Кто кого больше допек: домашние ли его, отца-изобретателя, он ли, Петр Киселев, близких родственников, судить не беремся. Но когда жена в очередной раз намекнула: мол, не пора ли, Петенька, закрывать надомную мастерскую (какую тот устроил из городской квартиры), конструктор обреченно вздохнул: «А куда ж я денусь?...»
Деваться Петру Михайловичу, инженеру, действительно некуда.
В «Тихоокеанскую звезду» обратились его единомышленники. Мол, поддержите человека, хотя бы морально, бьется, как рыба об лед. Киселевскому «ноу-хау», по их словам, позавидовал бы сам Рудольф Дизель, на чьих движках ездит, плавает, вырабатывает электричество, считай, весь мир...
Познакомились. Вникли. И уверяем: будь живы классики - изобретатели мирового двигателестроения Этьен Ленуар, Н. Августу Отто, Р. Дизель, Феликс Ванкель, - наверняка бы переманили хабаровчанина в свои ряды. Хотя, истины ради, заметим, что их судьба в чем-то сродни Киселеву - они тоже долго пробивали дорогу к признанию. Похоже, каждому изобретателю это на роду написано.
Такой проект, как у П.М. Киселева, в инженерной среде называют не иначе, как прорыв. Дальневосточник придумал двигатель, точнее, такие в нем детали, что они меняют сам механизм, принцип его работы. Воплоти идею в металле, внедри в производство - это обогатило бы любого. Стократно. Дало бы загрузку машиностроению, в которой наш регион, да что там регион - вся Россия нуждается. Киселев сознает: быть знаменитым (по Б. Пастернаку) некрасиво, и потому рубаху на груди не рвет, не заявляет на всех перекрестках, мол, вот я какой-эдакий. Хотя у него на руках патент на изобретение № 2152522. Это роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания. Патент, кому интересно, действует на всей территории Российской Федерации в течение... 20 лет, начиная с 28 ноября 1998 года. Он зарегистрирован в Госреестре изобретений Отечества.
В чем же проблемы, скажут прагматики. Доводите идею до ума, ищите партнеров, спонсоров, инвесторов. Сколько более мелких фирм, предприятий, таежных поселений, геолого-разведочных партий, охотников, рыбаков ждут именно такой мощности дизель-генераторы: от 6 до 80 кВт. В России их практически не выпускают. Делают в соседней Латвии, но там они на порядок дороже, в Германии цена их еще выше... Не спят и конкуренты: целые НИИ рыщут в том же направлении, стараясь не только упростить конструкцию двигателя, но и создать принципиально новый малогабаритный, малозатратный, с высоким КПД (коэффициент полезного действия - кто подзабыл школьную физику) двигатель внутреннего сгорания.
В прессе то и дело выныривают сообщения на грани сенсации: такой-де движок уже сделан. То на Украине, то в Германии, то в Японии... В Казахстане президент Назарбаев распорядился выделить немалую сумму, чтобы ученые в короткий срок разработали нечто подобное, что у Киселева уже «застолблено» в патенте.
Почему же мы топчемся на месте? Ладно в электронике отстали... навсегда (во что лично мне верить не хочется). Но здесь-то зачем сдаем позиции? Где вы, Саввы Морозовы, Потанины и прочие меценаты? Вам не надоело сидеть на неокованных сундуках с неработающими долларами и рублями, не зная, куда и к чему их приспособить? Не ровен час - опоздаете...
Заявка о себе, или Крути педали, пока не опоздали...
Сенсационная публикация в газете «Известия» (за 15 ноября этого года) под заголовком «Батарейка и мотор». В ней прямо сказано: группой ученых и инженеров из Германии и США под руководством Б. Шапиро предложен принципиально новый двигатель для автомобилей, энергетики и быта. Создана, судя по тексту, кардинально новая технология машин с вращающимся поршнем RKM.
Не вдаваясь в технические различия, скажем о главном: разработанная технология позволяет сочинять компактные двигатели для автомобилей, судов и прочих транспортных средств и механизмов, насосов, генераторов электроэнергии и т.д. Мало того, она, по уверениям разработчиков, применима в миниатюрной форме в качестве генератора электроэнергии для блока питания, скажем, портативного компьютера.
Не менее ценно и другое: RKМ может одарить человека тем, что способен работать на любом топливе, даже на чистом водороде, на смеси водорода и дизельного топлива... Словом, сказка, преданная гласности...
Однако то, что придумал хабаровчанин, все равно превосходит данную разработку. Наблюдая за реакцией изобретателя, когда он читал впервые эту заметку в «Известиях», я не заметил ни особой ревности в глазах, ни печали. Одно сожаление: мол, подобные «заявки о себе» должны лишь подстегивать наших промышленников и инвесторов. К светлой бы голове конструктора- дальневосточника да производственную базу, сметку практиков. Тех, кто, вопреки экономически неблагоприятным обстоятельствам, мог бы реализовать этот проект. Быстрых дивидендов он не принесет - кончились их времена. Это был бы технологический прорыв для всего федерального округа окраинной России, осуществись затея в ближайшие два-три года. Есть, впрочем, в городе люди, которые уже поверили в подобный ход событий.
Тупик? Остановка? Киселев пока рук не опускает.
По протекции С.В. Афанасьева, отвечающего в хабаровской мэрии за промышленные вопросы, изобретателя взяли на ставку конструктора первой категории на завод «Дальдизель». Оклад минимален, но дело не в деньгах: у Киселева появилось, наконец, рабочее место, где он готовит чертежи. Его поддерживают А.В. Иващенко, С.Н. Казаченко, руководители ООО «Промдизельсервис», частной фирмы, заинтересовавшиеся перспективным проектом. Но и у них возможности, похоже, ограничены. Ведь создать опытный образец нового двигателя (та самая «обувка» идеи в металл) - это вам не огород вскопать. Нужен не один миллион рублей, потребуются станки, оборудование, которых на «Дальдизеле», переживающем кризис, нет вовсе. Скажем, как изготовить элипсный цилиндр? Тут или в Санкт-Петербург надо ехать, или в КнААПО обращаться. По словам главного инженера завода В.А. Руденко, до массового производства киселевского «ноу-хау» - дорожка далеко не гладкая.
Можно ли ее укоротить? Делегации, в том числе и иностранные, на «Дальдизеле» не редкость. Сначала они улыбаются, а затем физиономии возможных инвесторов кислеют: «Допотопные технологии, станки... Какое СП, вы что?»...
В Интернете Киселев узнал, что движок, похожий на его детище, уже... сделан на Украине. Позвонил в Киев: «А патент у вас есть?» Оказалось, что документа, разрешающего серийное производство данной промпродукции, у гарных хлопцев нема. Не исключено, что они «слизали» новинку у того же Киселева, патент-то доступен всем. «Эх, съездить бы, - мечтает Киселев, - самому убедиться: мое - не мое. Может, объединить усилия?..» Только на что ехать? В кармане, как говаривал поэт, не звенит.
Двигателестроители из «Промдизельсервиса» совместно с автором подавали документы на краевой конкурс инновационных проектов, но не прошли. Хотя их поддерживают ученые из Хабаровского технического университета. Положительно отозвались о новинке специалисты из инженерно-внедренческого центра (ИВЦ), созданного в Хабаровске при союзе научно-инженерных организаций Хабаровского края. Есть у Киселева и его новых партнеров и «запасной» вариант. В соседнем динамичном Китае таких инженеров-конструкторов всячески привечают. Во всяком случае, денег на проработку проекта, на его практическую доводку не жалеют: отпускают сотни тысяч долларов. Но условие одно: надо, чтобы автор проекта - физическое или юридическое лицо - был в обязательном порядке зарегистрирован в Китае. И понятно, почему: удайся проект, сливки с него снимет китайская сторона. Там этому научились. Лично мне, как земляку Киселева, не хочется, чтобы его проект «уплыл» за границу или в другой регион России. А вам?
Борис ФЕДОСЕНКО.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает
27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен
27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ
27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае
27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает
26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?
26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским
26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово
26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»
26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!
26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!
25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев