«Три» пишем, «два» в уме

04.02.2004 | АРХИВ | 3м. 32 c. | 236

В начале прошлого года в своей публикации «Учительский девичник в День защитника» («Тихоокеанская звезда», № 36) я посетовал, что в школе проблем с преподаванием отдельных дисциплин поубавилось бы, если бы учителями работало больше мужчин, в частности - офицеров запаса. И называл напрашивающиеся, на мой взгляд, пути решения этих проблем.

А поскольку все помнят саркастические строки Шота Руставели: «Каждый мнит себя героем, видя бой со стороны», с начала нового учебного года поступил на работу... учителем. Стал преподавать основы обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в 87-й муниципальной средней школе (МСШ) Хабаровска, дабы свои знания и богатый армейский опыт применить на практике - в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Конечно, школа - не армия. У нее своя специфика и психология. Если в армии в воспитании солдат приходилось исправлять ошибки школы, то в школе пришлось исправлять ошибки родителей и, что обиднее всего, ошибки самих учителей.

Никогда не думал, что наши школы сейчас переживают не локальные проблемы, как мне казалось, а самый настоящий системный кризис и притом довольно глубокий.

Вы вспомните, когда в последний раз в наших школах производилась аттестация или переаттестация учебных классов и кабинетов на предмет их обеспечения хотя бы минимумом материальных средств: приборов, пособий, учебной и учебно-методической литературы. Внешне благополучные данные статистики (дескать, затраты на одного ученика выросли с 5286 рублей в 2000 году до 9250 рублей в 2003 году) ни о чем не говорят.

Буду оперировать примерами нашей школы. Здесь как не было компьютерного класса, так и нет. И уже нет надежды, что он когда-нибудь появится. Еще одна деталь: по предмету ОБЖ на 110 учащихся девятых классов, 56 десятиклассников и 75 учащихся 11-х классов всего в школе лишь по 15 учебников! На мой вопрос директору школы: «Как такое могло случиться?» - последовал ответ, что соответствующее постановление обязывает школы обеспечивать учебниками за счет бюджетных средств только детей из многодетных и малообеспеченных семей. Все остальные - за счет родителей.

Замечу при этом, что стоимость одного комплекта для старшеклассника составляет более тысячи рублей! Сегодня из 16 тысяч изданий учебников и школьной литературы родителям надо приобретать именно те, которые соответствуют программе на данный учебный год. В качестве примера - тот же учебник ОБЖ 11-го класса. При стоимости 61 руб. 50 коп. он переиздавался под редакцией разных авторских коллективов в 1996, 1998 и в 2001 годах. Аналогичная картина с учебниками по данному предмету в 9-х и 10-х классах. Может быть, именно из-за такой недолговечности и «многоиздательства» школы и не обеспечивают свои библиотеки необходимым количеством учебников, а родители не хотят тратить попусту деньги? Во всяком случае, в нашей школе лишь по 3-4 учебника ОБЖ приобрели родители учащихся. Насколько я знаю, не лучше положение и в других школах.

А есть ли смысл издавать столь дорогостоящие учебники и учебную литературу в столичных издательствах Москвы, а потом везти на Дальний Восток, «вбивая» в цену транспортные расходы? На мой взгляд, местная полиграфия вполне способна выпускать учебники более дешевые: на менее качественной бумаге, но с более качественным содержанием и, самое главное, применительно к Дальневосточному региону. Естественно, под контролем министерства образования края. Оно-то лучше знает, сколько учебников надо и в каком году. Представители торговли получат необходимые данные в министерстве образования края и организуют продажу: как оптовую - учебным заведениям, так и розничную - через торговую сеть.

Не менее важной проблемой, на мой взгляд, является наполняемость классов. Если мировая практика придерживается научно обоснованной - 14-15 учащихся, то у нас с былых советских времен так и остается - не менее 24. При этом максимум определяется только наличием «посадочных мест»! Чрезмерная нагрузка учителей, охват обучаемых и вытекающий из этого уровень знаний в расчет не принимаются. Во главу угла поставлен средний оценочный уровень знаний в 3,5 балла. Если выше - хорошо, если ниже, то учитель становится объектом «методического битья».

С недавних пор ввели в практику аттестацию и переаттестацию учителей с определением категорий разряда. Видимо, с расчетом на то, что это решит проблему переполнения классов, повысит методическое мастерство учителей при явном недостатке учебно-материальной базы, а также стимулирует стремление учителей к более высокой зарплате. Сейчас уже можно сказать, что эта практика оказалась очередным «бульком» в реформе образования. Добавилось излишней суеты, но не положительных результатов.

К примеру, не кощунством ли выглядит переаттестация «Отличника народного образования» через каждые четыре года работы? Он что, за это время может растерять квалификацию? При этом, случается, его оценивают люди, имеющие весьма поверхностное представление об истинном положении в школе. А не лучше ли будет, если методисты отделов образования городов и районов станут выезжать в школы и проводить там не проверки, а уроки? По утвержденным ими же программам, наглядно демонстрируя методические возможности и мастерство...

Практика аттестации и переаттестации учителей, введение разрядной сетки привели к тому, что в некоторых школах, в том числе и в нашей - 87-й, учителей, чей возраст 50 лет и выше, более половины. Некоторые из них прямо заявляют, что дорабатывают последний год, после чего уйдут из школы. Это значит, что через год-другой при существующей политике в отношении учителей, при их мизерной заработной плате работать будет некому.

Вполне естественно, что офицеры запаса в школу в нынешнем ее виде учителями не пойдут. Значит, учительские девичники в День защитника Отечества и в этом году будут не последними.

П. КУЧИНСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов