ЖБИ-5: Как они возрождали завод

29.04.2004 | АРХИВ | 7м. 56 c. | 456

То была пора настоящего строительного бума и в городах, и в пригородах. За короткое время поднимались целые микрорайоны и промышленные поселки, животноводческие комплексы и птицефабрики. Строительная индустрия Хабаровска прирастала заводами и комбинатами, образуя мощную промзону на пустырях юго-восточной окраины города.

Тогда-то и был заложен и вскоре выдал первую продукцию завод железобетонных изделий, пятый и по номеру, и по порядковому счету в строю подобных заводов.

Справедливости ради нужно сказать, что среди прочих родственных предприятий ничем особым он не выделялся - гнал плиты перекрытий, блоки фундаментов, перемычки, лестничные площадки и марши. Правда, от других производителей железобетонных изделий его отличало то обстоятельство, что входил он в систему министерства водного хозяйства, а потому и был ориентирован главным образом на продукцию для мелиорации полей, сооружения каналов и водоотводов при строительстве мостов. А еще был он единственным заводом в крае, выпускающим плиты укрепления дорожных и мостовых откосов.

От тех славных лет остались не только приятные воспоминания, а все то, что было построено из его железобетона и до сих пор служит людям. А построено очень много. Некрасовка, Дружба, Березовка, Федоровка, Красная Речка, Осиновая Речка, Гаровка - это лишь малый перечень близлежащих новостроек из программ сельских трехлеток тех времен. Госзаказами завод был загружен под самую завязку. Работать приходилось в две смены.

И все это в одночасье рухнуло. Перемены в стране первым и самым болезненным ударом обрушились на сельское хозяйство, которое особенно быстро и чутко реагирует на происходящее. «Акционировавшийся» в 1993 году завод ЖБИ-5 остался практически без заказов: никто не занимался ни мелиоративным строительством, ни каналами, ни плотинами. Завод едва подавал признаки жизни: выпуск железобетона сократился до смехотворных объемов - четырех кубов в смену.

Опустели цеха, остановились технологические линии. На территорию завода зачастили подозрительные личности. Они ходили по участкам, присматривались ко всему. Не надо было гадать, что им здесь требовалось: с соседних заводов уже двинулись самосвалы, доверху груженные металлоломом, который вчера еще был станками и технологическим оборудованием, а теперь отправлялся на переплавку. Генеральный директор, главный инженер и председатель совета директоров, почитай, каждую ночь, как у постели умирающего, проводили на заводе: надо было спасать его от набегов воров.

Конечно, сейчас бессмысленно гадать о том, что стало бы с заводом, если бы за управление им, а значит, и за его судьбу не взялись нынешние его руководители и владельцы. Председателем совета директоров завода стал опытный и расчетливый предприниматель, строитель и депутат краевой думы Григорий Ни. Он рискнул приобрести пакет акций этого акционерного общества, чем немало удивил деловых людей своего окружения, оценивших его поступок, как попытку припарок мертвецу.

Что ж, в те дни юго-восточная промзона Хабаровска и в самом деле была похожа на мертвую зону. Подавали признаки жизни лишь завод ЖБИ-4 и те производственные участки, «реанимировать» которые пытался «Дальспецстрой». Все же остальное лежало в безнадежных руинах, оставшихся после «сбора металлолома» для нужд сопредельного государства.

Конечно, связываясь с этим заводом, Григорий Ни сильно рисковал. Но, видимо, тонкое чутье, а вернее, интуиция опытного предприимчивого человека, снижало степень риска. Хотя риск «прогореть» оставался. Ведь и в Хабаровске, и в округе жилищное, промышленное, социальное и землеустроительное строительство почти полностью прекратилось, и найти заказчиков на железобетон было практически невозможно. Но именно в то время вдруг стал расти спрос на строительные детали из железобетона. В краевом центре развернулось строительство элитного жилья, дорог, путепроводов, за городом - мостов и линий электропередачи.

Григорий Ни возвел в принцип правило: под лежачий камень и вода не потечет. Это означало, что следует постоянно и всюду искать потенциальных заказчиков любых объемов, больших или малых. Курочка по зернышку... И второе - оказывать клиенту всяческое доверие. Последнее правило оказалось решающим, когда строители ЛЭП Бурейская ГЭС - Хабаровск начали искать изготовителей железобетонных фундаментов под опоры линии. Из всех солидных претендентов на получение этого не только экономически выгодного, но и престижного заказа строители ЛЭП предпочтение отдали хабаровскому заводу ЖБИ-5. А для него это означало половину загрузки всей производственной программы на длительное время. Это был рывок вперед. И хотя впоследствии руководители РАО «ЕЭС России» не однажды делали попытки перекинуть заказ кому-нибудь другому, строители ЛЭП на это не пошли, сославшись на высокое качество продукции и исполнительность хабаровчан.

Земля, как говорится, слухом полнится, а потому вскоре стало известно, что дела на ЖБИ-5 хотя и медленно, однако, пошли в гору. Мол, от заказов отбоя нет, зарплата растет. К тому же приняли здесь за правило выдавать зарплату день в день. Нельзя сказать, что валом повалил сюда рабочий люд, сдерживали некоторые обстоятельства. Что ни говори, а все же завод на отшибе, маршрутные автобусы сюда не доходят, дороги разбиты вдрызг, и один Бог ведает, когда они будут приведены в порядок, условия труда не из легких. Но кто действительно хотел работать и зарабатывать на жизнь, тот шел в отдел кадров завода. Да и завод делал все, чтобы облегчить положение людей. Приобрел автобусы и в ранний утренний час один из них уходил по разработанному маршруту до Северного микрорайона, собирая заводчан, другой делал оборот по Индустриальному району вплоть до судоверфи. А после смены автобусы совершали такие же рейсы, но с обратной целью - развезти людей по домам.

И тут, коли зашел разговор на эту тему, придется немного забежать вперед. Прошло совсем немного времени со дня прихода к руководству заводом его нынешних командиров, а им уже дважды пришлось решать вопрос о расширении автостоянки у заводских ворот. Теперь многие работники предприятия ездят на смену на своих авто. Если сами за короткое время не могут собрать нужную сумму на приобретение машины, то берут беспроцентную ссуду. Пример: в бригаде слесарей из пяти человек четверо ездят на работу на собственных колесах. Не имеет их только один и то потому, что живет рядом и иметь свой транспорт не желает.

Приходят на завод не только новые люди, но возвращаются и некоторые его прежние работники. Вернулся и его бывший генеральный директор, но теперь уже на должность главного инженера. А генеральным директором стал Юрий Михалев, с которым Григорий Ни не только был знаком много лет, но и на стройках Хабаровска и окрестных объектах съел не один пуд горькой соли. И вообще Григорий Петрович и как опытный хозяйственник, и как держатель основного пакета акций общества создавал команду, прежде всего, не из послушных, а из людей творческих и преданных затеянному делу.

Год назад завод наконец-то перешел ту роковую черту, которая отделяла его от двух равноположных исходов - либо окончательного краха и исчезновения, либо спасительного выхода из провала: предприятие вышло на первые показатели рентабельности. По сравнению с итогами предыдущего года выпуск железобетона вырос в два раза. Но праздновать победу было еще рано. Хотя и вышли на выпуск 70 кубометров изделий в смену, но уже была возможность давать больше. Для этого появились все необходимые возможности: пошли заказы для реконструкции Лучегорской ГЭС, Хабаровской энергетической подстанции. Правда, многие изделия требовали переналадки оборудования, перестройки технологий. Но это для завода уже не составляло особых трудностей. Для выпуска фундаментов под опоры ЛЭП металлические формы заказывали на других предприятиях. Но это было и слишком долго, и слишком дорого. Для другого заказа соседний завод формы делал четыре с половиной месяца, но так и не доделал. Собрали старое, но еще действующее оборудование, восстановили гильотину, сколотили бригады сварщиков и слесарей - и проблема металлоформ была решена.

За этими техническими подробностями скрывалась та огромная работа, которая шла среди людей. Работа особого свойства. Юрий Михалев признается, что принять предложение Григория Петровича - занять должность генерального директора - было ему не очень просто. Во-первых, знал, что Ни, человек в делах крайне жесткий и до предела требовательный, спуску ни в чем не даст, во-вторых, сам Юрий Иванович чувствовал, что институтских знаний и опыта строителя ему не хватит для безупречной компетенции хозяйственного руководителя завода. А потому для начала обложился специальной литературой и с усердием прилежного экстерната начал штудировать ее, объехал своих бывших педагогов и знакомых практиков.

Прошла и «ревизия» всего инженерно-технического корпуса. И за один год состав ИТР завода сменился почти на 90 процентов. Одни ушли добровольно, других пришлось убеждать сделать это.

Это была довольно болезненная процедура. Но мириться с инженерной несостоятельностью даже одного работника было нельзя. Во имя будущего завода мириться с этим было невозможно.

И в результате этой «перетряски» пришли к тому, что каждый работающий на заводе и на виду, и в «большой цене», обеспечен хорошим заработком, медицинским контролем, питанием в заводской столовой, половину стоимости которого завод отчисляет из своего бюджета, регулярной выплатой социальных налогов, сумма которых только в прошлом году составила более 14 миллионов рублей.

А вот и такой пример. Задумали руководители завода в прошлом году организовать коллективный отпуск. Благо, штат и двухсот человек не наберет. На берегу Тихого океана арендовали на 10 дней корпуса приморского курорта, в турфирме наняли автобус, снарядили свои машины и «всем скопом», за исключением тех, кто поехать не смог, отправились на отдых, оставив на заводе только сторожей и работников «непрерывного процесса».

Почти полмиллиона рублей ухлопали. Но зато не двух дуплетом, а нескольких зайцев убили. Разом дали отдохнуть и людям, и заводскому оборудованию, сэкономили электроэнергию на полуоборотах станков. Да и люди поближе притерлись друг к другу.

Но ведь и это не все. Трудно перечислить все, что доброго делает завод для подшефной школы-интерната № 4 в Краснофлотском районе, какую материальную помощь оказывает он малоимущим, ветеранам войны и труда. Тут не только наличные деньги, но и закупленные для стариков и многодетных семей овощи и картофель на зиму, тут и благотворительные обеды, и праздничные подарки.

Теперь завод выпускает не только то, что выпускали все подобные предприятия в советские времена, но и многое другое по самым различным и порой самым неожиданным заказам. И к тому же, по желанию заказчика, завод изготовленные для него изделия может своим транспортом доставить на любую строительную площадку.

Сегодня на участках завода выпускается более 350 наименований различной продукции. Конечно, при прежней специализации с устоявшейся и незыблемой номенклатурой было проще. А теперь к каждому, порой штучному заказу специально готовиться надо. От иного изделия и дохода-то один-два десятка тысяч рублей, но и от него здесь не отказываются. И не только потому, что малый доход - это тоже доход, а и потому, что за этим стоит авторитет завода, имидж, как нынче выражаются.

А что это значит, здесь хорошо знают хотя бы по многочисленным заказам. Ведь куда бы из Хабаровска сегодня не бросил взгляд: в сторону ли Владивостока, Комсомольска или Биробиджана, на всей огромной территории нет завода, где бы выпускали то, что выдает ЖБИ-5. Всюду стоят мертвые корпуса бывшей, некогда мощной стройиндустрии. А сегодня с новой силой развернулось строительство в городах и пригородах. И в Хабаровске один «Дальспецстрой», не только устоявший, но и окрепший в годы развала, справиться со всем этим не может.

При взгляде на территорию завода создается обманчивое впечатление «затоваренности». Всюду штабеля и штабеля готовых изделий - сваи, лестничные марши, блоки, плиты перекрытий. На самом же деле, это пример хозяйственного и предпринимательского расчета. Заготовили все это за зиму, когда снижаются на стройплощадках темпы работ. А с наступлением весны спрос на эти изделия «подскакивает». У других такого запаса нет, а здесь - пожалуйста.

На вопрос в лоб, доволен ли он сегодня состоянием завода, Григорий Петрович Ни прямо отвечает: «Да». Потому что создан отличный рабочий коллектив, потому что дела идут на лад, потому что есть отличная перспектива, потому что на заводе могут изготовить все, что можно изготовить из железобетона. Вот пример: беда же ведь это большая - воровство металлических крышек для канализационных колодцев. А здесь начали делать эти крышки из железобетона. Начали выпускать и изделия из железобетона под мрамор. Цветной, инкрустированный. Это ограды, скамейки садовые, вазоны, тротуарная плитка... А для этого и новое оборудование установили, и новые участки пустили...

Подготовил Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов