В местном самоуправлении грядет большой переворот

29.01.2004 | АРХИВ | 6м. 56 c. | 221

Скажем сразу, что администрациям городов, районов, сел и поселков нашего края жить осталось этак месяцев девять или десять. Впрочем, такой же срок отведен и для представительных органов местного самоуправления - городских и районных собраний, советов и дум. Поскольку уже в декабре 2004 года 90 процентов их глав и депутатов будут переизбраны. А их выборы и - самое главное! - их жизнь после выборов уже будут строиться по новому закону о местном самоуправлении. Если кого-то баюкает мысль, что этот закон вступает в действие с 1 января 2006 года, то это правда - за исключением тех одиннадцати статей, которые уже вступили в действие с октября 2003 года. Готов ли муниципальный народ к очень близкому большому переустройству всей местной власти?

Глава одного района недавно сказал предельно откровенно: «Я не читал этот закон и читать не собираюсь». Впрочем, он не одинок. Кто-то не дочитал новый закон до конца, у кого-то даже нет возможности иметь его текст, кто-то не совсем его понял, кто-то правильно его понял, но не знает, как распорядиться этим законом... Хотя, как говорят, есть два человека, знающие этот закон весьма досконально. Это Александр Петров - председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению краевой думы, а также Виктор Курлович - консультант этого комитета. Петров считает, что пренебрежение новым законом о местном самоуправлении (МСУ) смерти подобно. И дает в интервью исчерпывающую аргументацию своему тезису.

- Александр Андреевич, не преувеличиваем ли мы? Ведь уже есть немалая практика предыдущего закона о МСУ. Как-нибудь разберемся.

- Да, есть. Но новый закон, поверьте моему опыту, произведет ре-во-лю-цию. Причем нам надо на его основе полностью переделать все краевое законодательство, касающееся этой сферы. И не только законодательство, но изменить организацию, органы управления, полномочия, имущество, финансы, а также изменить все взаимоотношения, связанные с местной властью. За этот переходный период только краевая дума должна принять около сорока законов. А до июля 2004 года надо решить вопросы территориальной организации, наделить местные поселения и районы статусом муниципального образования, муниципального района или городского округа, установить органы управления, определить количество депутатов каждого села, поселка, района, города и т. д. Вы представляете эти первоначальные (не говоря уже о последующих) объемы работы, всю ту сложность ситуаций, решать которые предстоит? А дальше будет еще раздел собственности, который надо провести до 2007 года.

- Вы употребляете какие-то новые термины...

- Да, этот закон вводит новые понятия. Сельское поселение - это бывшие хутор, деревня, село. Городское поселение - это бывшие поселок городского типа, город. Например, сельские поселения - Некрасовка или Переяславка, городские поселения - Бикин, Хабаровск или Ванино.

- То есть, мы уже будем говорить не «город Комсомольск», а «городское поселение Комсомольск»?

- Нет, называть мы их будем по-прежнему.

Ясно одно: на базе поселения будет формироваться учреждение местной власти под названием «муниципальное образование». Если в поселении проживают более тысячи человек, значит, там формируется муниципальное образование. Если меньше, то оно может включать несколько поселений. Но в таком случае действует другой весьма интересный критерий - доступность до центра муниципального образования. То есть человек должен иметь возможность от места своего проживания дойти пешком до власти и обратно в течение дня. Это в пределах 20-25 километров от центра муниципального образования. Например, в муниципальное образование Охотска вполне можно включить поселок Резиденция, расположенный в четырнадцати километрах.

- А если на пути речка без моста или болото?

- Это не имеет значения. Если поселение находится за пределами этого условного расстояния, то муниципальное образование может быть сформировано и в поселении, где проживают менее тысячи человек. Но при условии, что это малозаселенная территория. А у нас в крае почти все поселения, особенно в северных районах, попадают под это понятие.

- Делятся ли муниципальные образования на какие-либо уровни?

- Да, делятся. Мы с вами рассмотрели первый, низший уровень. Следующий - это муниципальный район, который формируется на базе муниципальных образований. И он тоже формируется по критерию доступности до его центра в течение дня, но уже транспортной доступности - самолетом, вездеходом, на велосипеде, на лошади... А здесь уже уйма вопросов! Вспомним просторы Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, Николаевского, Охотского районов. Дорог нет, самолеты не летают, даже вездеходом не доберешься. Как там будет формироваться муниципальный район? Правда, закон позволяет отступить от правила: сформировать власть на базе исторически сложившихся территорий.

- А почему вы городу Николаевску, к слову, отводите роль городского поселения?

- А потому, что у нас в крае будет (я так думаю) всего два города - Хабаровск и Комсомольск - со статусом городского округа. Я считаю разделение статуса находкой нового закона. Ведь раньше был совершенно одинаковый юридический статус у поселка Майского и у города Хабаровска! Абсурдно, но это факт.

- Чем же тогда отличается статус городского округа от статуса муниципального района или статуса муниципального образования?

- Функциями. Городской округ объединяет в себе функции и муниципального образования, и муниципального района. Тем самым статус городского округа как бы приподнят, он должен иметь полную инфраструктуру для жизнеобеспечения населения. То есть муниципальное образование может не иметь своей больницы, «Скорой помощи», своих автобусов и т.д. Их должен иметь муниципальный район. А городской округ должен иметь все: и медицинские, и образовательные учреждения, и свой транспорт, и свою милицию, и свою пожарную службу, и прочее.

- Можно еще примеры - поконкретнее? Скажем, что будет являть собой Переяславка?

- Как сельское поселение Переяславка будет иметь статус муниципального образования с соответствующими ему органами власти. И в то же время Переяславка будет центром муниципального района с соответствующими ему органами власти. То есть там будет два органа исполнительной власти, чего сейчас нет - там только районная администрация. Кстати, и представительных органов власти будет не один, как сейчас, а два - сельский и районный.

- А теперь расскажите о функциях каждого уровня власти.

- За муниципальным образованием городского или сельского поселения закрепляются двадцать две функции. Это утверждение бюджета - то есть каждое муниципальное образование будет иметь собственный бюджет. В то время как сегодня 90 процентов сел и поселков своего бюджета не имеют, так как фактически нет закрепленных за ними собственных источников доходов для формирования бюджета. То есть этот закон четко определяет, что бюджет должен быть. И он будет, поскольку Госдума уже приняла в первом чтении проект изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, где прописаны источники доходов для формирования бюджетов как поселений, так и муниципальных районов.

Но вернемся к функциям муниципальных образований. Это местные налоги, местное имущество, организация электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, содержание и строительство внутренних дорог и мостов, обеспечение малоимущих граждан жильем, пожарная безопасность, библиотечное обслуживание, организация досуга, содержание архива, благоустройство и прочее.

- Я понимаю все про колодцы, кладбища, огороды, фонари и заборы. Даже могу представить указатель в сторону речки, где каждый сам себе «организует досуг». Но абсолютно не понимаю, как эта неимущая сельская власть будет «обеспечивать жильем» или «газоснабжением»?

- Это мы сегодня все воспринимаем так скептически. Но у нас же есть достаточно богатые поселки. Возьмем навскидку Покровку Бикинского района - от пограничного перехода она будет иметь доходы для своих четырехсот человек населения дай Бог каждому. Возьмем поселок Литовко: там железнодорожная станция, леспромхоз и очень маленькое число жителей. Я уж молчу про Кенаду, где живут 100 человек, но там находится мощнейшая лесозаготовительная база. Сегодня они не делают отчислений в сельские бюджеты, но завтра-то все изменится!

- Вопрос снимаю. Переходим к функциям муниципальных районов.

- Районный бюджет, налоги, имущество, все коммуникации между поселениями, охрана общественного порядка в районе, экологический контроль, организация бесплатного начального и среднего образования... Однако на образовании следует остановиться. Финансирование школ разделено надвое. Заработную плату, учебники и методическое обеспечение будет финансировать краевой бюджет. А помещения, отопление, техническое обеспечение будет финансировать районная власть. На мой взгляд, абсурд полнейший! Кстати, вспомните, как выступал против этого мэр Комсомольска Владимир Михалев, когда в прошлом году проходило обсуждение проекта этого закона. Кстати, по здравоохранению предполагалось такое же разделение финансирования. Но в окончательном тексте закона этого абсурда уже нет. Есть четкое разделение медицинского обслуживания: специализированную помощь оказывают краевые учреждения, а первичную - районные.

- А мы потихоньку забираем районные больницы в краевую собственность.

- Поставим на ноги и, видимо, вернем. Другой пример - «войны» за детскую инфекционную больницу им.Пиотровича. Конфликт на пустом месте - хабаровская городская власть все равно отдаст ее в собственность края, как и положено по этому закону. Вот еще один интересный момент: в функции муниципального района входит выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет бюджета района.

- Понятно. Переходим к городскому округу.

- На его функциях я бы не стал останавливаться, поскольку они объединяют все предыдущие.

- А города от этого нового статуса жить-то станут получше?

- Кто-то лучше, кто-то хуже. Но уже никто не будет иметь права упрекать городскую власть во всех смертных грехах. Никто не предъявит претензий мэру, если транспортники откажутся возить тех льготников, за которых не платит краевой или федеральный бюджет. И ни один суд не обяжет мэра исполнять то, чего нет в его функциях. А если по каким-то федеральным льготам не будет федерального финансирования, то мэр вправе будет объявить их недействующими в своем городе.

- В законе-то все это есть, а в жизни это реально?

- Я думаю, при такой постановке вопроса, как в этом законе, реально.

- Объясните еще такую деталь: как новое понятие «городской округ» будет сочетаться с ныне действующими округами в Хабаровске и Комсомольске? Опять будем переименовывать?

- Не будем, поскольку это внутригородское деление. Есть другой нюанс. По новому закону городская власть будет иметь право предоставления своим внутригородским территориям статуса муниципальных образований со своими бюджетами, налогами, имуществом и так далее. Тогда мэр будет маленьким президентом в своем городе. Но я не думаю, что такое случится. Зато будет четкое закрепление функций и четкие источники доходов для исполнения этих функций.

- Это исполнимо? Вы в это верите, Александр Андреевич?

- Это реально исполнимо. И более того - все цивилизованные страны живут примерно в таком режиме.

- Интересная у нас с вами сегодня беседа.

- Ну, это цветочки нового закона, а о «ягодках» речь впереди.

Раиса Целобанова.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов