Меркурия в валенки не обуешь...

24.10.2003 | АРХИВ | 6м. 42 c. | 210

Меркурий, как известно, в мифологии значится на должности бога торговли. В Хабаровске божество в тоге и быстрых сандалиях поселилось почти полтора века назад и с высоты здания бывшего торгового дома фирмы «Кунст и Альберс» много чего повидало с тех пор: и купеческий размах, и красный террор, и НЭП, и карточки, и очереди, и налеты милиции на соседнем углу на бабушек с пучками зелени, и нашу приватизацию с капитализацией... История отечественной торговли - неиссякаемый родник для творчества сатириков и народного юмора. Одни спектакли Аркадия Райкина чего стоят... Можно себе представить, каково в те времена было растить молодых специалистов для торговли. Когда, по сути, товаровед - это специалист, который все знает о товаре, а по жизни - ведает тем товаром. «Дефицит, понимаешь...» А что такое «завбаз», не говоря уже о заведующих магазинами или отделами, тем более продавщицах за прилавками-баррикадами?

Довольно долгое время, судя по всему, в глубинке вообще как-то могли обходиться без специалистов в этой непростой и притягательной для всего сущего сфере. Ведь лишь в 1953 году в Хабаровске было решено открыть учебно-консультационный пункт (УПК) заочного Института советской торговли, который и стал родоначальником кузницы торговых кадров на Дальнем Востоке, преобразовавшись вскоре в филиал института советской торговли, а затем и в коммерческий факультет ХГАЭиП.

Александра Дмитриевна Бондова, первый директор УПК, а в то время - выпускница Московского института народного хозяйства имени Плеханова, рассказывает, что хабаровчане едва не лишились удовольствия иметь такой вуз. Для УПК все не находилось места, и потому совсем уж решили было открывать его во Владивостоке, но отдать приоритет соседям хабаровчане не захотели. Первые 50 студентов начали заниматься в институте инженеров железнодорожного транспорта. Обзавестись собственным домом, соответствующим всем требованиям учебного заведения, вузу все не удавалось. И в этом был какой-то парадокс: уж кто пользовался всеми благами советской торговли, так это власть предержащие. Казалось бы, кому же еще было позаботиться об условиях для подготовки кадров для нее. Ан нет, классический пароль: «Ты - мне, я - тебе» почему-то не срабатывал, когда речь шла об общем благе, а не о личных взаимоотношениях. Помнится, в 80-е годы директор филиала Анна Ивановна Окара даже в нашу газету обратилась с просьбой помочь в решении этого вопроса.

- Каждый раз наши хождения по инстанциям заканчивались ответом, что помещение для филиала должна предоставить торговля. А под торговлю выделялись первые этажи жилых домов или пристройки, ни одного большого специализированного магазина в городе к тому времени так и не было построено: универмаг - историческое здание, Центральный гастроном - то же самое... - вспоминает она. - Да и в рамках союзного и федерального бюджетов для развития материальной базы торговли в то время выделялось очень мало средств. Развивали военно-промышленный сектор, индустриальный, аграрный. А в торговле укрепляли оптовый сектор, строили склады, базы, но не магазины. Но помещения для филиала все же нам тогда добиться удалось - это было здание радиокомитета, перебравшегося с улицы Запарина на площадь Славы. Жаль, конечно, что спустя время не удалось отстоять свои права на это помещение и теперь приходится арендовать этажи на ул. Серышева, 60. Хотя, конечно, здесь создано все необходимое для обучения: лаборатории, учебные аудитории, библиотека, компьютерные классы... Пятьдесят лет - срок вроде бы небольшой, но за это время многое изменилось и в сфере торговли, и в жизни, и в психологии. Ведь в советское время, вспомните, вся пропаганда была направлена на то, что торговать - это стыдно. Даже если тебе не подошла вещь, которую купил, ты стеснялся ее продать. Такая характеристика как «предприимчивый человек» была отрицательной. И вдруг торговать у нас стали инженеры, учителя, врачи. И не просто жизнь заставила, но и способности к этому у многих обнаружились, азарт появился. Значит, это сидело в них. Я думаю, что в торговле, как и в любом другом деле, есть призвание, талант: это дано или не дано человеку от природы.

«Челнокам», которые довольно скоро сумели накормить и одеть-обуть Россию, заполнив брешь развалившейся системы советской торговли, наверное, можно поставить памятник. Хотя светлым будущим наступившие времена не назовешь, и поводов для ностальгии по прошлому сейчас более чем достаточно. Выбирать покупателю вроде бы есть из чего, но на госконтроль за качеством полагаться теперь не приходится.

- Действительно, стандарты переходят в разряд добровольных документов. Но мнение, что теперь производитель будет выпускать, что и как ему захочется, на самом деле ошибочно, - комментирует эту ситуацию А.И. Окара. - Закон по защите прав потребителей говорит о том, что потребитель не должен быть введен в заблуждение. А как он может иметь достоверную информацию, если, к примеру, тот же бородинский хлеб в каждой пекарне разного вкуса, хоть и называется одинаково? Теперь можно выпускать хлеб по своей оригинальной технологии, и присваивать ему свой стандарт. Но если вы пользуетесь национальным, его нужно исполнять от А до Я. Стандарт организации может быть и выше требований национального стандарта. Может быть, у вас такая передовая современная технология, отличного качества продукция. Но нужно называть вещи своими именами. Пожалуйста, можно даже на международный рынок выставлять продукцию под стандартом организации, главное, чтобы она не была вредной или опасной для потребителя.

Как же вузу готовить специалистов для торговли в такое непростое время, когда стихийный базар у нас только начал складываться в цивилизованный рынок?

- Чтобы знать, кого готовить, нужно видеть перспективы отрасли, - таково убеждение декана коммерческого факультета Дмитрия Алексеевича Попова. - Наш факультет совместно с министерством пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания и министерством экономики администрации края принимал участие в разработке концепции основных направлений развития торговли до 2010 года. По этой концепции было принято два постановления губернатора. В одном из них (от 25 сентября нынешнего года) идет речь об организации на нашем факультете обучения по специальности «Технология продуктов общественного питания». Перспектива развития торговли - в создании крупных комплексов и в привлечении инвестиций. Мощная, отлаженная система товародвижения на уровне оптового звена, когда комплектовались большие партии товаров в разных регионах, шла продукция из-за рубежа, была разрушена. Предприятий торговых много, но они все мелкие, крупных торговых потоков нет. Это фактор торможения и материального производства, и розничного товарооборота, и сужения потребительского спроса. Ведь промышленник не будет заказывать необходимые ему для производства товары через «челноков». Возможно, все это предстоит сделать нашим выпускникам. Сегодня мы работаем по договорам с такими предприятиями, как «Амур-пиво», Центральный универмаг, Торгово-промышленная палата, Дальтелеком, Росмясомолторг, «Тайга»... Наши студенты проходят там практику, к ним присматриваются, приглашают работать. Но сегодня приходится задумываться не только о формировании профессиональных качеств. В советские времена в вузах было четкое представление о том, какие качества нужно развивать и формировать у молодежи. Сейчас тоже идет речь о воспитательной функции высшей школы. Что взять за эталон? Вряд ли новое поколение коммерсантов будет похоже на российское купечество, каким бы привлекательным оно не казалось теперь, когда открылись архивные страницы. В валенки бога Меркурия не обуть, жизнь идет дальше, и сегодня у нас есть возможность добавить к отечественному опыту и зарубежный, и опыт международного сотрудничества.

- Я учусь на специальности «Экономика управления», этот же факультет заканчивали мои мама и тетя здесь, так что можно сказать, что это семейная династия, - рассказывает студент-пятикурсник Геннадий Есипов. - С одной стороны, конечно, хочется поскорее получить диплом, а с другой, грустно становится, когда подумаешь, что студенчество заканчивается. Такой интересной жизни, как здесь, ни у кого из нас уже не будет, наверное. У нас на факультете самоуправление: студенческий совет, научное студенческое общество, турклуб... Проходят семинары, «круглые столы» с предпринимателями, обсуждаем общие проблемы, и наше мнение им интересно, а нам интересно познакомиться с будущей профессией поближе. Одна из совместных работ - исследование потребительского поведения хабаровчан, результаты затем обсуждались на конференции, и мы заняли со своим исследованием первое место. Вторая работа - изучение рынка спортивной одежды по заказу «Ай-Би-Трэйд». Они хотели вводить торговую марку, и мы помогали оценить реальные перспективы этого проекта. Сейчас мы работаем вместе с Дальтелекомом, разрабатываем внедрение молодежного тарифа - мы исследовали базу данных предприятия, проводили фокус-группы - это когда собираются несколько человек и представитель маркетинга, отдела рекламы предприятия и обсуждают проект - начиная от самой идеи до дизайна, до его внедрения во всех деталях. Все это записывается на пленку, затем анализируется...

- Удивительно, но специальность «Товароведение и экспертиза товаров» сейчас открывают технологические вузы, медицинские, сельскохозяйственные, технические университеты. Раньше для предприятий готовили технологов, они следили за качеством продукции, но не владели ситуацией: а что нужно рынку? Нашим специалистам это по силам, поэтому на них сегодня спрос, - рассказывает А.И. Окара. - Я только что приехала с заседания учебно-методического объединения торговых вузов. Там был такой разговор: может быть, стоит переименовать специальность «Товаровед» и в новом поколении стандартов предложить название «Консалтинг и аудит товаров»? Ведь молодежи хочется каких-то современных названий, чтобы красиво звучало, когда спросят, какая у тебя специальность или кем ты работаешь. Я посмотрела по литературе, встретила «политический консалтинг», вроде бы и нам подходит, ведь мы готовим консультантов для торговли и производства. Спросила у ребят, у которых веду занятия на пятом курсе. Они отвечают, что это было бы очень хорошо, а то многие товароведа воспринимают по Райкину. А второкурсники и те, кто помладше, говорят: нам нравится товаровед! Видимо, объект сатиры все же уходит в прошлое! Но главное, что молодежь стремится получить эту специальность. Хотя конкурс - три человека на каждое место, число желающих не уменьшается...

Одна из первокурсниц, Марина Звонко, поступавшая в этом году на три факультета сразу и остановившая свой выбор, в конце концов, на коммерческом, прокомментировала это так:

- Питаться и одеваться люди будут всегда, значит, всегда кому-то нужно будет заботиться и о том, чтобы они могли купить для себя все необходимое. Можно сказать, вечная профессия...

Пятьдесят лет - время зрелости для человека, а для вуза - это пора юности, становления. И, значит, все еще впереди!

C. Васильева.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов