А где же взять нам столько «президентов»?

30.01.2004 | АРХИВ | 5м. 38 c. | 196

(Продолжение. Начало см. «ТОЗ» за 29 января с.г.)

В предыдущем интервью с председателем комитета по государственному строительству и местному самоуправлению краевой думы Александром Петровым речь шла о новом федеральном законе о местном самоуправлении. Был рассмотрен статус исполнительных органов власти (муниципального образования, муниципального района, городского округа) и их функции. Разговор о грядущем новом устройстве власти полезен тем, кто еще мало вникает в будущие серьезные перемены.

- Александр Андреевич, в предыдущем интервью вы обещали добавить страстей в нынешнюю беседу.

- А я добавлю их даже к тому, о чем шла речь в прошлой беседе - о территориальной организации. Возьмем транспортную доступность. Вы говорили, как подчас невозможно добраться до села Удского в Тугуро-Чумиканском районе. А я приведу в пример села Шелехово, Золотое, Нижнетамбовское. Ни в одном из них нет тысячи жителей, необходимых по новому закону для образования там органов местной власти. Объединить их под крышу одного муниципального образования невозможно, так как нет не только пешеходной, но и фактической транспортной доступности, как того требует новый закон. Как решать этот вопрос? Вот вам очередной подводный камень.

- А мы их сколько уже насчитали?

- По-моему, уже четыре. Мы говорили, к примеру, о двойном финансировании образования - из краевого и муниципального бюджетов. А это выявит такие пилюли, о которых мы сегодня не подозреваем. Я не думаю, что мы завтра начнем переставлять межевые столбы. Но ведь это не исключено. Рассмотрим пример. Некий лесной массив - пятьсот километров в одну сторону, триста - в другую. Это так называемая межселенная территория. Она входит в состав муниципального района, но не входит ни в одно поселение. Куда теперь ее отнести по новому закону? Вот здесь вполне возможны какие-то территориальные изменения. Второй пример. По идее, не надо бы менять границы муниципальных образований. Хотя в отдельных случаях может потребоваться. Например, если два поселения надо объединить в одно муниципальное образование, то и границы будут меняться. Но объединение возможно только с учетом мнения населения (сход или референдум) обоих субъектов. Так, как в свое время присоединили Березовку к Хабаровску, уже невозможно сделать.

- Все эти перемены - удовольствие дорогое?

- Ну, начнем с того, что для начала мы затребовали картографию административно-территориального деления края с описанием границ. Это же потом потребуется и для районов, для поселений. Следующее «удовольствие»: будут меняться все печати, бланки, вывески и так далее. Это стоит денег. Благо, что всему этому не в один день делаться. Но готовиться надо. Однако и эти расходы - мизерные, если их сравнивать с предстоящими расходами на власть.

- Отчего же вдруг местная власть, скажем так, подорожает?

- Потому что самих властных образований станет намного больше! В предыдущей беседе мы выяснили, что в каждом поселении более тысячи человек должен быть орган власти - муниципальное образование. Возьмем по минимуму - райцентры. Там сегодня есть районные органы власти, но нет сельских, поселковых и городских. А по новому закону они должны быть. И таких райцентров в крае семнадцать. Это села Переяславка и Чумикан, это поселки Ванино и Чегдомын, это города Бикин, Вяземский, Амурск, Николаевск, Советская Гавань и так далее. То есть во всех семнадцати райцентрах будет по два органа исполнительной власти - муниципального образования и муниципального района. Добавьте к этому аналогичное увеличение депутатского корпуса: сейчас у нас есть только районные представительные органы, а они должны быть и в этих поселениях. Значит, к примеру, у поселения Переяславка будет свой глава со своим административным аппаратом, свой представительный орган с определенным числом депутатов, работающих на постоянной основе. Будет свой бюджет, значит, должен быть финансист и бухгалтер, а еще контролирующие органы и прочее. Причем так будет не только в райцентрах, но и буквально в каждом селе. Просчитав это все по минимуму, мы получим удвоение муниципальных служащих.

- И когда это случится?

- Как только подойдут сроки выборов. Например, в декабре 2004 года в нашем крае будут переизбраны почти девяносто процентов глав администраций районов и городов, а также районных и городских законодателей. Что изменится? По новому закону будет несколько вариантов. Первый: избранный населением глава города или муниципального района одновременно может возглавлять представительный орган города или района. Это правило действовало и по старому закону. А что изменится по новому закону? А по новому закону он обязан будет нанять по контракту себе в подчинение главу администрации города или района. Второй вариант: главу муниципального образования избирают депутаты из своего состава. В этом случае он также возглавляет представительный орган, а по контракту нанимает главу администрации. То есть в обоих случаях становится маленьким «президентом» на своей территории, а под ним исполнительная и законодательная власть. Третий вариант: избранный населением глава города или района возглавляет только исполнительный орган власти. Тогда представительный орган возглавляет председатель, избранный из числа депутатов. Но в таком случае глава города или района не входит в состав представительного органа. Точно так же будет строиться власть и в низшем звене, во всех муниципальных образованиях. Например, в Чумикане или в Переяславке (в случае выбора первого или второго варианта) могут быть главы районов и нанятые ими главы администраций районов, а еще главы этих сел и нанятые ими главы администраций сел. Четыре «головы» исполнительной власти на один райцентр! Две - на одну деревню! Представили? Кто-то это еще не понял, но некоторые уже быстро сориентировались. Мы сейчас просим прислать в краевую думу предложения с мест. Пожалуйста: глава поселка Майского четко уловил нововведения, и в соответствии с федеральным законом отвел себе роль руководителя представительного органа, а по контракту он наймет главу администрации поселка.

- Александр Андреевич, а чем же это плохо? Тем более, этот вариант есть в законе.

- Я не осуждаю. Я призываю думать. В маленьком поселке появляется маленький «президент» со своим маленьким «правительством» - кем в таком случае будет глава администрации поселка? Мальчиком для битья? А глава поселка, как «президент», возьмет ли ответственность на себя, если у него есть на кого все свалить? Другая опасность, когда может появиться опытный глава поселкового «правительства» да еще и с амбициями. Что будет? Будет страшнейший конфликт, решить который практически невозможно. Потому что над ними нет никого, кроме суда. Каково будет от этого населению? Мы уже больше трех лет наблюдаем конфликт власти в Амурске. Хотя там совершенно другая ситуация, и она единичная. А мы вполне можем заиметь в крае сотни две маленьких «президентов»! И отозвать-то главу практически невозможно - за отзыв (опять же по новому закону) должно проголосовать более половины зарегистрированных избирателей. У нас на выборы столько людей не приходит.

- Хорошо, тогда скажите, кто будет выбирать эти варианты и когда? Ведь в городах и районах действуют старые уставы.

- Местные депутаты должны будут внести изменения в свои старые или же принять новые уставы, где будут установлены новые правила. Какие они изберут варианты - это их право, и краевая дума уже не будет иметь права влияния.

- Мы еще не говорили о выборах местных депутатов.

- Да, нынче в декабре будут переизбраны шестнадцать глав городов и районов, а также представительные органы всех городов и районов. Что будет нового на выборах местных депутатов? Изменится их количество. Сейчас разберемся, где и сколько, а также в каком качестве. В поселении, где население меньше тысячи человек, будет минимум семь депутатов. В поселении от 1000 до 10000 - десять депутатов, от 10000 до 30000 - 15 депутатов, от 30000 до 100000 - 20 депутатов, от 100000 до 500000 - 25 депутатов, а свыше 500000 - 35 депутатов. Это ми-ни-мум! Меньше нельзя, а больше можно, если такое будет записано в местном уставе.

- Стало быть, краевая дума будет из 26 депутатов, а городская дума Хабаровска минимум из 35?

- Да. Но может быть и больше. Причем до десяти процентов депутатов должны работать на освобожденной основе.

- Скажем, в селе Бичевое будет десять депутатов - согласимся. И один из них на освобожденной основе, что он будет делать? Я не понимаю.

- Задайте этот вопрос федеральным разработчикам закона. Но еще интереснее состав депутатского корпуса муниципального района. Там два варианта формирования. Первый: прямые выборы депутатов населением, как это было по старому закону. И второй по новому закону: это когда в районный представительный орган входят все главы муниципальных образований поселений, а также по установленной квоте входят депутаты от поселений. Представим небольшой район, где, допустим, десятка три поселений. Значит, районный депутатский корпус сложится из трех десятков глав и минимум из трех десятков депутатов от поселений. Итого - шесть десятков депутатов. А если взять Хабаровский район, где поселений поболее?

- Александр Андреевич, давайте на этом остановимся. Об остальном - в следующей беседе, иначе трудно освоить все эти новшества.

Раиса Целобанова.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов