Сергей Ящук: «Истина - в воде»
Сегодня мы начинаем серию материалов, представляющих победителей ежегодного краевого конкурса «Предприниматель года», проводимого министерством экономики Хабаровского края.
Уже отмечалось, что в этом году виден явный рост числа именно производителей, с нестандартным подходом к ведению бизнеса. Компания «Фоксэль», победившая в отраслевой группе предприятий пищевой промышленности, пошла непростым путем, сломав стереотипы населения о том, что вода - не тот товар, за который нужно платить. Шесть лет назад «Фоксэль» занялся производством питьевой воды глубокой очистки и продажей ее населению.
- Изначально мы хотели вести гостиничное хозяйство, - рассказывает директор компании Сергей Ящук, - и сейчас это часть нашего бизнеса. А для обеспечения потребностей в питьевой воде хорошего качества пробурили скважину. Было это в 1996 году. Потом возникла идея продавать воду населению, организациям. Так, можно сказать, без особой помпы и появилась компания «Фоксэль». Сегодня у нас группа компаний разной направленности, и производство питьевой воды переходит в разряд основного бизнеса.
Лет десять назад, смотря сюжеты о приездах зарубежных знаменитостей, их требование обеспечить в достатке гостиничные номера бутылками с питьевой водой воспринималось как очередная «звездная» причуда. Воды в стране много, использовать ее можно в неограниченных количествах и платить за это символические суммы коммунальщикам. Что нормальную питьевую воду можно покупать как хлеб, соль, мыло, как-то не укладывалось в голове, а многие и сейчас считают это глупостью. Зачем платить, если бесплатной воды - хоть залейся. При этом ее ужасное качество в квартирах - факт всем известный, и все с младенчества знают, что сырую воду из-под крана пить нельзя, даже если погибаешь от жажды.
- Сначала мы не могли даже набрать людей для реализации, - говорит Сергей Ящук. - Никто не верил, что питьевую воду у нас будут покупать. Первым агентом по продажам была моя супруга. Клиентов тоже было на первых порах немного, в основном - богатые люди и, как это ни странно, пенсионеры. Видимо, для пожилых забота о своем здоровье более приоритетна, даже несмотря на небольшие пенсии. Сейчас уже трудно выделить какие-то категории населения среди покупателей. В целом их можно определить, повторюсь, как людей, не равнодушных к своему здоровью. Старые стереотипы все еще сильны, да людей, возможно, сдерживают еще и обещания властей наладить нормальное водоснабжение, в том числе с Тунгусского месторождения. Но в любом случае нужно проводить четкую грань между водой для бытовых нужд и питьевой. Последняя - полноценный продукт питания, который должен иметь защитную оболочку, гарантию безопасности. В нашем случае - это пластиковая бутылка.
Сейчас «Фоксэль» продает воду как в пол-литровых бутылках, так и в канистрах по 19 литров каждая. Года два назад освоили выпуск газированной воды. Канистры развозят по клиентам своим транспортом. Конечно, для начальной раскрутки требовались определенные средства. С самого начала компания работает с «Региобанком». Он регулярно кредитует предприятие, там его работники получают зарплату.
Вся продукция ООО «Фоксэль» пользуется стабильным спросом. Но возможности этого рынка таковы, что хватит работы не одному «Фоксэлю». По словам Сергея Ящука, чтобы обеспечить питьевой водой 30 процентов населения Хабаровска, им нужно увеличить мощности производства в десять раз. Дело за малым - убедить остальное население, которого пока большинство, заботиться о своем здоровье уже на бытовом уровне.
Годом ранее компания «Фоксэль» участвовала в конкурсе «Десять лучших товаров города Хабаровска» и победила в нем. На этот раз планка была повышена, и снова - успех.
Борис СТАВРОГИН.