Совсем немного осталось до начала учебного года. Пока дети складывают новые книжки в ранцы и примеряют обновы, учителя подводят итоги года минувшего и решают, как жить дальше.
Мы уже рассказывали о краевом семинаре-совещании работников образования, которое проходило на прошлой неделе в Хабаровске. Как обычно, вслед за этим проходят районные и городские августовские педсоветы. О чем на них идет речь?
Судя по всему, в ближайшем будущем образование ожидает сразу три эксперимента - такого в наших школах, по-моему, еще не видели. Что это за эксперименты?
Экзамен единый, а результаты разные...
Один из них для учителей и родителей уже не новость. Это единые государственные экзамены. И хотя опасений и волнений во время экзаменов было немало, эксперимент прошел успешно и будет продолжен в нынешнем году. И те, кому пришлось сдавать, и те, кто принимал ЕГЭ, в большинстве своем считают, что такая система удобнее и объективнее, чем традиционные экзамены.
По результатам единых госэкзаменов можно судить и о качестве обучения по тем или иным предметам, в том или ином районе, в сравнении с другими регионами. В число самых успешных хабаровские школы по результатам ЕГЭ не попали. Как сообщила первый заместитель министра образования края Ирина Иванцева, оценки наших выпускников ниже, чем средние российские показатели. К примеру, если на экзамене по физике в среднем по России выпускники набрали 49 баллов (по стобалльной системе), то в крае - 43. По химии средний показатель по России - 50, а у нас - 44. Правда, результаты экзаменов в разных районах тоже порой разительно отличаются друг от друга. Причем успешнее сдавали их не в краевом центре, а в глубинке. К примеру, в Советской Гавани они выше общероссийских сразу по трем предметам: русскому языку, истории и химии; в Амурском и Солнечном районам по двум - истории и химии. В числе лидеров по результатам ЕГЭ в крае были названы и школы Комсомольска-на-Амуре, Верхнебуреинского района. Остальные территории, включая и Хабаровск, оказались позади.
После совещания решила поинтересоваться мнением начальника отдела образования района имени Лазо А.Г. Журавлева, почему сельские школьники оказались по знаниям далеко позади своих сверстников из других районов.
- Я думаю, в первую очередь надо говорить о профессиональном росте, о переподготовке учителей. Сейчас нужно учиться постоянно, а не то что раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации... - сказал он.
Пополнить профессиональные знания, как выяснилось, удается не всем и раз в пять лет. Ректор краевого института переподготовки педкадров А.Г. Кузнецова рассказывает, что заниматься на курсах приезжают... отпускники. В другое время у многих учителей не получается, потому что некому заменить их на уроках. Многие приезжают за свой счет, в районных бюджетах средств на командировочные нет - хорошо, если дорогу оплатят. Билет в иные районы стоит больше учительской зарплаты, но иногда не дорога главное. Из района им. Полины Осипенко, к примеру, удобнее было бы отправлять учителей на курсы в Комсомольск-на-Амуре, но ездят они все же в краевой центр.
Английского нет даже в расписании
Проектом базисного учебного плана, который сейчас обсуждают учителя, предусмотрено обучение иностранному языку со второго класса. Причем не только в элитных школах - во всех. Поэтому учителей понадобится намного больше, чем сегодня. Но в глубинке их и сегодня катастрофически не хватает. Выпускники факультетов иностранных языков работать за символические деньги в сельской школе категорически не желают. И поэтому в 27 школах края не выполняются программы по иностранному языку, в 11 школах этот предмет вообще не изучали в течение года из-за отсутствия преподавателей. С помощью целевого набора тоже пока не удается решить эту проблему. В том же районе им. Полины Осипенко, к примеру, ждали к началу нынешнего года молодую учительницу-англичанку, которую обучали за свой счет пять лет в университете. А дождались... кипы бумаг, из которых следовало, что девушка уже ничем никому не обязана, и настаивать на том, чтобы она отработала в районе установленный договором срок, практически бесполезно. Ни один суд еще не отправил молодого учителя этапом к месту работы и не заставил компенсировать затраты на обучение. Так что в ближайшее время дети не заговорят в глубинке по-английски.
Не хватает сегодня в школах и учителей музыки, рисования, физкультуры, технологии (так теперь называют уроки труда). Казалось бы, не такая уж проблема: и споем, и нарисуем сами, главное, чтобы было кому учить детей математике, физике, химии, истории. Но с естественными дисциплинами в школе возникает другая проблема. Проект базисного плана уже принят Министерством образования и федеральным советом. Сейчас его обсуждают учителя, к следующему году планируется начать эксперимент с учетом поправок, которые будут приняты после обсуждения.
В этом эксперименте примет участие и Хабаровский край. Хотя пока проект вызывает немало вопросов у учителей. И не только проект сам по себе.
- Экспериментируем в приказном порядке, опять ходим строем... - можно было слышать в кулуарах во время краевого совещания. Третий урок физкультуры ввели, хотя ни учителей, ни материальной базы для этого нет. Начался эксперимент с ЕГЭ. Теперь собираются сокращать в школе физику и биологию, судя по этому проекту, вводить новые предметы, профильное обучение... Сомнительно, чтобы к замечаниям, которые выскажут учителя, в федеральном министерстве прислушались, ведь сколько бы ни приводили аргументов по физкультуре, третий урок остался...
А вот мнение ректора Хабаровского педуниверситета М.И. Костенко:
- За последние годы число предметов, которые изучают в школе, увеличилось почти в два раза. Ясно, что ничего, кроме перегрузок, поверхностных знаний, такое распыление учебного времени не даст. Сравните: если до реформ на изучение физики в школе предусматривалось 560 часов, то теперь по проекту базисного плана на физику выделяется 105 часов, на химию и биологию - по 72 часа. Уже сегодня выпускники школ боятся поступать на специальности, если нужно сдавать экзамены по естественным наукам. Массовая подготовка юристов, психологов, бухгалтеров не решит проблемы экономического роста в стране.
Что еще предполагается изменить в содержании школьного обучения? Вернуть уроки русского языка в старших классах и увеличить до трех часов в неделю уроки иностранного языка, с десятого класса организовать профильное обучение во всех, а не только в специализированных школах.
- Хочется в это верить! - услышала я от начальника районного отдела образования Солнечного района Л.А. Гермаш. - Все последние годы нас финансировали на столько, сколько в бюджете оставалось денег. В основном, конечно, деньги шли на зарплату учителям. О том, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность школ, и речи не велось. Поэтому очень бы хотелось, чтобы ввели нормативное финансирование на государственном уровне. А если это окажется только декларацией, то опять все сведется к тому, что деньги придется добывать директору школы и ничего в образовании не изменится.
- Сегодня мы получаем деньги из края и из местного бюджета, - включилась в разговор начальник Бикинского отдела образования Людмила Кириченко. - Край в последнее время много средств вложил в строительство и ремонт школ и направил в село средства по федеральным программам. Это сразу стало ощутимо: детские дома у нас, к примеру, получили автобусы, трактор, тренажерные классы по программе «Дети сироты». А какое оборудование в школах установили по федеральной программе компьютеризации с участием края! Если этот закон заработает, образование будет финансироваться из трех источников: федерального, краевого и местного бюджета, сельские школы будут развиваться.
Судя по тому, о чем идет речь сегодня на августовских педсоветах, 1 сентября мы войдем уже в другую школу, даже если ей не один десяток лет и кроме покрашенных стен и отремонтированных руками учителей и родителей парт ничего в ней внешне не изменилось. Будут ли грядущие перемены на пользу школе - это вопрос, на который вряд ли кто-нибудь сможет ответить определенно. Эксперимент все-таки...
Валентина СЕМЕНОВА.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?
17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту
17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли
17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор
17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия
17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников
17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край
17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»
17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края
17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается
17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников
17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев