"Эх, дороги: и с ветерком, и с шашлыком"

25.10.2003 | АРХИВ | 9м. 40 c. | 236

Учреди умная голова в России национальную премию за строительство мостов в постсоветский период, наш переход через Амур-батюшку мог бы, думаю, потягаться с любым конкурентом. На равных. По красоте, по дизайну, по архитектуре. По самой строительной идее. Впрочем, и тягаться-то было б особо не с кем. Где их, мосты, еще строили-то в 90-е годы - годы безвременья и полуразрухи.

Мост через Амур (а с момента его сдачи пролетело, если не ошибаюсь, года четыре) все больше привлекает к себе свадебные кортежи молодоженов, гостей из других городов, иностранцев... да и простых горожан, желающих в выходные дни провести свободное время с семьей поблизости от реки где-нибудь в придорожном кафе.

В октябре сдан последний участок «9 - 13 км» обходной правобережной дороги в районе села Тополева. Теперь транзитные грузовики, дальнерейсовые автобусы с пассажирами, легковушки вовсю устремились по новому тракту. С Амурского моста они напрямую, не заруливая в краевой центр, могут попасть на федеральную трасу, ведущую в Комсомольск, Ванино, Находку, Владивосток, на Сахалин и т. д.

Невольно оглядываешься по сторонам: а как обустроена территория вокруг красавца моста, очень удобных лево- и правобережных подъездов к нему, у самой трассы? Как тут с сервисом? Где, например, можно перекусить, не пирожок с гамбургером перехватить на бегу, а плотненько и со вкусом отобедать? Где припарковаться, чтобы, опершись о капот любимой «тачки», полюбоваться амурскими закатами, хехцирскими пейзажами? Где передохнуть часок-другой, а возможно, и провести всю ночь водителю-дальнобойщику или матери с малолетними детьми? Где, наконец, «переобуть» колеса, подремонтировать автомашину?

Знакомый речник, купивший еще до строительства моста домик в районе Тельмана, на левом берегу Амура и поселивший там престарелых родителей, не скрывал ни радости, ни удовлетворения:

- Знаешь, дважды в неделю езжу к отцу и матери. Им - городские гостинцы, от них везу молоко, домашние яйца, свежие овощи... На паромной переправе (в прежние годы) тратил 1,5-2 часа, чтобы перебраться на другой берег. Сейчас - десять минут, и я на крыльце отчей избы. А дачники, как они благодарны строителям! Жители Тельмана, Приамурского, Николаевки, Камышовки, Даниловки - это, по-моему, уже жители пригорода Хабаровска. Разве нет? Глянь на Центральный рынок, почти все «молочники» из Смидовичского района. Кому плохо? Всем хорошо!

Действительно, мост дал толчок развитию не только дачно-земельных отношений двух субъектов РФ - нашего края и Еврейской автономии, но и «подстегивает» бизнес. Предприниматели из столицы федерального округа все пристальнее присматриваются к пустующим зданиям, к удобным развилкам дорог, где можно и цех открыть, и закусочную соорудить. Кемпинг, строящийся у федеральной трассы Хабаровск - Биробиджан, в районе Приамурской, давно вызывал вопрос: «Чей это английский замок, что в нем будет?» Коммерческий секрет «Тихоокеанской звезде» приоткрыла Елена Лупанова, заведующая отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Смидовичский район».

- Это трехэтажный придорожный кемпинг. Строит его частное предприятие из Хабаровска. Тут появятся гостиница, автомойка, бар-ресторан, номера-люкс с душем. И даже... казино. Хозяева обещают сдать объект в этом году...

Казино и водитель, едущий по делам, скажем, из Якутска в Ванино, возможно, не «согласуются». Хотя жизнь меняется на глазах, и кому-то захочется часик-другой поиграть и в рулетку. Почему бы и нет: деньги, езда, азарт... Вещи из одного ряда. По мнению Елены Анатольевны, хабаровские бизнесмены вообще зачастили в ЕАО. Деловых людей привлекают разного рода льготы, которые предоставляет местная власть. Да и простора для коммерческих проектов здесь, считает, больше, чем в перенаселенном Хабаровске. Свои производства менеджеры стараются приблизить к действующей автотрассе, к потенциальным клиентам. Что вполне логично: они курсируют в обоих направлениях практически круглосуточно.

Хабаровчане, к примеру, арендовали пустующий двухэтажный детсад в Камышовке и построили там мясной цех. Вложили 60 тысяч долларов. Местным механизаторам и дояркам, оставшимся не у дел (Волочаевский совхоз разорился), предоставлено 70 рабочих мест. Кому плохо? Всем хорошо. Пустующие и брошенные, но еще крепкие постройки «оприходываются» и в других селах Смидовичского района, примыкающих к насыщенной транспортом автодороге. Есть даже проект (под него, говорят, уже отведен участок у Николаевки), где с помощью хабаровчан будет строиться установка, мини-завод ли по утилизации мусора. В одноэтажной и в основном деревянной Николаевке, естественно, этого мусора не так много. Суть затеи в том, чтобы мусор везти из Северного округа Хабаровска. Через Амурский мост: путь - не длинный, удобный. Хозяйственная сделка обещает быть взаимовыгодной.

Нарастает и конкуренция. Не все знают, что «челноки», частные торговцы из Биробиджана - в Приамурском их почему-то зовут «базовскими», - отправляясь на машинах рано утром на оптовые рынки в Хабаровск за продуктами, одеждой, обувью, стройматериалами, чаи обычно гоняют в ООО «Глория». Оно расположено как раз на подъезде к Хабаровску - у Амурского моста.

- Почему? - спрашиваем у водителей-завсегдатаев кафе-закусочной. - Здесь что, кислорода больше, энергетика другая, хрен слаще?..

Смеются:

- Готовят вкусно... По-домашнему... Потому и заворачиваем только сюда...

Чего-чего, а высокого качества пищи, этого главного «козыря», у поваров из Приамурского не отнимешь. Если пельменчики - то с ноготок, и аромат - от тарелки не оторваться. Блинчики - тоньше салфетки, ешь, как на Масленицу, до отвала. Шашлыки - тоже штучная работа. Глянули в меню, а там одних холодных закусок 17 наименований, три вида первых блюд, 13 - мясных и т. д. и т. п. Любой ресторан и в столице федерального округа позавидует. По всему видно: творческие люди живут в селе, понимают, чем надо «брать» изголодавшегося в пути дальнобойщика, «челнока» или пассажира.

- Хотите верьте, хотите нет, - говорит хозяйка заведения Валентина Перминова, - но к нам на ужин или на обед, особенно по воскресеньям, часто приезжают семьями даже из Хабаровска. Не каждому хочется возиться на кухне в законный выходной...

Это точно. Одно плохо в «Глории»: едешь мимо на автомобиле, а здание кафе с виду напоминает то ли трансформаторную будку, то ли мастерскую для дорожников. Но никак не кафе с суперпельменями. Напротив «Глории» стал строиться кемпинг. Его красная крыша из импортной кровли, как рекламный щит, видна едва ли не с Амурского моста. В «Глории» зашевелились, и уже этой осенью наняли бригаду строителей (опять же из Хабаровска), которые намерены так отделать фасад пищевой точки, что не захочешь, а обязательно свернешь к закусочной.

К сожалению, несколько иная картина на правобережье, на территории Северного, Железнодорожного округов, через которые, собственно, и проходит дорога федерального значения «Восток». Заправочных станций в них, как грибов в осиннике. Их-то, может, и хватает, а вот с закусочными и прочим автосервисом пока не густо. В хилой рощице на одном из дорожных перекрестков, мы встретили С. Алиева. Молодого азербайджанца, исполнительного директора из ООО «Фит». То ли в июне, то ли в июле эта фирма (расположенная в Березовке) разбила здесь нечто вроде «летней площадки». Установила беседки, торговый киоск, котел для приготовления плова, мангал для шашлыков. Нас уверили, что тут часто останавливаются водители-дальнобойщики, заезжают за шашлыками строители «Дальспецстроя». Их база неподалеку. Правда, сейчас, осенью, площадка больше напоминала пустынный уголок. На солидную полноценную закусочную она явно не тянула.

- Все впереди. Скоро начнем строительство ресторана «Ночной Хабаровск», - сказал нам С. Алиев. - Кирпич уже подвезли...

Дай-то Бог! Может, и осуществятся планы этой торговой фирмы. Благо их соотечественники данный придорожный сервис на трассе Хабаровск - Комсомольск, да и в других пригородных местах, держат весьма крепко. Наших - хабаровских - бизнесменов увидишь в нем редко. То ли не с руки им этот вид деятельности, то ли душат налоги, а хочется работать открыто, честно, без теневых оборотов. В отделе архитектуры Северного округа нам не добавили оптимизма. Мол, да, понимаем, мост, новая трасса, поток клиентов... На улице Трехгорной, примыкающей к мосту, запроектировали строительство двух-трех кафе, закусочных. Но когда они войдут в строй, не известно: то ли через год, то ли через два. Есть у чиновников мысли построить вдоль дороги «Восток» автомойки, развить другие виды автосервиса. Но опять же все звучит как-то обще, неопределенно. По большому счету, за «золотую жилу», похоже, еще и не брались. Хорошо, плохо ли, судить не нам. Но если городу нужны новые небольшие производства, рабочие места (а через них и налоги в казну), если он заинтересован в привлечении частного капитала, в росте среднего класса, наконец, в укреплении имиджа своих округов, то лучшего применения сил и средств и не придумаешь. Сам Амурский мост, сама дорога «Восток» голосуют за это...

Теперь добраться до побережья Татарского пролива можно на автомобиле по дороге Лидога - Ванино. И этот способ передвижения, пожалуй, самый удобный хотя бы потому, что не нужно ориентироваться на время вылета или отправления поезда. На стоянке такси сразу вижу два пыльных японских микроавтобуса. На лобовых стеклах - от руки написанные красным маркером таблички: «Ванино, Сов. Гавань». Возле одного из них лениво курит сонный водитель.

- В Ванино поедете?

- Поедем.

- И сколько?..

- Тыща двести.

Недешево, конечно, но куда деваться! Еще пару часов ждем, пока заполнятся все посадочные места. В автобусе их двенадцать, включая водительское. Место рядом занимает его то ли напарник, то ли охранник, остальные десять - пассажиры. Все, поехали.

Километров шестьдесят от поста ГИБДД на Лидоге уже заасфальтированы. Ехать по асфальту можно, даже несмотря на то, что не очень удобно: места в автобусе мало, а пассажиров много, да плюс багаж, так что сидеть приходится почти «по стойке смирно». Но вот начинается грунтовка, и наш японского производства транспорт то и дело подпрыгивает на ухабах и кочках. Напарник водителя оборачивается в салон и весело говорит:

- Так, все по очереди рассказываете анекдоты, чтоб шофер не уснул. А то он вторые сутки за рулем, без отдыха.

После минутной паузы мои попутчики наперебой начинают вспоминать разные забавные истории. Но водитель не смеется, и настроение у всех заметно портится.

- Да вы не волнуйтесь, - успокаивает напарник, - если что, я его сменю.

За окном автобуса мелькают осенний лес, отвалы грунта. Дорога строится. На подъезде к р. Анюй вовсю работает техника - скоро автомагистраль уйдет от заповедной реки, обойдет ее стороной. Пока же здесь самый сложный участок дороги. Наш автобус сбавляет ход, то и дело прижимаясь к обочине, пропуская идущие вереницей лесовозы и тяжелые фуры. Впрочем, продолжается это недол-го, дальше едем нормально.

Через несколько часов долгожданная остановка. В живописном местечке между реками Гобели и Таунга находится единственное на всю трассу предприятие общественного питания - небольшая закусочная. Нехитрая снедь, ненавязчивый сервис и удобства во дворе. Водитель предупреждает: стоянка полчаса. Размяв онемевшие руки и ноги, спешим занять очередь. Внутри закусочной пирует компания дальнобойщиков. Под водочку. Самое интересное, что спиртное здесь продают всем, без ограничений. Удивляться нечему, на всей протяженности дороги от Лидоги до Ванино ни одного инспектора ГИБДД.

Сразу после открытия трассы ванинское ЗАО «Трансбункер» построило на 90-м километре (со стороны побережья) современную заправочную станцию. На втором этаже оборудовали спецпомещение для сотрудников автоинспекции. Но оно по сей день пустует: у ванинской ГИБДД не хватает штатных единиц даже для работы в районном центре, не хватает транспорта, ГСМ. Так что безопасность на дороге - вопрос везения.

После привала путешествие уже не кажется таким утомительным. Хотя на границе между Нанайским и Ванинским районами от водителя требуется максимум внимания: многочисленные спуски и подъемы, настоящий «серпантин». На обочине видим завалившийся на бок лесовоз. Шофера в кабине нет, видимо, уехал на попутке за помощью. Возможно, не справился с управлением как раз после развеселого обеда с горячительными напитками. Наконец въезжаем на асфальт. 90 километров до Ванино преодолеваем за полтора часа и вскоре уже рассчитываемся с водителем у Ванинского железнодорожного вокзала. В обмен на деньги ни билетов, ни чеков. «Откуда? - удивляется водитель. - Мы же частники».

- И не может у них быть никаких документов, ездят на свой и пассажиров страх и риск, без лицензии, которую, понятно, никто не даст. Дорога для пассажирских перевозок официально не открыта, - объяснил мне несколько дней спустя начальник ванинской ГИБДД В.Н. Косяченко.

Из дальнейшего разговора выяснилось, что новая дорога стала для сотрудников автоинспекции настоящей головной болью:

- Аварийных ситуаций много. Три последних - со смертельным исходом. Все погибшие - водители или пассажиры КАМАЗов. Кто-то выпил и не справился с управлением, кто-то недавно права получил и сразу по такой сложной трассе поехал. Что касается незаконных пассажирских перевозок, сразу скажу: бороться с ними нет никакой возможности. Ну, остановит инспектор здесь, в Ванино, этот автобус, а водитель ему скажет, что везет родственников или знакомых. И все! В крайнем случае штраф заплатит - 50 рублей. А в карман за один только рейс положит несколько тысяч. Само собой, никакой врач шофера перед выездом не осматривает, исправность техники тоже исключительно на его совести.

Есть у инспекции еще одна проблема, связанная с новой дорогой. Большинство краденых автомобилей уходит с побережья в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре именно по ней. Преследовать угонщиков некому: в июле этого года в ГИБДД прошло очередное сокращение штатов. Людей не хватает. Достаточно вызвать на какое-нибудь происшествие сотрудников с поста, и путь свободен.

В.Н. Косяченко говорит:

- Не только похищенные автомобили уходят по этой дороге. Как вы знаете, после повышения таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок большинство их завозится к нам в разобранном состоянии и оформляется как запчасти. Кто-то действительно привозит именно запчасти, чтобы отремонтировать старую машину. Но таких в меньшинстве. В основном это хорошо отлаженный криминальный бизнес. Пройдя таможенное оформление, «запчасти» где-нибудь в укромном гараже превращаются в автомобиль. Для него уже готовы документы - поддельные, разумеется. Но подделка выполнена так профессионально, что определить это может только специальная экспертиза. Потом автомобиль ставят на трейлер и спокойно провозят через пост ГИБДД. «Что везете?» - «Запчасти». И не придерешься, документы в порядке. Далеко ехать не надо, только до границы Ванинского района. Потом трейлер возвращается, а «запчасти» своим ходом следуют в Хабаровск, Комсомольск, Приморье... На дороге документы ведь никто не проверит. Некому. Сколько денег государство потеряло, повысив пошлины, подумать страшно. Российский автопром пока не подняли, зато криминальные структуры уже сегодня зарабатывают миллионы.

Когда-нибудь дорогу полностью обустроят. И учитывая, сколько сделано только в нынешнем году, время это не за горами. На обочинах появятся уютные кафе и кемпинги, а оберегать безопасность водителей и пассажиров будет специальное подразделение милиции. И удобные автобусы будут совершать регулярные рейсы из краевого центра на побережье и обратно. Но все это в будущем. А пока тем, кто решился впервые путешествовать по новой дороге, можно посоветовать одно: отнеситесь к поездке со всей серьезностью. И если не уверены в своих силах, водительском мастерстве или возможностях собственного авто, лучше, пожалуй, доверьтесь железной дороге или авиации. И надежней, и безопасней.

Ольга Демиденко. Борис ФЕДОСЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов