Он стоял вахту до конца

27.01.2004 | АРХИВ | 4м. 34 c. | 194

Самой красивой улице Краснофлотского района, которая на несколько километров тянется вдоль Амура, в 50-е годы решением горисполкома было присвоено имя Всеволода Федоровича Руднева. Краснофлотцам с их богатым историческим прошлым это имя было близко и дорого, потому что история амурской флотилии знала героев, чьи имена стали олицетворением исторических событий России.

Сегодня уместно будет вспомнить о героическом подвиге крейсера «Варяг», командиром на котором и был В.Ф. Руднев, а события эти произошли ровно сто лет назад.

24 января 1904 года японский наместник в Петербурге передал нашему правительству ноту, в которой Япония извещала о своем намерении прервать дипломатические переговоры и отозвать весь состав японской миссии из Петербурга. Русско-японские отношения обострились тогда из-за стремления Японии утвердиться на материке, были сделаны попытки захватить Корею, но здесь было встречено сопротивление со стороны Китая.

Японское командование наращивало, как говорят, мускулы для дальнейших действий. Еще в 1894 году была сформирована 330-тысячная армия против 100-тысячной русской. Японский флот также превосходил к этому времени русскую Тихоокеанскую эскадру.

Почувствовав свою мощь, Япония приступила к решению своей задачи. В ночь с 26 на 27 января по телеграфу было получено донесение наместника на Дальнем Востоке о внезапной ночной атаке японских миноносцев на русскую эскадру, стоящую на внешнем рейде крепости Порт- Артур. Хотя атака миноносцев была встречена огнем, тем не менее броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», крейсер «Паллада» получили пробоины. А 27 января командиру крейсера «Варяг», который стоял в корейском порту Чемульпо, капитану первого ранга В.Ф. Рудневу был вручен ультиматум командующего японской эскадрой адмирала Уриу: вместе с канонерской лодкой «Кореец» крейсеру «Варяг» покинуть порт до полудня. Чтобы не подвергать риску иностранные суда, стоящие в порту, Руднев согласился выйти в море и о своем решении объявил команде.

В полдень были подняты якоря, иностранные моряки провожали «Варяга» и «Корейца» русским гимном.

Японцы выставили против них шесть крейсеров и восемь миноносцев, предложив вначале сдаться. Не получив ответа, открыли огонь по русским кораблям. «Варяг» мужественно сражался с противником, стараясь прикрыть «Корейца». Ему были нанесены тяжелые повреждения, оказались подбитыми несколько орудий, сбиты обе рубки, снесена одна из дымовых труб, попорчен рулевой аппарат и пробит борт судна. На судне начался пожар», - так писал очевидец в издаваемом в Петербурге в то время альбоме «Русско-японская война на суше и на море».

Все эти повреждения вынудили Руднева прекратить бой и, выждав подхода «Корейца», уйти в гавань. Убедившись в невозможности быстро устранить повреждения и не желая сдаваться в плен, Руднев решил потопить оба судна, а раненых и команды увезти на французские, английские, итальянские крейсеры. В четыре часа дня «Кореец» был взорван и затоплен. На «Варяге» были открыты кингстоны, и вода медленно наполнила крейсер, начался пожар, произошел ряд взрывов. К вечеру этого же дня «Варяг» погрузился на дно.

В результате этого боя на «Варяге» погибли мичман граф Нирод и 33 матроса, тяжело ранены три мичмана и 70 матросов, на «Корейце» потерь не было. Сам Руднев был контужен в голову.

Японским кораблям также были нанесены серьезные повреждения, два из них потоплены, имелись убитые и раненые.

Вот что писал впоследствии Руднев в своем рапорте о бое при Чемульпо: «...С полным убеждением можно сказать, что «Варяг» благодаря удивительной стойкости, беззаветной храбрости и безупречному выполнению воинского долга офицеров и команды с достоинством поддержал честь русского флота...»

Позже Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа в Петербурге. Матросы этого экипажа в 1905 году подняли восстание. Зная, какой популярностью пользуется Руднев среди матросов, царское правительство поручило ему любыми мерами ликвидировать «бунт», но он отказался прибегнуть к оружию и за это впал в немилость, был уволен из флота. Он поселился в небольшом своем имении в деревне Савино Тульской губернии, где и умер в 1913 году. Смерть его правительством не была замечена.

Русско-японская война длилась почти два года. Неспокойно было у нас в Приамурье. Для охраны государственной границы, судоходства и населенных пунктов Совет Государственной обороны Российской империи еще в 1903 году постановил «...образовать Амурскую боевую флотилию». После вторжения японцев в южную часть Сахалина возникла угроза захвата ими устья Амура. Боевых кораблей не было, канонерские лодки еще только строились на Сормовском заводе. И лишь в мае 1905 года из Петербурга по железной дороге в Хабаровск прибыли морские орудия со станками и боеприпасами, эшелоны с моряками Балтийского флота. Шесть барж, буксируемых пароходами, были спущены к Софийску и Де-Кастри, где ожидалась высадка японского десанта.

В самом Хабаровске чувствовалось, что война рядом. По случаю прибытия в город большого числа раненых дума разрешила занять под лазарет помещение городской богадельни. По просьбе военного ведомства городская дума отвела несколько земельных участков под постройку госпитальных бараков. В июне 1905 года дума постановила направить Его Императорскому Величеству адрес, в котором выражались верноподданнические чувства хабаровчан...

Война закончилась поражением царской России, а история крейсера «Варяг» имела свое продолжение. Еще шла война, а корабль был поднят японцами, отремонтирован и с новым именем «Сойя» введен в состав своего флота. В 1916 году в разгар первой империалистической войны царское правительство купило у Японии три восстановленных корабля, в том числе и «Варяг». Крейсер обрел андреевский флаг, и ему было возвращено прежнее название.

Затем «Варягу» выпало длительное плавание через два океана и восемь морей из Владивостока в Мурманск. В результате этого похода «Варяг» попал в сильный шторм, на нем были сдвинуты котлы с фундаментов. Крейсер отправили в Англию на капитальный ремонт. Здесь за ремонт запросили большие деньги, их в то время не оказалось, и корабль остался стоять в Англии до особого распоряжения. А вскоре в России совершилась революция, команда «Варяга» подняла красный флаг. Из Адмиралтейства поступил приказ: часть команды отправлялась домой, часть в Америку, оставшихся моряков англичане арестовали. Крейсер был объявлен собственностью Великобритании. Позже англичане объявили, будто бы в конце 1918 года при переходе из Ливерпуля в Глазго «Варяг» торпедировала немецкая подводная лодка и он затонул в Ирландском море. Но есть другая версия: проданный в Германию крейсер по пути следования сел на подводные камни, после был разобран на металл. На этом и обрывается история легендарного крейсера «Варяг». Так уходят корабли, но остаются их имена, имена командиров, матросов.

Во Владивостоке на братской могиле матросов крейсера «Варяг» установлен памятник. Установлен памятник и на могиле В.Ф. Руднева на его родине. В Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга хранятся пробитая в бою осколком фуражка В.Ф. Руднева, его ордена и нагрудные знаки.

Мемориальная доска, установленная на одном из первых домов на улице им. Руднева в Хабаровске, вещает о том, что названа она в честь легендарного командира крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева.

Т. БЕССОЛИЦЫНА,

ответственный секретарь Хабаровского отделения Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио

08.05.2024 09:30
Алексей Младов открыл школу программирования в Городе юности

08.05.2024 09:00
Поезд Победы приехал в Хабаровск

08.05.2024 09:00
В ожидании пасхального фестиваля

08.05.2024 08:45
Золотые награды в память о наставнике

08.05.2024 08:29
Путешествие по затерянным островам

08.05.2024 08:24
Волонтёры помогут найти героев-фронтовиков

08.05.2024 08:06
Футбольная школа «Искра» - в шорт-листе



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов