"В доме техника сгорела? Завести бы надо дело..."

22.11.2003 | АРХИВ | 3м. 26 c. | 213

За последнюю неделю несколько хабаровских семей в одночасье лишились своей бытовой техники. И «домушники» здесь ни при чем. Причина, по которой телевизоры, компьютеры и прочие электроприборы вышли из строя, банальна: так называемые скачки напряжения с пугающей регулярностью происходят во многих городах России.

Причину их возникновения поставщики электричества объясняют столь расплывчато, что гражданам, не разбирающимся в технических тонкостях, нипочем не понять, кто в этом виноват. Народу остается бегать из ЖЭУ в Энергонадзор, а оттуда - к специалистам квартальных сетей. Крайнего найти удавалось не многим. Люди в итоге понимали, что телевизоры, видеомагнитофоны и чайники им придется покупать вновь или ремонтировать за свои кровные.

Говорят, среди пострадавших находились и такие, которые в знак протеста по несколько месяцев вообще не платили за свет, пока не дождались прихода судебных исполнителей. Увы, в отличие от рядовых граждан, у энергетиков есть масса способов выколачивания долгов...

В этой ситуации мэрия Хабаровска решилась на превентивные меры. Четыре года назад появилось постановление мэра, четко регламентирующее порядок рассмотрения жалоб потребителей электроэнергии по вопросам возникновения перенапряжения (пониженного напряжения) во внутридомовых сетях. Основывалось постановление на законе РФ «О защите прав потребителей», где говорится, что любой предлагаемый потребителю товар должен быть надлежащего качества, безопасным для жизни, здоровья, окружающей среды и не причинять вред имуществу потребителя.

Электроэнергия - это товар, за который мы платим, причем немалые деньги. Платим на счет энергоснабжающего предприятия. Поэтому претензии по качеству товара должны предъявляться непосредственно продавцу. Не считая ведомственного, все остальное жилье снабжает в Хабаровске электричеством Энергосбыт - предприятие ОАО «Хабаровскэнерго».

Согласно постановлению, «жертвам» скачков напряжения надлежало обращаться с заявлением в ту организацию, с которой они находились в договорных отношениях на энергоснабжение. Эта организация в течение суток с момента поступления жалобы должна создать комиссию для проведения расследования причин, приведших к перенапряжению или недостаточному напряжению электричества в сети.

Председателем комиссии назначается представитель территориального управления «Хабаровскэнергонадзор». Именно эта комиссия, а не сам потребитель, обязана найти того, кто понесет ответственность за злополучный «скачок». Для этого определяется полная схема внешнего и внутреннего энергоснабжения объекта с определением границ принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, опрашивается дежурный персонал сетедержателей, оперативно-диспетчерской службы, оперативно-выездной бригады, проверяются все записи в специальных журналах, а также показатели самопишущих приборов.

В редких случаях так, в принципе, и делалось. При необходимости даже приглашались узкие специалисты и, как правило, спустя 20 дней заключение комиссии вручалось потерпевшему потребителю. Второй экземпляр итогов расследования получал виновник произошедшего скачка напряжения - с тем, чтобы в кратчайшие сроки возместить гражданину убытки.

По словам начальника отдела по защите прав потребителей администрации Хабаровска Владимира Егорова, при такой системе поток жалоб от потребителей постепенно иссяк.

Однако на днях Центральный районный суд Хабаровска постановление мэра отменил, и краевой суд это решение оставил в силе. Поставщики электроэнергии обратились с жалобой в прокуратуру на действия градоначальника, обвинив его в превышении полномочий. Закон оказался на их стороне.

«Причиненный юридическому или физическому лицу ущерб должен быть возмещен лицом, его причинившим. Поскольку вами не доказана причинно-следственная связь между действиями энергоснабжающей организации и происшедшим перенапряжением, считаем ваше требование о возмещении ущерба необоснованным», - вот такие отписки нынче выдаются на руки потерпевшим в офисе ОАО «Хабаровскэнерго» с обязательной ссылкой на тот факт, что «спасительное» постановление мэра отменено по суду.

Потребитель электрической энергии, как это ни странно, по решению блюстителей закона опять оказался в роли бесправного просителя, которого пинают от одной организации в другую, затуманивают мозги терминами и техническими определениями, вынуждая поверить, что погоревшие в одночасье электроприборы - козни нечистой силы.

Конечно, оспаривать судебные решения не в нашей компетенции. Мы можем только попытаться представить себе, что будет, если торговцы продуктами тоже возьмутся отстаивать свои права с помощью законов. И добьются того, что претензии за испорченное молоко, например, нужно будет предъявлять не продавцу, а производителю. Или транспортникам, которые задержали его доставку. Или... корове.

И все же, как считают в отделе по защите прав потребителей администрации Хабаровска, мириться с подобной ситуацией не стоит. По счастью, закон «О защите прав потребителей», где говорится о том, что убытки нужно возмещать тому, кто берет за услуги или товары деньги, никто не отменял.

Поэтому, если «благодаря» скачку напряжения вам был нанесен материальный ущерб, правозащитники советуют для начала внимательно изучить квитанцию, по которой вы ежемесячно платите за электроэнергию. На ней - адрес поставщика. Если же энергетики отправляют вас в неизвестном направлении, идти нужно в суд. А специалисты отдела по защите прав потребителей дадут вам необходимую консультацию, как грамотно составить заявление.

Оксана Омельчук.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов