Из-под ареста бегут не только люди, но и шхуны

11.06.2003 | АРХИВ | 4м. 34 c. | 301

В августе и сентябре 2002 года «Тихоокеанская звезда» рассказывала о совместной операции, проведенной пограничниками, УФСБ, Амуррыбводом в Татарском проливе, в ходе которой была задержана японская рыболовная шхуна «Косей Мару» (под флагом латиноамериканского государства Белиз). Причем задерживали ее дважды - в июле и августе. В первый раз в трюмах судна-рецидивиста было обнаружено 4,5 тонны живого камчатского краба, во второй - 25 тонн.

«Косей Мару» была арестована, отконвоирована пограничниками в порт Советская Гавань и поставлена к причалу. В отношении обоих ее капитанов - Константина Маркова и Сергея Пленкина - были возбуждены уголовные дела. В апреле нынешнего года мы рассказывали о судебном процессе над одним из них - Константином Марковым. Советско-Гаванский городской суд признал его виновным в незаконном пересечении государственной границы РФ и контрабанде в особо крупных размерах и приговорил к трем годам лишения свободы условно. Примерно месяц спустя тот же суд рассмотрел дело Сергея Пленкина и вынес почти такой же вердикт: 2 года и 6 месяцев условно.

Казалось, в этой истории была поставлена точка. Но события, произошедшие в последующие несколько дней, показали, что все самое интересное только начинается.

В приговоре, вынесенном в отношении Сергея Пленкина, есть строчка: «... судно возвратить законному владельцу». Ванинская таможня с таким определением не согласилась, полагая, что шхуна, по сути являющаяся орудием преступления, должна быть конфискована в пользу государства. Ванинская транспортная прокуратура решение суда опротестовала. Но оформила протест неправильно. Пока документы ходили туда-сюда, из Ванино в Советскую Гавань и обратно, истек положенный срок, и приговор вступил в законную силу. Итак, судно нужно было возвращать законному владельцу. Причем по закону этот самый владелец должен был в суде доказать свое право на владение «Косей Мару». И тут выясняется, что в нескольких внушительных томах двух уголовных дел нет ни одного документа, хотя бы отдаленно указывающего на собственника шхуны. Правда, на судебных заседаниях присутствовал некий Михаил Радюш, житель Южно-Сахалинска, именовавший себя представителем японской компании «Марусан Хокуе Суйсан Ко ЛТД», которой якобы и принадлежит судно.

До выяснения всех обстоятельств, по настоянию сотрудников Советско-Гаванского отдела ФСБ, на судно вновь был наложен арест.

Поверенный Дальневосточного межрегионального отделения Российского федерального фонда имущества А.И. Цатуров принял арестованную шхуну на ответственное хранение. В случае, если бы было принято решение о конфискации «Косей Мару», на него, согласно договору между фондом и Государственным таможенным комитетом, была бы возложена обязанность ее реализовать. Поэтому после суда Цатуров в сопровождении сотрудников таможни и двух понятых прибыл на судно, чтобы попытаться установить его хозяина. Вот что он рассказал:

- Весь экипаж - от капитана до матроса - был пьян. По отношению к нам вели себя очень агрессивно, поначалу даже не хотели пускать, угрожали... Разумеется, работать с ними было невозможно. М. Радюш отдал мне папку с документами. Из них следовало, что принадлежит шхуна «Марусан Хокуе Суйсан Ко ЛТД». Однако эти бумаги, мягко говоря, не внушали доверия. С помощью сотрудников ФСБ мы связались с Интерполом, попросили помощи. Через некоторое время получили сообщение: владелец «Марусан Хокуе...» господин Ито Эйдзи уведомил инспекторов Интерпола, что еще два года назад продал упомянутую шхуну некой сахалинской рыболовной компании...

По имеющейся у сотрудников правоохранительных органов информации, указанная сахалинская компания до недавнего времени находилась под покровительством небезызвестного Якута, «вора в законе», несколько месяцев назад убитого в Южной Корее. Но все это еще предстоит проверять и доказывать. Чем и намеревались заняться таможня, ФСБ, прокуратура.

Однако в ночь на 24 мая, под покровом темноты и густого тумана, «Косей Мару» с потушенными огнями тихо снялась с якоря и покинула порт. Не оповестив ни пограничников, ни портовые власти, ни таможню. Не оплатив счета за восьмимесячное пользование причалом, за воду, топливо и т.д. (в общей сложности более чем на полмиллиона рублей).

Это сообщение поступило в местное отделение ФСБ на рассвете, в шестом часу утра. По тревоге были подняты пограничники, почти сутки воздушное пространство над Татарским проливом «утюжили» военные вертолеты. Наконец беглая шхуна была обнаружена на траверзе сахалинского порта Холмск. Она запросила по радио помощь в связи с поломкой главного двигателя и была отбуксирована в порт Невельск.

Сотрудники Советско-Гаванского отделения ФСБ в шутку называют Сахалин «черной дырой»: более 90 процентов браконьерских судов родом оттуда. Стоит только пограничникам задержать какое-то из них, как ванинский или советско-гаванский экипаж немедленно списывается на берег. Ему на смену срочно прибывает экипаж сахалинский, подробно проинструктированный, как вести себя на допросах. Так было и в случае с «Косей Мару».

Сомнительно, чтобы рыболовная компания, которой два года назад японец Ито Эйдзи продал свою шхуну, стала активно сотрудничать со следствием. Год назад мы писали о задержании в Татарском проливе другого браконьерского судна - траулера «Гиляк», тоже сахалинской принадлежности (см. «Тихоокеанскую звезду» от 29 января 2002 г., «От такой наглости даже краб покраснел»). Его владелец, генеральный директор ЗАО СП «Каниф Интернешнл» Дмитрий Пашов, «по совместительству» депутат Сахалинской законодательной думы, попросту игнорировал прокурорские повестки с приглашениями явиться для допроса. Чего уж ожидать от мало кому известной фирмы с весьма темной «родословной».

Пока же ясно одно: государству ущерб браконьерами не возмещен. По закону компания - владелец шхуны - должна заплатить солидный штраф в размере стоимости контрабандного товара, да плюс сама шхуна, подлежащая конфискации. Поступят ли когда-нибудь в государственную казну эти деньги - большой вопрос. В Ванинской таможне ситуацию пока не комментируют, ссылаясь на продолжающееся следствие.

По неофициальной информации, 30 мая «Косей Мару» покинула порт Невельск и ушла в неизвестном направлении. Ее местонахождение в настоящий момент неизвестно.

Беспрецедентная наглость браконьеров, умыкнувших арестованное судно из порта, становится вполне объяснимой, стоит лишь заглянуть в документ, именуемый Уголовным кодексом РФ. Статьей 312 ночной побег «Косей Мару» квалифицируется как «незаконные действия в отношении арестованного имущества» и грозит «хулиганам»... штрафом в размере от 100 до 200 минимальных окладов либо штрафом в размере заработной платы осужденного (?!) за период от одного до двух месяцев. В крайнем случае - лишением свободы сроком до двух лет. Сравните со стоимостью хорошо оснащенного рыболовного судна и барышами, которые оно может принести в разгар путины. Впрочем, даже эту весьма мягкую статью юристы называют «мертвой». В том смысле, что на практике применяется она крайне редко, вернее, почти никогда. И становится вполне понятным поведение на суде мнимого представителя японской компании «Марусан Хокуе...» М. Радюша, открыто заявлявшего: «Делайте с капитанами, что хотите, только шхуну поскорей отдайте, путина на носу...».

Так что, думается, о затерявшейся в бескрайних морских просторах «Косей Мару» мы скоро услышим. И не исключено, что в очередных сводках силовых ведомств об очередном рейде в Татарском проливе...

Ольга Демиденко.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов