальные услуги составила 1007 миллионов рублей. Из них за техническое обслуживание - 397 миллионов рублей. На эту сумму можно было бы отремонтировать пять тысяч подъездов. А сколько можно было бы сделать для города, если бы нам вернули сумму общей задолженности, сложившейся за годы так называемых реформ. Это 2008 миллионов рублей!

Концепцию реформы ЖКХ условно можно разделить на следующие составляющие: демонополизация и развитие конкурентной среды, совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, стимулирование создания товариществ собственников жилья, переход к бездотационному функционированию предприятий ЖКХ за счет увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, развитие договорных отношений, создание продуманной системы предоставления льгот и жилищных субсидий. Таким образом, не проводить мероприятия по реформированию ЖКХ муниципальные образования не могут, так как государство объявило, что даже те небольшие компенсации выпадающих доходов (льготы, субсидии, дотации), которые сейчас не в полной мере получает город, в этом случае финансироваться не будут. Это может только усугубить ситуацию.

Все вышеперечисленные условия мы выполнили. Начали с того, что в 2000 году разделили функции заказчика и подрядчика. В основные обязанности служб заказчика отныне входит контроль за качественным и своевременным предоставлением жителям муниципальных домов жилищно-коммунальных услуг. Для этого данными предприятиями на договорной основе привлекаются к обслуживанию жилфонда подрядчики всех форм собственности.

Службы заказчика появились не только в угоду концепции правительства. Мы были вынуждены их создать. Привычные жилтресты, не получив компенсации разницы в тарифах по теплу, оказались в предбанкротном состоянии. Чтобы спасти кадровый состав, были организованы МУПы. И мне не понятна вина постоянно критикуемых в прессе слесарей, начальников ЖЭУ, служб заказчика, МУПов, руководителей управления ЖКХ. Если здраво рассудить, то мы в сложившейся ситуации пострадали больше всех. Были потеряны квалифицированные кадры, оборудование, производственные базы, механизмы, а также уверенность в завтрашнем дне.

Переход к бездотационной системе финансирования сегодня идет согласно федеральному стандарту уровня платежей. Увеличение тарифов происходит из-за высокого процента инфляции в государстве, а не потому, что нам все мало... Постоянно растут цены на материалы, ГСМ, электроэнергию, увеличивается и стоимость работ. Все это и является основанием для повышения тарифов. Но у потребителей, благодаря разбивке квартирной платы на составляющие, появилась возможность снижать плату либо делать перерасчет за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги. Кто мешает?

Согласитесь, что специалисты, работающие в отрасли ЖКХ, также должны иметь возможность повышения заработной платы: они, как и все мы, имеют семьи, ходят в магазины и платят за квартиры. Не будем достойно оплачивать их труд - уйдут последние, преданные делу работники. Поэтому призывы к снижению тарифов ЖКХ, а значит, и заработной платы работников отрасли нельзя расценить иначе, как надругательство над ними.

У каждого сегодня есть выбор. Если жителей конкретного дома не устраивает стоимость технического обслуживания и качество услуг, можно объединиться, зарегистрировать кондоминиум и товарищество собственников жилья и начать управлять домом самостоятельно. Самим заключать договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, самим эксплуатировать дом либо нанять жилищно-эксплуатационную организацию. Но при этом нести еще и полную ответственность за состояние и содержание дома.

Пока желающих встать на этот путь немного. И можно ли упрекать администрацию и жилищные организации за отсутствие инициативы у жителей? Им предоставлены все возможности, все права... Не устраивает, как работает дворник и уборщица? Домовой комитет может провести собрание жильцов и решить: будем убирать двор и дом сами. А затем пойти и оформить договор со службой заказчика. Тогда она не будет начислять стоимость этих услуг в графе «техническое обслуживание». Такие примеры есть. В домах по улице Ким Ю Чена, 14 и 16 отказались от дворника, принятого на работу службой заказчика, наняли своего. Жители домов по улицам Шевченко, 4, Дикопольцева, 74, Пушкина, 11 своими силами убирают подъезды и, согласно договорам со службой заказчика, им снижают стоимость технического обслуживания.

А представьте, что будет, если мы по совету В. Денисенко распустим все ЖЭУ. На людей обрушатся юридические, технические, социальные проблемы, о которых они имеют весьма отдаленное представление. Надо будет заключить и отслеживать договоры со всеми поставщиками услуг. В существующих ТСЖ могут проконсультировать: сколько времени и сил нужно, чтобы управлять жилфондом?! Везде должны работать профессионалы.

Город уже имеет опыт передачи 15 новостроек от ФСУ «Дальспецстрой» в управление частнику - «Альтернативной службе заказчика». Результат вышел плачевный: частник прикарманил деньги жильцов и сбежал. Возбуждено уголовное дело. А люди? Люди добились того, чтобы их дома были приняты в управление муниципальной службы заказчика. Примерно так же закончилась история территориального общественного самоуправления на ул. Большая - Вяземская. Захотят ли пострадавшие после этого иметь дело с частными управляющими компаниями?

Однако мы вовсе не ставим палки в колеса частникам. Муниципальный фонд сегодня обслуживают девять частных жилищно-эксплуатационных предприятий: «Рассвет», «ОВНК», «Дебют», «Дальмонтажсервис», «Ремтехмонтаж», «ЭкЖиЗ», «Контур», «Жилищная инициатива», «Бруслит». Договоры на работы по капитальному ремонту жилого фонда заключаются после проведения конкурсов, и большую часть объемов выполняют как раз не муниципальные предприятия, а частные. Некоторые из них себя уже зарекомендовали: «Амурремсервис», «Техстройпарк», «Энергожилстрой», «Эком-коттедж», «Евросервиссбыт», «Якуб», «Митос», «Строй-Элит» и другие. Работают частники и в антенном хозяйстве, на эксплуатации и ремонте лифтов, вывозке мусора.

Нас любят покритиковать за слабый контроль над расходованием средств. Возражу и на это. Благодаря созданию РКЦ деньги после поступления от жителей распределяются и перечисляются непосредственно поставщикам услуг и в службы заказчика. Служба заказчика в свою очередь перечисляет деньги подрядчикам за выполненные работы по санитарному содержанию (уборщица лестничных клеток, дворник, мусоропроводчик), за техническое обслуживание, планово-предупредительный и капитальный ремонт. С середины прошлого года запущена система подомового учета ремонтных работ. Теперь можно точно сказать, сколько денег поступило от жильцов конкретного дома, сколько из бюджетов всех уровней, сколько израсходовано на планово-предупредительный и капитальный ремонт. Любой председатель домового комитета может обратиться за этой информацией в управление ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда либо в службу заказчика. Он может также вести реестр выполненных работ и поступлений средств. Все прозрачно. Нам нечего скрывать.

С. ЧЕРНЫШОВ, начальник управления ЖКХ города Хабаровска.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов