Спецпроекты для Амура

05.06.2004 | АРХИВ | 2м. 33 c. | 217

В небывало трудном по всем природным параметрам прошлом году укрепились опасения и тревога, что Хабаровск может оказаться на мели. Иначе говоря, без воды, без Амура под боком. Категоричные некоторые прогнозы даже утверждали: из-за изменения русла Амур «отодвинется» метров на 600-800, и Хабаровск окажется в положении каких-нибудь Васюгов.

И как было этому не поверить, когда поймы рек высохли почти до асфальтового состояния. За сто семь лет с начала наблюдения за водным режимом Амура такой низкой воды батюшка российских рек никогда не держал. В этом году ситуация, конечно, иная, однако остаются вопросы, ответы на которые можно найти у специалистов, в частности, в управлении «Амурводпуть». Опасения относительно безрадостного будущего Амура первый заместитель руководителя этого учреждения Александр Савин встретил деликатной усмешкой:

- Этого никогда не произойдет, - заверил он. - Природа, может быть, и хотела бы подбросить нам такую неприятность, но человек этого не допустит.

Наблюдение за поведением Амура и его притоков ведется с 1897 года. В прежние времена река вела себя смиренно. В примерные сроки случались регулярные паводки, которые чередовались с низкими уровнями воды. Это как морские приливы и отливы под лунным воздействием. Конечно, некоторые коррективы вносили зимние снегопады и летние дожди. Но за пределы нормы ситуация не выходила. А любое отклонение от нее в ту или другую сторону всегда сопряжено с немалыми неприятностями. Много воды - затопит прибрежные предприятия, строительные площадки, села и многочисленные дачи. Мало воды - приостановится судоходство. В прошлом году по этой причине возникли проблемы с северным завозом.

Представьте, «Амурводпуть» охватывает территорию пяти субъектов Федерации - Читинскую, Амурскую, Еврейскую автономную области, Хабаровский и Приморский края. В его ведении десятки крупных и сотни мелких рек. А на них десятки больших и поменьше городов. Но живут на этой территории пять миллионов с небольшим человек. Такую нагрузку наши реки выдержать могли бы легко. Но возьмем, допустим, Сунгари, правый приток Амура, впадающую в него в сорока километрах выше села Ленинского в ЕАО. По берегам этой реки расположены такие китайские города, как Шанхай, Гирин, Цзямусы. Это сущие мегаполисы с многомиллионным населением. Им нужна вода. А кроме того близ Шанхая возводится низконапорная плотина, которая тоже преграждает воде путь к Амуру. Да и мы осушением болот и вырубками пойменных лесов, возведением Зейской и Бурейской ГЭС этому немало посодействовали.

Поэтому пришла пора, когда человек должен помочь Амуру. Тут дело в том, что в Пензенской протоке, которая оказывает большое влияние на водный режим Амура, идет активный, так называемый русловой процесс. Александр Савин замечает, что этот процесс особенно быстро начался в 1931 году, когда протоку еще «коровы вброд переходили». Теперь же это хотя и небольшой, всего в 17 километров, но уже солидный водный путь. Он-то и повлиял на испортившийся характер Амура у Хабаровска. Выводит из себя наш Амур и другая своенравная протока со справедливым названием - Бешеная. Потому-то по заказу краевого правительства институт «Ленгипротранс» разработал проект под названием «Укрепление левого берега Амура в районе города Хабаровска». Он предусматривает строительство двух полузапруд на протоках Бешеная и Пензенская. Намечено укрепление камнем левого берега на протяжении трех километров. А кроме того, будет создана дноуглубительная прорезь в русле Амура протяженностью в 6,5 километра, глубиной в пять и шириной в 300 метров. Таким образом будет создано вспомогательное сооружение, которое, говоря образно, несколько обуздает неуравновешенный нынче нрав Амура у Хабаровска. Так будет увеличиваться расход воды на этом участке до необходимых объемов.

Дноуглубительную прорезь начали делать в прошлом году. Два земснаряда вычерпали 272 тысячи кубометров песка. А в этом году на прорези должны выбрать уже полтора миллиона кубометров песка. Александр Савин заверил, что на днях земленасос «Амур» начнет работать на дноуглубительной прорези. И в навигацию 2006 года, надеемся, тема навсегда будет закрыта.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов