Хабаровск: расширять или углублять?

07.08.2003 | АРХИВ | 5м. 42 c. | 244

ПОВОДОМ для написания этой статьи стали ваши публикации от 23 и 30 июля об отношении хабаровчан к строительству пешеходного перехода на площади имени Ленина.

СРАЗУ соглашусь с обоими авторами: этот переход - действительно «памятник глупости» и «не мостик, а безумие». Присоединяюсь к мнению, что не надо уродовать центр города и создавать проблемы для жителей. Надо построить нормальный, незаметный, никому не мешающий подземный переход.

Я инженер-строитель с 30-летним стажем. Может быть, именно поэтому мне не понять, почему властями был принят именно этот вариант. Но зато я понимаю, что если не изменятся некоторые устоявшиеся взгляды на дальнейшее развитие Хабаровска, мы рискуем получить вскоре десятки таких «памятников глупости» по всему городу. Ведь этот мостик - только «верхушка айсберга». Попытаюсь конкретизировать свой (и не только свой) взгляд на эту проблему. Так сказать, расширить и углубить.

В час пик вокруг «красной линии»

В ЦЕНТРЕ Хабаровска идет активное строительство. Все больше появляется домов, линий связи и прочих коммуникаций.

Такое быстрое и часто непродуманное развитие города сулит массу проблем в самом ближайшем будущем. Похоже, что всевозможные «комплексные планы развития» краевого центра существуют только на бумаге. На деле же правая рука не знает, что делает левая. Одна организация протянет кабель - другая тут же его порвет. Не успеют коммунальщики после ремонта очередной прохудившейся теплотрассы зарыть траншею и положить асфальт - тут же приходят дорожники и начинают его взламывать.

Едем, как говорится, дальше. Уже сейчас по центру Хабаровска невозможно в час пик проехать на машине. Негде припарковаться: катастрофически не хватает автостоянок. Учтите, что через десять-пятнадцать лет свободной земли в центре города не останется вовсе, а поток машин вырастет в два-три раза, - и сделайте вывод. А вывод напрашивается простой: даже представить сложно, в какой узел все это завяжется, и что будет твориться в час пик в районе «красной линии».

Низкая пропускная способность центральных улиц является камнем преткновения для многих проектов. Например, препятствием для строительства полноценного спортивно-развлекательного комплекса в районе парка «Динамо» стало не отсутствие инвесторов, а неспособность существующей в том районе сети дорог переварить нарастающий поток транспорта и отсутствие места под автопарковки. Когда выяснилось, что развязку там сделать не получится, обсуждение проекта сразу прекратилось.

И таких примеров будет с каждым годом все больше. А развязки нигде в центре, «нашпигованном» многоэтажками, построить нельзя! Что же теперь - все строительство останавливать? Есть еще вариант: «нашпиговать» весь центр мостиками, подобными тому, что соорудят на площади. Вот красота-то будет!..

Проблемы хабаровских дорог лежат на поверхности. Но есть и другая проблема, гораздо более острая, но залегающая на глубине.

Речь идет о качестве питьевой воды и о постоянных авариях в системе канализации. Утечки из канализационных труб и коллекторов постоянно отравляют Амур. Вероятность аварий увеличивается с каждым годом, ведь износ оборудования и трубопроводов, проложенных 20-30 лет назад, в Хабаровске давно зашкаливает за 70 процентов. Давно понятно, что решить эту проблему традиционным путем, постоянно раскапывая траншеи и меняя трубы, невозможно. Но ее все же упорно пытаются устранить именно так.

Все в тоннель

СОВЕРШЕННО непонятно, почему не рассматриваются альтернативные варианты решения коммуникационных проблем города, которые давно и успешно реализуются во всем мире, в том числе и в России. Я имею в виду так называемые «бестраншейные» технологии. Проще говоря - строительство тоннелей.

Центр Хабаровска находится на холмах, что само по себе располагает к подземному строительству.

В районе улицы Калинина так и просится на карту города единый подземный комплекс - чтобы машины с Тихоокеанского шоссе, минуя центр, могли выезжать в сторону Южного. В районе парка «Динамо» сам рельеф указывает на комбинированный вариант: над Уссурийским бульваром надо сделать мостовую развязку, а по улицам Дикопольцева - Карла Маркса - тоннельную. В комплексе с тоннелем можно было бы оборудовать сеть подземных автостоянок.

Тоннели сразу освободят центр города от лишнего транспорта. Из-за исчезновения пробок в три-четыре раза уменьшится загазованность центральных улиц.

Такой вариант вполне реален. Строительство тоннеля обходится если и дороже строительства обычной развязки, то ненамного. Например, цена средненькой хабаровской развязочки - около 1,5-2 миллиарда рублей за «штуку», а уйдет на работы около 1,5-2 лет. Тоннельный комплекс под главными улицами Хабаровска (Серышева, Муравьева-Амурского, Ленина) потянет, по предварительным расчетам, ненамного дороже и займет столько же времени.

На время строительства не надо перекрывать надолго движение - достаточно 2-3 месяцев, чтобы тоннельщики успели «врыться». После этого, находясь на поверхности, и догадаться будет трудно, что под землей идут какие-то работы.

Все затраты со временем окупятся: срок службы подземных сооружений достигает 100 - 200 лет без особого ремонта.

Канализационная проблема

ЕСЛИ проложить магистральный подземный коллектор в тоннеле, то необходимость в многочисленных насосных станциях отпадет сама собой (потребуется один-единственный насос). Бетонное русло будет иметь уклон, благодаря которому воды, как ливневые, так и канализационные, станут самостоятельно стекать к очистной станции. Ее можно расположить за пределами города, ниже по течению Амура.

В крупных европейских городах все магистральные коллекторы давно существуют только в тоннельном варианте. Они требуют ремонта раз в 100 лет. Минимум эксплуатационных затрат сводит на нет дороговизну первоначальных капвложений.

Пробивка тоннеля под всем Хабаровском (сделать это при имеющихся у того же «Дальтоннельстроя» технологиях можно за 7-8 лет) будет стоить ненамного больше, чем капитальный ремонт всей имеющейся канализации. Но положа руку на сердце скажите: разве мыслимо разом перерыть весь Хабаровск, заменить все сгнившие трубы и закопать их обратно? Нет, конечно. Инвестиции в строительство канализационного коллектора - дело куда более реальное.

Это позволит не только обеспечить бесперебойную работу канализации на многие годы, но и проложить новые водоводы, газопроводы, линии связи, не раскапывая городской территории.

Рентабельность тоннельного строительства осознают сейчас во многих городах России. В частности, тоннельный коллектор стоимостью 1,2 миллиарда рублей начал строиться в Санкт-Петербурге. Городские тоннели строят в Москве, Уфе, Тюмени, Краснодаре.

Подземка пока проигрывает

«ПОДЗЕМНЫЕ варианты» обсуждаются изредка и в Хабаровске. Но все остается на уровне беспредметных разговоров.

Неудивительно, что все привыкли к тому, что в Хабаровске есть проверенные подрядчики, «Дальспецстрой» и «Дальмостострой», которые могут построить любую по сложности надземную развязку, мостик и т.п. Они и строят. Удивительно, что «Дальтоннельстрой», который может построить любой по сложности тоннель, не предлагает никому, кроме ДВЖД, своих проектов.

Единственный на моей памяти реальный для Хабаровска «тоннельный» вариант возник именно на стыке интересов города, края и ДВЖД - при рассмотрении проекта реконструкции железнодорожного вокзала и привокзальной площади. Согласно проекту, улица Ленинградская должна была перед загруженной донельзя привокзальной площадью уйти в тоннель, а на улицу Серышева выйти через развязку. Проект «завис» потому, что ДВЖД никак не может договориться с краевым правительством о том, как поделить затраты: ведь строительство может потянуть, как минимум, на 1 миллиард рублей. И с тех пор - тишина.

Дай миллиардик на тоннельчик

КОНЕЧНО, найти в Хабаровске лишний миллиардик на тоннельчик будет непросто. В прошлом году на строительство и капитальный ремонт дорог по всему краю (тут и краевой бюджет, и местные, и средства территориального дорожного фонда) было израсходовано чуть более 2,5 миллиарда рублей.

Весь бюджет края на этот год - 15 миллиардов рублей, из них на капитальное строительство будет потрачено 511 миллионов, а на коммуналку (коллекторы, водоводы и т. п.) - всего-то 91 миллион. В бюджете Хабаровска денег, соответственно, на порядок меньше.

Без координации усилий всех местных властей и помощи федерального бюджета, видимо, не обойтись. Но никто ведь из Москвы просто так денег не даст. Нужно доказывать, убеждать, предоставлять точные расчеты. Необходимо, чтобы все заказчики и проектировщики, все люди, ответственные за будущее своего города, осознали необходимость кардинально изменить сложившиеся стереотипы.

Представляете город, где асфальт не рубят отбойными молотками? Где спокойно зеленеют газоны, которые никто не перекапывает очередной траншеей? Где, соответственно, никто в эти траншеи не падает? А еще в этом городе неочищенные стоки не сливаются в реку, на дорогах нет пробок, а канализация не «рвется» в самый неподходящий момент?

Если не представляете, то зря - именно таким может стать Хабаровск лет через двадцать. Но пока все идет к тому, что он станет совсем другим.

Сергей Антонов.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов