Погодные особенности российского рынка

11.12.2003 | АРХИВ | 4м. 18 c. | 203

Прошло больше десяти лет, как Гайдар и его команда устроили всем нам шок без терапии. Говорить о деловом климате тогда просто язык не поворачивался. Но шок стал потихоньку проходить. Власть, предприниматели заговорили, наконец, о создании делового климата. Самое время. А то климат по всей России установился для бизнеса резко континентальный. Сегодня - солнце, завтра - снег. Из одной крайности в другую.

Сначала хором защищали потребителя. Потом тем же хором выступили в защиту предпринимателя, предлагая убрать барьеры с его пути. Эти крайности неизбежно породили такое уродливое явление, как потребительский экстремизм. Вот уже и представители контролирующих органов забеспокоились. Жалуются: мол, некоторые представители бизнеса довольно в суровой форме предлагают им прийти на проверку через пару лет.

На встрече в Кремле представителей перерабатывающей промышленности с президентом страны В. Путиным отмечалось, что в табеле о рангах проблем еще недавно фигурировало налогообложение, а теперь проблема «слетела» на 7 - 8-е место. На вопрос президента, что же сегодня мешает ведению бизнеса, предприниматели ответили: «Неравные условия».

Много лет назад, когда внедрялся закон о налоге на вмененный доход, я, помнится, написал статью «Невменяемый налог». Но вскоре понял, что был не прав. Для некоторых продвинутых фирм в Хабаровске налог этот оказался вполне вменяемым. Потому что крупная фирма стала платить меньше хлебного киоска. Спросил наших депутатов: «Почему так?» Ответили честно: «Лоббирование!» Что изменилось с тех пор?

В последние годы в России все чаще стали говорить о необходимости саморегулирования бизнеса, как механизма, дополняющего, а иногда и заменяющего государственное вмешательство в экономику. Появились предприятия и компании, называющие себя «организациями саморегулирования». Это понятие присутствует и в ряде законодательных актов.

Саморегулирование - наложение на себя определенных ограничений без какого-либо принуждения извне. Государственная политика по снятию избыточных административных барьеров в экономике предполагает активный переход от государственного контроля и надзора к саморегулированию участников рынка. Так, в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», принятом Государственной думой 14 июля 2001 года, для членов организаций саморегулирования предусмотрен упрощенный порядок осуществления государственного контроля.

Серьезным фактором развития саморегулирования стало сокращение количества видов деятельности, подлежащих лицензированию. Таким образом, у участников рынка появились серьезные стимулы к созданию организаций саморегулирования.

По инициативе Конфедерации обществ потребителей, других общественных организаций потребителей организации саморегулирования бизнеса были созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Волгодонске и других городах. Но широкого распространения не получили. Не хочет наш предприниматель себя регулировать. Ему почему-то больше по вкусу купить лобби или спрятаться в «тень».

Приведу два примера поведения объединений предпринимателей.

В мире широко распространены так называемые прямые продажи. У нас они больше известны как сетевой маркетинг. Продавец приходит в офис, на работу, в дом и предлагает свой товар. Как правило, в этом бизнесе заняты женщины, воспитывающие маленьких детей, студенты и те люди, которые в силу обстоятельств не могут работать полный рабочий день. Как бы ни ругали у нас сетевой бизнес, но товар по прямым продажам действительно обходится покупателю значительно дешевле магазинного. Другое дело, что в России - стране крайностей - этот вид торговли довели до такого «совершенства», что в учреждениях и офисах на дверях вывесили таблички: «Торговым агентам не входить», «Товар не предлагать».

За реабилитацию сетевого бизнеса взялась Ассоциация прямых продаж. Она привлекла организации потребителей, чиновников из министерств и ведомств, выступила инициатором и разработчиком «Правил прямых продаж», занялась обучением своих сотрудников.

Второй пример - из местной «оперы». В Хабаровске, как известно, существует ассоциация автотранспортников, которая борется с барьерами, создаваемыми администрацией города. Ассоциация заслуживает поддержки в этом благородном деле. Но...

Чего потребитель требует от извозчиков? Чтобы время ожидания транспорта было минимальным, время в пути - оптимальным и, конечно же, гарантий безопасности. И что мы видим? Некоторые извозчики для повышения доходности устраивают гонки на маршруте, набивают салоны под завязку. «Езда на коленях соседа или на корточках» до сих пор остается типичной картиной.

Чтобы навести хоть какой-то порядок, мэрия предложила автотранспортникам обзавестись диспетчерской связью. Те в который раз возмутились: накладно! Хотя надобность в диспетчерской связи отпала сама собой, если бы ассоциация взяла на себя добровольное обязательство: следовать трем вышеперечисленным требованиям потребителя.

Есть и другая губительная тенденция, которая влияет на деловой климат. В бизнесе преуспевает тот, кто знает, откуда дует или подует ветер. В Хабаровске зарегистрировано свыше тридцати тысяч индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. А налоги платят лишь 60 процентов из них. Одни все время подвергаются тотальным проверкам, другие никогда не проверяют.

Хотелось бы сказать еще об одной погодной особенности бизнеса. Любой товар, как известно, проходит по схеме: производитель - оптовик - розница. Очевидно, что наибольшее количество нарушений происходит при производстве товара. В тушенке только жилы, в банке с кофе - пыль бразильских дорог, вместо сайры - хек, а шпроты - скорее рыбный фарш, чем шпроты. Поймать халтурщика - задача трудная. Производителей, обозначенных на упаковках, в природе чаще всего не существует. Оптовиков, с их умением закрывать перед носом проверяющих контейнеры, голыми руками не взять. «Стрелочником» становится розница. Здесь проверяющие и проявляют свой талант. Однако удар «по хвостам» не решает проблемы качества. И уж никак не улучшает климат на рынке.

Цивилизованные рыночные отношения в России, позволяющие привести в равновесие интересы предпринимателей, потребителей и власти, сами собой никогда не появятся. Чтобы это произошло, нужно отказаться от сложившихся стереотипов: все предприниматели - воры, власть - казнокрады, взяточники и душители предпринимателей, а потребитель всегда прав.

Чтобы климат в экономике стал деловым, требуется воспитать в себе новые ценности: всем предпринимателям платить налоги, контролирующим органам если проверять, то проверять всех, власти окружить своей любовью не только местных олигархов, но и мелких предпринимателей. Достоинство, благородство сильного: делать шаги навстречу друг другу. Создавать деловой климат нужно при хороших «погодных» условиях.

Какой прогноз у нас сегодня? Милый?

В. ДЕНИСЕНКО,

председатель общества защиты прав потребителей города Хабаровска.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов