Третьего ноября по постановлению Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в действие вступили Правила и нормы технической экс-плуатации жилищного фонда. Документ весьма любопытный, обещающий потребителям большие перемены в быту.
Правила не новые. Разработаны они были давным-давно, когда принимался сам закон - «Об основах жилищной политики». Но у правительства, видимо, долгое время не хватало духу принять правила за руководство к действию. Наверное, потому, что свод обязанностей коммунальных служб был составлен по принципу «как должно быть», а не «как есть». Не случайно документ, разработанный вчера или даже позавчера, многие называют «завтрашним днем» коммунальной отрасли.
Правила адресованы двум сторонам: во-первых, жилищно-коммунальным предприятиям, занятым обслуживанием жилого фонда, а во-вторых, потребителям, так как регламентируют, как те должны содержать квартиры, переданные им в собственность.
Некоторые положения документа о 84 печатных листах читаются как откровенная утопия. Если верить правилам, то представители жилищно-коммунальных предприятий теперь станут проверять не только состояние мест общего пользования - подвалов, подъездов и пр., но и муниципальных квартир. И всякий непорядок будут обязаны устранить.
Нам обещают, что полы в муниципальных квартирах больше не будут скрипеть, коробиться и проседать. По долгу службы ими займутся жилищно-эксплуатационные организации. Паркетные полы они обязаны натирать мастикой (после предварительной очистки специальным раствором) не реже одного раза в два месяца и покрывать лаком через каждые 4-5 лет с предварительной циклевкой поверхности. Чтобы устранить скрип паркета, его перестелят. Дощатые полы должны будут красить масляной краской или эмалью не реже одного раза в три года (предварительно прошпаклевав)...
Трудно поверить? Трудно. Хотя, если рассудить, составители правил не очень-то и рисковали: в каких муниципальных квартирах паркет еще жив? Слабо верится и в то, что коммунальные службы станут ремонтировать подъезды раз в 3-5 лет, устанавливать на дверях в подъездах уплотняющие теплоизоляционные прокладки и окружать живой изгородью места отдыха во дворе - лавочки, песочницы, детские городки.
Зато те разделы, где речь идет об обязанностях квартиросъемщика, выписаны столь назидательно, что пропадает всякая охота иронизировать даже над откровенно наивными предписаниями. «Во имя» нормального температурно-влажностного режима наружных стен квартиросъемщикам не рекомендуют, к примеру, устанавливать вплотную к стенам громоздкую мебель, вешать на стены ковры и картины. Отныне требуется испросить разрешения на установку кондиционеров, пластиковых окон, на застекление лоджии или балкона, на замену проржавевших труб и пр.
Именно эти запреты вызывают у потребителей жилищно-коммунальных услуг многочисленные вопросы. «Где логика? - задает вопрос хабаровчанин А. Димитров. - Решив заменить гнилые трубы в собственной квартире, я, по сути, согласился выполнить работу коммунальщиков. Вошел в их положение: денег нет, материалов нет... А те вместо «спасибо» требуют заплатить! За что? За согласование моих инвестиций в коммунальную отрасль?!»
Вопросы, которые возникли у наших читателей после знакомства с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, мы адресовали руководителю Центра правовой и потребительской защиты населения города Хабаровска Галине Черковец.
- Галина Николаевна, по долгу службы вам приходится сотрудничать с жилищными инспекциями, отстаивать интересы потребителей во властных структурах... Растолкуйте, пожалуйста, какие настроения витают во власти. Неужели, действительно, за установленное по собственному почину пластиковое окно будут теперь штрафовать?
- Действительно, у жилищно-эксплуатационных организаций такая возможность появилась. Правила подразумевают, что работники жилищно-эксплуатационной организации во главе с домоуправом должны проводить общий и частичный осмотр жилых зданий. Жильцы обязаны обеспечить доступ специалистов в квартиры: домовладение у нас ведь не частное. Если в домоуправление поступила жалоба, что соседи делают перепланировку, там обязаны проверить, есть ли у собственников соответствующее разрешение.
- Не от хорошей жизни мы сами меняем трубы, окна, устанавливаем двери в подъездах, стеклим балконы. Правила для чего придуманы? Чтобы обеспечить сохранность жилого фонда. До сих пор мы его сохраняли, как могли. Теперь нам говорят, что каждый шаг надо согласовать, а значит, оплатить. А может, речь идет всего лишь об очередной «кормушке» для чиновников от ЖКХ?
- В принципе, может быть и такое. Не исключено, что специалисты по монтажу пластиковых окон скоро станут интересоваться у заказчиков, получили ли те соответствующее разрешение межведомственной комиссии? Не думаю, что мэрия издаст на этот счет какие-то циркуляры, как это было в истории с самовольно установленными балконами. Монтаж балконов просто запретили. И правильно.
С «самовольными окнами» бороться будет сложнее. Чтобы иметь право штрафовать, надо самому жить по правилам. Решили, допустим, человека наказать за переустановку окна. А у него железные аргументы: окраска окон по тем же правилам должна проводиться один раз в пять лет. Кто и когда их красил?
Приложения к правилам достойны отдельного разговора. Есть, например, такое: «Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования». В этом разделе оговорены сроки выполнения ремонта. Протечки в отдельных местах кровли, к примеру, должны быть устранены в течение суток. На замену разбитого оконного стекла в подъезде работникам ЖЭУ отпущены сутки зимой, летом - трое суток. Течи в водопроводных кранах и смывных бачках унитазов должны быть ликвидированы за сутки. Без комментариев, как говорится.
- Но в целом как вы оцениваете сей документ? Потребителям по новым правилам жить будет легче или труднее?
- Несмотря на то, что потребителей жилищно-коммунальных услуг пугают многие запреты, прописанные в правилах, их введение можно только приветствовать. В основном эти правила касаются все-таки жилищно-коммунальных организаций. В них тщательно расписано, что и как те должны делать, чтобы содержать в порядке жилой фонд. Значит, у потребителя появилось больше возможностей для отстаивания своих прав. В том числе, и в суде.
Не случайно многие газеты сразу после вступления в действие правил опубликовали образцы заявлений в суд с рекомендациями, что делать, если правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда нарушаются.
Подготовила Ирина МАШНОВА.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты
03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае
03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой
03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края
03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная
03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно
03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее
03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников
03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения
03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»
03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы
03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев