Потому что Север крайний...

13.08.2003 | АРХИВ | 6м. 18 c. | 228

Этим летом заседания штабов по северному завозу в правительстве края начинаются с доклада Гидрометеоцентра, а заканчиваются всеобщими пожеланиями по поводу ливней и паводков. И все потому, что до середины июля уровень Амура упорно держался на отметке минус 1 - 2 метра. Говорят, что лет сто такого не было. Это заставило менять все привычные транспортные схемы и ломать запланированные графики северного завоза.

Паводок на реках Хабаровского края начался лишь в июле. К середине месяца уровень воды подошел к судоходному, и весь флот бросили в ранее недоступные северные провинции.

Я помню тот Ванинский порт

Чтобы проследить хотя бы часть северного пути, достаточно сесть в Хабаровске на обычный пассажирский поезд и отправиться до порта Ванино. В этом году он для северного завоза во многом заменил обмелевший Хабаровский, взяв на себя роль перевалочной базы.

В сравнении со многими другими дальневосточными портами Ванино заметно выигрывает даже внешне. Нет здесь привычного нагромождения ржавого металла, все красиво, чисто, современно. Как раз в последние годы порт провел реконструкцию, поставил современное оборудование. Работает как часы. И люди потому отличаются здесь редким оптимизмом и доброжелательностью. Людмила Ярошок и Галина Ефанова - два веселых тальмана (портовые логистики), например, объясняют свой оптимизм зарплатой в 8 тысяч рублей (в два раза больше, чем в среднем по Ванино). А докеры, говорят, в месяц получают по 15-20 тысяч рублей, есть специалисты с зарплатой до тысячи долларов...

Как все это связано с северным завозом? Анатолий Климов, начальник морской администрации северных портов (Ванинского, Совгаванского, Николаевского...), говорит, что за год эти порты перерабатывают до восьми с половиной миллионов тонн грузов, 50-60 процентов из них связаны с северным завозом. Причем заказ по Хабаровскому краю (200 тысяч тонн) для того же Ванино - это просто семечки, гораздо больше идет на Камчатку, Сахалин, Магадан...

Тем не менее загружены хабаровские порты лишь наполовину. Генеральный директор Ванинского МТП Аполлон Шенгелия говорит, что сегодня грузооборот порта - пять миллионов тонн в год, а в прежние годы перерабатывали около 12 миллионов. Идет острейшая борьба между Ванино и приморскими портами. Ванино пока проигрывает. Шенгелия говорит, что причина тому - собственность. «Нами управляет государство, весьма неэффективный собственник, потому как не владеет грузопотоками. А влиятельные структуры, ориентированные на экспорт и северные поставки металлов, угля, леса, приобретают акции других портов и становятся их хозяевами. Через свои порты и направляют большую часть грузов. Нам же не хватает своего, как сейчас говорят, олигарха»...

Арифметика завоза - деление и вычитание

Именно деньги были и остаются главной проблемой северного завоза. По словам министра топливной промышленности правительства края Владимира Сливко, подготовка расчетов начинается в мае одного года, а деньги из федерального бюджета поступают в регион в мае следующего.

- Мы каждый год возим в Минэкономразвития пачки документов, с помощью которых пытаемся защитить необходимые объемы завоза и финансовых ресурсов на него из федерального бюджета. По расчетам, Хабаровскому краю нужно завести 285 тысяч тонн грузов на север (205 тысяч из них - топливо), что обходится примерно в 1 миллиард 700 тысяч рублей. И вот, например, в 2001 году мы защитили в Москве 1 миллиард 400 тысяч рублей, а в результате в 2002 году получили 174 миллиона в виде транша. Все остальное секвестрировали. В этом году при той же потребности мы получаем уже 350 миллионов...

При этом регионы вынуждены еще и бороться между собой за больший кусок в пироге федеральных северных расходов. Мы, - говорит Владимир Сливко, - не просим Федерацию взять на себя полностью все расходы по нашему завозу. - Мы настаиваем на равноправии регионов при распределении бюджетных средств. Ведь когда Хабаровский край получает 175 миллионов рублей, Якутии достается около четырех миллиардов. Но у них не настолько сложные проблемы с завозом.

В общем, сплошные обиды. И чем дальше на Север, тем их больше. Например, Хабаровский край кроме федеральных средств вкладывает в завоз еще и собственные бюджетные в пределах 900 миллионов рублей. Образуется новый «каравай», который делится уже между районами.

В Хабаровском крае районов, официально признанных северными, - девять. Два из них вошли в этот список буквально пару лет назад. И не потому, что тогда вдруг резко похолодало в Комсомольском и Нанайском районах, а потому, что удалось пробить в Минэкономразвития для них новый статус (больше северян - больше транш!). И вот вся эта «холодная девятка» каждый год в январе съезжается в Хабаровск, где опять же доказывает свои потребности по завозу в деньгах и грузах уже правительству края.

- Мы, - говорит Сливко, - уточняем с районами объемы северного завоза, желательно в сторону уменьшения. И каждый год эти объемы сокращаем. Ведь раньше районы использовали северные запасы часто не по назначению. Не хватало в местном бюджете средств - рассчитывались топливом из северного завоза. Руководителей Охотского, Николаевского, Ульчского районов на этом ловили... Но даже если и нет объективных оснований для сокращения затрат района, мы все равно их сокращаем. В прошлом году установили для всех секвестр в три процента - и хватило перезимовать. Наш анализ показал, что к кризису такое сокращение не приведет, а экономить ресурсы районы заставит. В результате в этом году мы снизили бюджетные расходы на 30 миллионов рублей.

Привези хоть что-нибудь

Но вот потребности защищены, деньги получены или хотя бы обещаны, и начинается новый передел. Обычно в январе в газетах появляются объявления о проведении тендера среди желающих стать поставщиками, операторами и перевозчиками северного завоза. Зачем тендер? А затем, чтобы в конкурентной борьбе между претендентами завоз стал еще дешевле и меньше было бы потом уголовных дел.

В этом году выиграло тендер и стало оператором северного завоза ХГУП «Хабаровсккрайтопливо» (государственное унитарное предприятие). До этого побеждал «Топливный резерв» (51 процент краевой собственности). Среди поставщиков топлива традиционно выигрывают «Альянс-Хабаровск» («Группа Альянс») и «Сиданко-Восток» (компания «Сиданко»). По углю, по перевозкам победители - все крупные компании-производители, как ни проверяй - никаких посредников.

Частник же появляется на северном завозе, лишь когда речь заходит о продовольствии и бытовых товарах. Раньше и они входили в госзавоз, но потом государство решило, что это все не его проблемы. Сливко говорит, что край контролирует лишь снабжение Севера, так сказать, мукой, солью, спичками - мечта военного времени. Все остальное везет частник. По этому поводу один из речников, рядовой матрос северного завоза, поделился красноречивой картинкой из жизни: «Приходим мы в Охотск - на причале уже толпа местных коммерсантов. А у нас на борту, кроме стратегического груза, по мелочи: продукты, бытовая техника и одна стиральная машинка. И вот при виде этой машинки на причале между коммерсантами начинается настоящая драка, каждый рвет ее из рук себе. В результате аукциона машинка уходит втридорога».

Чем хуже, тем больше экономия

Регионы давно уже убедились в том, что в деле северного завоза им и дальше придется рассчитывать в основном на себя. Показательны в этом плане промежуточные результаты нашего края в 2003 году. Владимир Сливко не без гордости замечает: «В Амуре воды нет, а план завоза у нас перевыполнен в целом на 12 процентов, по сравнению с июлем прошлого года. Были вынуждены изменить всю транспортную схему, а привело это не к удорожанию, а к удешевлению».

Последнее объясняется просто. Раньше груз везли судами из Хабаровска сразу на Охотское побережье. И это было оптимально. Но речники в этом году подняли тарифы, а железнодорожники свои не повысили. В результате получилась совсем другая математика. И везти по железной дороге грузы в Ванино, Советскую Гавань, а уже затем большими морскими судами на охотоморье оказалось экономичнее. Новые тарифы замечательно вписались в новую транспортную схему завоза, рассчитанную в свою очередь на обмеление.

И это не единственный метод экономии. Правительство ищет и находит все новые и новые. Например, рассказывает Владимир Сливко, в Охотский район раньше завозили 100 процентов угля. Но после того, как открыли на месте Мареканский разрез, он успешно снабжает район твердым топливом. И не нужны никакие транспортные расходы, дальние закупки. Другой пример - каждый год летом-осенью растет спрос на нефтепродукты на внутрироссийском и внешнем рынках. В результате поднимаются цены, и закупки для северного завоза внепланово дорожают. Единственный выход нашли - вести накопление топлива максимально до сезонного скачка цен. Поэтому и начали в крае заготавливать нефтепродукты по весне там, где есть для того резервуары.

И таких, казалось бы, мелочей, из коих складывается современная северная политика региона, - сотни.

Конец Севера - потепление

Что же касается политики правительственной, то в июле 2003 года премьер Михаил Касьянов на специальном заседании в Якутске, посвященном проблемам Севера, заявил, что в России почти полстраны официально считается Крайним Севером. Для федерального бюджета это накладно: северные надбавки бюджетникам, северный завоз и многие другие льготы. Выход один: отодвинуть границы Крайнего Севера поближе к Северному Ледовитому океану, раз в десять сократив тем самым количество северных территорий. Но не ранее 2005 года.

Выступивший там же с докладом замминистра экономического развития и торговли Мухамед Циканов заметил, что изменить ситуацию можно законом «О районировании РФ». Государство должно компенсировать гражданам удорожание жизни из-за суровых условий Севера. Но северных регионов вместо 40 должно остаться четыре. Михаил Касьянов тут же и распорядился подготовить законопроект к марту 2004 года, чтобы закон был принят и учтен в бюджете 2005 года.

В заключение же все сомнения северян «развеял» глава Росгидромета Александр Бедрицкий. По его словам, «через 15-20 лет Север в результате глобального потепления отойдет километров на 200». Таким образом и будут, в конце концов, видимо, решены все северные проблемы...

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов