Подводная одиссея команды Чубайса

23.12.2003 | АРХИВ | 5м. 8 c. | 196

Накануне выборов в Государственную думу глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс разослал по всей стране «письма счастья» со своими автографами. Спешил порадовать хорошими известиями: РАО в этом году запустило в действие не только Бурейскую ГЭС, но и программу сдерживания тарифов. Казалось бы, одно из другого логично вытекает. Жить да радоваться! Однако в Верхнебуреинском районе ждали от главного энергетика страны других известий. Ждали, да не дождались...

Мы уже не раз писали о двусмысленности ситуации, сложившейся в Верхнебуреинском районе из-за строительства Бурейской ГЭС («Купил Чубайс дальневосточных ученых или они не продаются?», «Тихоокеанская звезда», 22.11.01 г., «Затопленцы» из Чекунды бьют тревогу», 25.03.03 г.). Дело в том, что с пуском ГЭС началось заполнение водохранилища, которое из Амурской области плавно перетекает на территорию Верхнебуреинского района. Причем на долю последнего приходится большая часть «рукотворного моря». В некоторых местах ширина разлива достигнет пяти километров. Под водой в результате могут оказаться поселок Чекунда, а также железнодорожные разъезды Адникан и Дубликан. Если это случится, часть района окажется отрезанной от «большой земли».

Случиться такое не должно. Именно поэтому Федеральной энергетической комиссией был разработан целый комплекс мероприятий по зонам затопления строящейся гидроэлектростанции: что, где и когда надо сделать, чтобы люди не пострадали. В Амурской области все было сделано в сроки и по списку: народ из мест затопления переселили в новое жилье, переустроили поселки в районе нижнего бьефа ГЭС, провели санитарную очистку и лесосводку. Очевидцы по этому поводу замечали: «Такое ощущение, что выстригли лес на территории затопления ножницами».

В Верхнебуреинском районе терпеливо ждали, когда же энергетики обратят внимание на их проблемы: начнут отселять жителей поселка Чекунда, выносить из зоны затопления железнодорожную линию. Ведь не просто так наезжали в эти места различные комиссии, считали и прикидывали?

Ждали терпеливо, но не пассивно. Каждый рубль инвестиций надо было просчитать и доказать. Администрация Верхнебуреинского района, к примеру, разработала и отправила на утверждение в Москву программу переселения жителей поселка Чекунда в райцентр. Под эту программу в Чегдомыне планировалось реанимировать долгострой - 135-квартирный дом. Энергетикам больше нравился прогноз «Ленгидропроекта», согласно которому вода подтопит только береговую часть поселка - одну улицу. Дешевле ее перенести на пригорок - и дело с концом.

Судя по всему, судьба чекундинцев - жить на берегу гниющего моря. Как бы не успокаивали экологи, но водохранилище неизбежно нанесет удар экологии района. Прежде всего потому, что под воду уйдет большое количество леса и кустарника. Энергетики предпочли сэкономить на мероприятиях по лесоочистке. А это значит, что вода насытится фенолами, нитратами, азотом... Не говоря уже о том, что место линков, хариусов и тайменей займет так называемая «сорная рыба»: щука и карась.

В таких случаях неизбежно возникает вопрос о компенсации ущерба. Понятно, что ни одна подобная стройка не обходится без экологических потерь. Но если район в чем-то теряет, то в чем-то он имеет право выиграть? Но получается, как в сказке про хитрого мужика и доверчивого медведя, которые делили репу по принципу «медведю - вершки, мужику - корешки», а пшеницу - наоборот. В результате мужик получал все, а медведь - ничего. То же самое и с «урожаем» Бурейской ГЭС. Амурская область от строительства гидроэлектростанции выиграла немало: налоги, новые рабочие места, развитие инфраструктуры и т.д. Соседу - Хабаровскому краю - достались одни проблемы.

Взять хотя бы железную дорогу. Никто не спорит: ГЭС - благо для региона. Прежде всего это реальный энергоисточник, который позволит ликвидировать дефицит электроэнергии в Дальневосточном регионе, повысить надежность энергоснабжения потребителей, в том числе Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Это в идеале. В реальности энергетики могут пустить рельсы под воду.

Завершить строительство гидроэнергетического комплекса Бурейской ГЭС планируется в 2007 году. Поэтапный график заполнения водохранилища, которое будет питать водой агрегаты ГЭС, предполагает, что в 2003 году должны начаться работы по переносу из зоны затопления участка железнодорожной линии Известковая - Чегдомын. Это 30 километров железнодорожного пути: мосты, переезды, электролинии. Такая работа за год-два не делается. Нормативный срок - не меньше 4,5 лет. Чтобы успеть до «всемирного потопа», то есть до лета 2006 года, работы надо было начать уже вчера. По идее, финансировать эту «перестройку» должны энергетики, так как она входит в титул строительства ГЭС. Однако вопрос финансирования строительства до сих пор висит в воздухе.

Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника службы технической политики ДВЖД - филиала ОАО «Российские железные дороги» Геннадия Бокача.

Он объяснил, что еще в 2001 году администрация Хабаровского края обязала управление Дальневосточной железной дороги определиться с началом работ по выносу 30-километрового участка из зоны затопления. Тогда же начальник ДВЖД А. Стрельник обратился к министру путей сообщения России Г. Фадееву с просьбой - определить источники финансирования работ. Тот, в свою очередь, вышел на А. Чубайса. Понимая, что энергетики и без того «погрязли» в крупномасштабной стройке, Фадеев предложил: мы сделаем все сами, только профинансируйте. На тот момент затраты по переносу железнодорожной линии были обозначены в смете цифрой - 4 миллиарда рублей.

Чубайс на это предложение ответил отказом. Мол, денег нет. Федеральная энергетическая комиссия РФ предусматривает в целевых инвестиционных средствах РАО ЕЭС недостаточно средств на мероприятия по зонам затопления. Хотите строить дорогу - добивайтесь федерального финансирования. Обещал только одно - поддержку.

Время шло - стройка дорожала. Поддержка главного энергетика свелась к перерасчету сметной стоимости работ. Было четыре миллиарда рублей, стало десять! За это время сменился начальник ДВЖД, менялись министры, правительственные кураторы железнодорожников. А дело о переносе 30-километрового участка железной дороги так и осталось неразрешенной проблемой. И даже получило в кабинетах чиновников кодовое название - «подводная одиссея команды Чубайса».

История продолжается. Губернатор В. Ишаев неоднократно поднимал в правительстве вопрос о начале работ в зоне водохранилища. В марте этого года проблема обсуждалась на совете по безопасности при полномочном представителе президента. ГЭС - это замечательно, говорилось там. Но если бурейский потоп отрежет чегдомынские и ургальские угледобывающие предприятия от Хабаровска, никакая Единая энергосистема нас не спасет. Можно, конечно, гонять составы с углем окружным путем через Комсомольск, но влетит это в копеечку.

Из высоких кабинетов уходили поручения в адрес РАО ЕЭС, Министерства транспорта. Какие-то неопределенные, расплывчатые... Вроде бы и надо спешить со стройкой, но деньги федеральным бюджетом не запланированы. Чуть ли не призыв начать стройку вскладчину. Потом разберемся, кто кому должен.

Ан нет... На первоначальном этапе строительства ГЭС Министерство путей сообщения раз уже «прокололось»: инвестировало в стройку деньги. С целью дальнейшего возврата средств энергоресурсами, конечно. Но дружбы с энергетиками не получилось. До настоящего времени вопрос механизма возврата инвестиций не решен ни в Минэнерго России, ни в правительстве. При таком раскладе железнодорожники вряд ли решатся инвестировать стройку.

Рядовым людям, собственно говоря, безразлично, кто заплатит за прокладку обходных путей до Чегдомына. И из какого бюджета будет профинансировано переселение Чекунды, жителей этого поселка тоже волнует мало. Их интересует: когда это произойдет и произойдет ли вообще? Но когда энергетики начинают рядиться по поводу финансирования: ГЭС - собственность РАО, водохранилище - собственность федеральная, это возмущает. Без водохранилища ГЭС работать не может - это понятно каждому. Надежный энергоисточник строился не для того, чтобы облагодетельствовать дальневосточников, а ради больших прибылей: когда ГЭС выйдет на полную проектную мощность, электроэнергию станут продавать в Китай. Вывод в таком случае может быть только один: безнравственно из собственной выгоды создавать проблему для людей.

Ирина МАШНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов