Дальневосточное братство холста

24.10.2003 | АРХИВ | 7м. 56 c. | 238

Хабаровск на месяц стал центром художественной жизни. Он, как линза, вобрал в себя все достижения художников за последние шесть лет.

К нам на IX региональную художественную выставку приехали гости из Якутии, Бурятии, Приморья, с Камчатки и Сахалина, из Читинской, Магаданской, Амурской областей. Они в огромных ящиках привезли картины, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство.

Все это богатство неделю распаковывалось, сортировалось, отсеивалось, расставлялось вдоль стен, потом долго перетусовывалось. Ведь каждой вещи нужно было найти свое место, где бы она выигрышно смотрелась.

16 октября состоялся праздник - открытие. Торжественная часть проходила на улице. Галерея им. Алексея Федотова не могла вместить всех желающих. Выступали председатель Союза художников России В.М. Сидоров, министр культуры Хабаровского края В.В. Журомский, другие уважаемые люди. Но все-таки самое интересное происходило в «народных массах». Там поздравляли друг друга художники, гости и хозяева. Бородато-маститые и совсем юные, одетые престижно и совсем бедно, они обнимались, жали друг другу руки, хлопали друг друга по плечам. И стало понятно, что братство художников Дальнего Востока - не миф, а реальность.

А кода ленточка наконец была перерезана, то залы галереи так плотно наполнились улыбающимися друг другу людьми, что добраться до картин стало большой проблемой.

Все-таки открытие - это радость встречи, а смотреть выставку лучше в тишине. Давайте сейчас заглянем в залы. Только прошу учесть, что выставка разбросана по городу. Она состоит из четырех фрагментов. Часть экспозиции в галерее им. А. Федотова (живопись, скульптура), часть - в Дальневосточном художественном музее (ретроспектива, графика, декоративно-прикладное искусство), часть - в музее КДВО и небольшая экспозиция живописи находится в галерее Института повышения квалификации специалистов здравоохранения (территория 1-й краевой больницы).

Разбросанность создает неудобство для зрителей. Трудно составить цельное впечатление. Некоторые, посмотрев какую-то часть, считают, что видели всю выставку. Хабаровску нужно новое, современное, специально оборудованное помещение для проведения таких мероприятий. Таким помещением мог бы стать музей современного искусства, подобный тому, что строится сейчас во Владивостоке.

Итак, смотрим вместе выставку. Только учтите, что гид ваш - художник. Человек пристрастный. Так что уравновешенной объективности ждать не приходится.

На престижных стенах

Когда приходят именитые гости, им принято уступать самые почетные места. Так произошло и у нас. На стенах, которые просматриваются издалека, разместились картины народных художников СССР (звание никто не отменял), действительных членов Академии художеств А.Н. Осипова (Якутия) и А.В. Казанского (Бурятия).

Пейзажи Осипова эпичны по звучанию. Природа в трактовке художника самодостаточна. Она словно отдыхает от суетливого и порой разрушительного воздействия человека. Смотришь на маленькие домики, помещенные для масштаба у подножия Гималаев, и думаешь философски: «И это пройдет». Мы пройдем. А вечные Гималаи все также будут встречать восходы постепенно тускнеющего Солнца. Все показанные Осиповым холсты близки по колориту. Будь они одного формата, их можно было бы воспринять как серию.

Казанский показал три больших холста. Они строятся на равномерном свечении всей поверхности. Эффект достигается заменой тональных контрастов цветовыми и взаимным возбуждением теплых и холодных полутонов. Казанского больше интересует живописный эффект, чем реальность, которую он трактует очень условно. Работы такого рода, построенные на одном доминирующем цвете, хорошо держат стены. В этом они сродни офисной живописи, для которой главное - пятно. А содержание? Содержание пусть придумывает сам зритель. А.В. Казанский - признанный мастер, и в новых своих работах он столь же совершенен, как и в тех, которые были показаны на предыдущих региональных выставках.

В.П. Дроздов, заслуженный художник России (Хабаровск), показал остросоциальный, тематический холст «Прощание славянки». Картины этого художника всегда злободневны. Зрители на них активно реагируют. Виталий Петрович продолжает традиции критически настроенных передвижников. Цель его - не доставить удовольствие, а возбудить чувство протеста против царящей вокруг несправедливости.

Уличный музыкант развернул свой баян. У ног его - военная фуражка, вокруг нее валяются конфеты, набросанные равнодушными прохожими. Слева суетятся уличные торговцы дачной снедью, а справа на джипах проносятся новые хозяева жизни. За спиной музыканта - знакомый хабаровский пейзаж и бескрайнее небо. Именно небо придает жанровой сценке монументально-трагическое звучание. В картине хорошо выражена ненависть автора к «новым русским», но слабо просматривается любовь к пострадавшим от реформ соотечественникам. От этого картина звучит безысходно, как реквием по стране. Виталий Петрович не боится говорить о серьезных вещах, а соглашаться с ним или нет - это дело зрителя.

Мне понравились...

Графика М.Г. Старостина (Якутск). У этого художника в Хабаровске есть поклонники. Я в их числе. Художник в совершенстве владеет техникой офорта. Он создает свой странный, забавный мир. Любовь к землякам сочетается у него с легкой иронией, этнографическая достоверность - с неуемной фантазией.

Показал Старостин и живопись. Небольшой холст. Маленький персонаж согнулся под тяжелой ношей. Картина так и называется «Ноша». Идти ему, идти, нести и нести. Но он дойдет. Главное - не отчаиваться и сделать следующий шаг. На мой взгляд, живопись несколько уступает графике. Нет в фоне живописной вибрации. Но, может, я ошибаюсь? И виной всему искусственный свет. Он всегда несколько мертвит живопись.

Большое впечатление произвели на всех портреты, выполненные членом-корреспондентом Российской Академии художеств Я.Н. Васильевым (Якутск). Его образы воспринимаются как реальность, но в то же время это сочная, богатая по фактуре живопись. В портретах Васильева нет типизации. Он верит, что любой человек интересен сам по себе. Зритель оказывается один на один с человеческой судьбой, и время словно останавливается. Сильное воздействие.

Несуетность - вот одно из важных свойств настоящего искусства. Этим меня привлекли картины Я.Н. Шпатова (Чита). Его небольшой «Портрет», такой неяркий, почти не цветной, пример тонкой, выдержанной в тоне живописи. В картине нет ни одного случайного пятна. Все предельно взвешено и уравновешено. Формула чувства - так воспринимается живопись Шпатова. Художник создал образ одинокого человека, трогательный, полный достоинства.

Работы друзей

Если знаешь человека, то его работа, как пульс, объективно показывает состояние автора.

Вот картины моих друзей, они были гостями рубрики «Душа и творчество». Константин Кузьминых (Магадан) показал черно-белую «Эскимоску». Художник заставляет работать фактуру холста, и он становится «шершавым» для глаз. Образ эскимоски архаичен, он сродни древним изображениям, выполненным на заре человечества. Такая архаика может великолепно смотреться в современном стильном интерьере.

Картина заслуженного художника России Г.С. Зорина «Отзвенели колокола» (второе название «Русь уходящая») изображает скованную каторжанку в красной рубахе. За спиной ее рушатся в беззвучном падении все колокола с уничтоженных православных церквей. Картина-реквием, картина-завещание, картина-предупреждение. Писал ее Григорий Степанович будучи уже больным. Каждый шаг к мольберту давался ему с трудом. Мы соседи по мастерской. Я свидетель творческого подвига художника.

Картине Зорина очень мешает висящий рядом «Черный кот». Неплохой сам по себе, он своим ярко-красным фоном убивает звучание благородного красного в картине Григория Степановича. Он искажает звучание картины, как помеха радиопередачу. Таким образом можно «убить» любую картину. Что это - недосмотр? Или что-то похуже? Скорее всего, бездумье. Красненькое с красным по пятнам вместе вроде и не плохо... Но картина - не пятно. В ней - смысл. Она требует уважительного к себе отношения.

Я говорю об этом столь подробно потому, что «пострадали» картины многих любимых мной художников. Картину «Багульниковый вечер» моего друга, председателя СХ из города Читы Р.М. Цимбало вообще спрятали за колонну. Но даже оттуда волшебный сиренево-голубой аккорд привлекает к себе зрителей. Вот остановились три студента. Простояли минуту, другую, третью. «А мне нравится, - говорит один из них с недоумением, - почему-то смотрю, а мне все нравится и нравится». Не удивляйся. Так и должно быть. Это серьезная живопись. Застывшая цветомузыка. Она начинает звучать все отчетливей, чем больше на нее смотришь.

Пройдемте дальше...

«Март. Лов корюшки» так назвал свою забавную картину В.Н. Погребняк (Владивосток). Вся поверхность холста представляет собой потрескавшуюся поверхность льда. На льду суетятся смешные черные фигурки рыбаков. Они проваливаются под лед, ползают туда-сюда, хватаются друг за друга, но все машут своими махалками. Картина - абсурд. Можно посмеяться над человеческой глупостью. Но смотришь на картину и вздыхаешь: вся наша цивилизация все больше и больше начинает походить на такую безумную рыбалку.

В вестибюле я замер от крика. Это кричит «Высоцкий» Ю.И. Быкова (Комсомольск). Кричит он и рычит так, что начинает трещать поверхность самой картины. А может, это трещит по швам наше время?

Среди графики мое внимание остановили удивительно совершенные рисунки-иллюстрации Д. Бойтунова (Якутск). Острота композиции и мягкость решения. Редкое сочетание. Кровожадные сюжеты поданы с большим тактом, и при этом от них веет духом седой древности.

Триптих хабаровчанина А.А. Блажнова «Лики» полон недосказанности. Артефакты «Рама» без картины. Древняя «Икона», развернутая обратной стороной. «Портрет Сталина», перевязанный шпагатом. Задал Блажнов загадку, а я не смог ее разгадать. Так и ушел озадаченный. Очевидно, на это и рассчитывал художник. Многозначительный, но неясный смысл - вот привычный язык этого талантливого художника.

Если вы посетите десятую региональную, то обязательно обратите внимание на две небольшие картины заслуженного художника России В.Г. Поспелова (Улан-Удэ). «Теплый вечер из детства» - так называется одна из них. Очень славная и действительно теплая картина.

А сколько фантазии вложили художники-мастера декоративно-прикладного искусства в свои вещи! Назначение этих произведений - жить рядом с человеком и украшать своим существованием каждый день бытия. Работы М.Н. Анапенко (Хабаровск) выходят за пределы этой задачи. Его керамическая композиция «Размышления о вечном» воспринимается как серьезная скульптура.

Отдел скульптуры очень разнообразен. Здесь и портреты, и декоративные вещи, и сложные по замыслу символические композиции.

Раздел ювелирного искусства знакомит зрителей с новыми веяниями в этом древнем виде творчества. Оригинальные сочетания различных материалов расширяют творческие возможности современных ювелиров.

Следует отметить произведения народных мастеров, работающих в древних традициях. Их произведения доказывают, что искусство не обладает свойством устаревать. Оно всегда актуально, и самые древние формы способны волновать и радовать современного зрителя.

Наша прогулка по выставке заканчивается. Мы выходим на улицу и сразу замечаем, что мир вокруг нас изменился. Он стал более цветным и радостным. Таково свойство искусства. Оно возвращает нам свежеть восприятия, промывает наше зрение и чувства.

И в завершение...

17 октября художники и искусствоведы собрались на конференцию. Выступающие пытались понять, что происходит с дальневосточным искусством. Вот некоторые высказанные мысли.

Искусство Бурятии и Якутии выступает как объединяющее нацию начало. От этого оно звучит, подобно мощному хору. Русские художники смотрятся на этом фоне как одинокие солисты и от этого сильно проигрывают.

Художники попали в экономическую зависимость от вкуса людей с деньгами. Диктат идеологии сменился диктатом рубля, и это уже сказывается на творчестве.

Если не будет экономической поддержки, тематическая картина, требующая больших затрат средств и времени, обречена на исчезновение.

Все сходились в том, что Союз художников необходим, что без него невозможно выжить и что надо всячески содействовать принятию закона о творческих союзах. Без этого художники не могут чувствовать себя встроенными в общекультурный процесс.

Все выступающие выражали радость по поводу того, что региональная выставка состоялась, а значит, связь времен не прервалась.

В завершение хотелось бы поблагодарить всех тех, кто содействовал проведению выставки. Без поддержки краевых властей и лично губернатора В.И. Ишаева, без содействия властей города и помощи спонсоров: полиграфического предприятия «Омега-Прес», Дальневосточной железной дороги, предприятия «Григ» - такое серьезное и дорогостоящее культурное мероприятие провести было бы невозможно.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

10.05.2024 09:43
На выходных можно прогуляться с врачом и посмотреть дрифт

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов