"А не загубят ли школу экспериментами?"

13.08.2003 | АРХИВ | 5м. 23 c. | 207

Совсем немного осталось до начала учебного года. Пока дети складывают новые книжки в ранцы и примеряют обновы, учителя подводят итоги года минувшего и решают, как жить дальше.

Мы уже рассказывали о краевом семинаре-совещании работников образования, которое проходило на прошлой неделе в Хабаровске. Как обычно, вслед за этим проходят районные и городские августовские педсоветы. О чем на них идет речь?

Судя по всему, в ближайшем будущем образование ожидает сразу три эксперимента - такого в наших школах, по-моему, еще не видели. Что это за эксперименты?

Экзамен единый, а результаты разные...

Один из них для учителей и родителей уже не новость. Это единые государственные экзамены. И хотя опасений и волнений во время экзаменов было немало, эксперимент прошел успешно и будет продолжен в нынешнем году. И те, кому пришлось сдавать, и те, кто принимал ЕГЭ, в большинстве своем считают, что такая система удобнее и объективнее, чем традиционные экзамены.

По результатам единых госэкзаменов можно судить и о качестве обучения по тем или иным предметам, в том или ином районе, в сравнении с другими регионами. В число самых успешных хабаровские школы по результатам ЕГЭ не попали. Как сообщила первый заместитель министра образования края Ирина Иванцева, оценки наших выпускников ниже, чем средние российские показатели. К примеру, если на экзамене по физике в среднем по России выпускники набрали 49 баллов (по стобалльной системе), то в крае - 43. По химии средний показатель по России - 50, а у нас - 44. Правда, результаты экзаменов в разных районах тоже порой разительно отличаются друг от друга. Причем успешнее сдавали их не в краевом центре, а в глубинке. К примеру, в Советской Гавани они выше общероссийских сразу по трем предметам: русскому языку, истории и химии; в Амурском и Солнечном районам по двум - истории и химии. В числе лидеров по результатам ЕГЭ в крае были названы и школы Комсомольска-на-Амуре, Верхнебуреинского района. Остальные территории, включая и Хабаровск, оказались позади.

После совещания решила поинтересоваться мнением начальника отдела образования района имени Лазо А.Г. Журавлева, почему сельские школьники оказались по знаниям далеко позади своих сверстников из других районов.

- Я думаю, в первую очередь надо говорить о профессиональном росте, о переподготовке учителей. Сейчас нужно учиться постоянно, а не то что раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации... - сказал он.

Пополнить профессиональные знания, как выяснилось, удается не всем и раз в пять лет. Ректор краевого института переподготовки педкадров А.Г. Кузнецова рассказывает, что заниматься на курсах приезжают... отпускники. В другое время у многих учителей не получается, потому что некому заменить их на уроках. Многие приезжают за свой счет, в районных бюджетах средств на командировочные нет - хорошо, если дорогу оплатят. Билет в иные районы стоит больше учительской зарплаты, но иногда не дорога главное. Из района им. Полины Осипенко, к примеру, удобнее было бы отправлять учителей на курсы в Комсомольск-на-Амуре, но ездят они все же в краевой центр.

Английского нет даже в расписании

Проектом базисного учебного плана, который сейчас обсуждают учителя, предусмотрено обучение иностранному языку со второго класса. Причем не только в элитных школах - во всех. Поэтому учителей понадобится намного больше, чем сегодня. Но в глубинке их и сегодня катастрофически не хватает. Выпускники факультетов иностранных языков работать за символические деньги в сельской школе категорически не желают. И поэтому в 27 школах края не выполняются программы по иностранному языку, в 11 школах этот предмет вообще не изучали в течение года из-за отсутствия преподавателей. С помощью целевого набора тоже пока не удается решить эту проблему. В том же районе им. Полины Осипенко, к примеру, ждали к началу нынешнего года молодую учительницу-англичанку, которую обучали за свой счет пять лет в университете. А дождались... кипы бумаг, из которых следовало, что девушка уже ничем никому не обязана, и настаивать на том, чтобы она отработала в районе установленный договором срок, практически бесполезно. Ни один суд еще не отправил молодого учителя этапом к месту работы и не заставил компенсировать затраты на обучение. Так что в ближайшее время дети не заговорят в глубинке по-английски.

Не хватает сегодня в школах и учителей музыки, рисования, физкультуры, технологии (так теперь называют уроки труда). Казалось бы, не такая уж проблема: и споем, и нарисуем сами, главное, чтобы было кому учить детей математике, физике, химии, истории. Но с естественными дисциплинами в школе возникает другая проблема. Проект базисного плана уже принят Министерством образования и федеральным советом. Сейчас его обсуждают учителя, к следующему году планируется начать эксперимент с учетом поправок, которые будут приняты после обсуждения.

В этом эксперименте примет участие и Хабаровский край. Хотя пока проект вызывает немало вопросов у учителей. И не только проект сам по себе.

- Экспериментируем в приказном порядке, опять ходим строем... - можно было слышать в кулуарах во время краевого совещания. Третий урок физкультуры ввели, хотя ни учителей, ни материальной базы для этого нет. Начался эксперимент с ЕГЭ. Теперь собираются сокращать в школе физику и биологию, судя по этому проекту, вводить новые предметы, профильное обучение... Сомнительно, чтобы к замечаниям, которые выскажут учителя, в федеральном министерстве прислушались, ведь сколько бы ни приводили аргументов по физкультуре, третий урок остался...

А вот мнение ректора Хабаровского педуниверситета М.И. Костенко:

- За последние годы число предметов, которые изучают в школе, увеличилось почти в два раза. Ясно, что ничего, кроме перегрузок, поверхностных знаний, такое распыление учебного времени не даст. Сравните: если до реформ на изучение физики в школе предусматривалось 560 часов, то теперь по проекту базисного плана на физику выделяется 105 часов, на химию и биологию - по 72 часа. Уже сегодня выпускники школ боятся поступать на специальности, если нужно сдавать экзамены по естественным наукам. Массовая подготовка юристов, психологов, бухгалтеров не решит проблемы экономического роста в стране.

Что еще предполагается изменить в содержании школьного обучения? Вернуть уроки русского языка в старших классах и увеличить до трех часов в неделю уроки иностранного языка, с десятого класса организовать профильное обучение во всех, а не только в специализированных школах.

А деньги где?

Любая реформа требует материальных вложений. Только за прошедшие полгода край выделил на нужды школ 2,6 млрд. рублей, 17,6 млн. рублей поступило за это время по федеральным программам, на 10 млн. - компьютерной техники. По указу, который подписан президентом, бремя школьных забот с муниципальных властей предполагается в значительной степени переложить на государственные плечи, причем согласно «подушевому нормативу». Пока трудно себе даже представить, что в каждой школе не только знать будут, сколько средств необходимо на обучение каждого из пятисот или тысячи учеников, но и получать эти средства будут.

- Хочется в это верить! - услышала я от начальника районного отдела образования Солнечного района Л.А. Гермаш. - Все последние годы нас финансировали на столько, сколько в бюджете оставалось денег. В основном, конечно, деньги шли на зарплату учителям. О том, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность школ, и речи не велось. Поэтому очень бы хотелось, чтобы ввели нормативное финансирование на государственном уровне. А если это окажется только декларацией, то опять все сведется к тому, что деньги придется добывать директору школы и ничего в образовании не изменится.

- Сегодня мы получаем деньги из края и из местного бюджета, - включилась в разговор начальник Бикинского отдела образования Людмила Кириченко. - Край в последнее время много средств вложил в строительство и ремонт школ и направил в село средства по федеральным программам. Это сразу стало ощутимо: детские дома у нас, к примеру, получили автобусы, трактор, тренажерные классы по программе «Дети сироты». А какое оборудование в школах установили по федеральной программе компьютеризации с участием края! Если этот закон заработает, образование будет финансироваться из трех источников: федерального, краевого и местного бюджета, сельские школы будут развиваться.

Судя по тому, о чем идет речь сегодня на августовских педсоветах, 1 сентября мы войдем уже в другую школу, даже если ей не один десяток лет и кроме покрашенных стен и отремонтированных руками учителей и родителей парт ничего в ней внешне не изменилось. Будут ли грядущие перемены на пользу школе - это вопрос, на который вряд ли кто-нибудь сможет ответить определенно. Эксперимент все-таки...

Валентина СЕМЕНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов