«Встречь солнца» по Якутско-Аянскому тракту

17.08.2004 | АРХИВ | 2м. 10 c. | 217

В Аяно-Майском районе по юбилейному маршруту, посвященному 160-летию Якутско-Аянского тракта, отправилась делегация Хабаровского края и Республики Саха (Якутия). Конечный пункт этого похода «встречь солнца» - село Аян, где его участники подпишут соглашение о взаимном сотрудничестве двух регионов.

Экспедиция идет по «транспортному коридору» от Нелькана до Аяна, по тем местам, где когда-то была пробита вьючная тропа, связывавшая через Якутск дальневосточные форпосты с европейской частью России. Участники экспедиции также посетили прибрежные села Аим и Ципанду. Здесь они непременно познакомятся с Ципандинской пещерой - уникальным природным объектом, побывают на выставке декоративно-прикладного творчества коренного населения Приохотья, посетят краеведческий музей. А в Джигде состоится открытие детского сада.

В исторических хрониках о Якутско-Аянском тракте говорится, что после открытия Иваном Москвитиным Ламутского моря (так по-эвенкийски называлось Охотское море. - А.А.) в первой половине XIX века была у Аяна «великая историческая минута»: в 1844 году в его акватории возник россий-

ский тихоокеанский морской порт. Прокладка гужевого тракта от Аяна через Джугдурский хребет до урочища Нелькан, затем сплавом по Мае - Алдану - Лене до Якутска открыла более короткий выход к студеному морю. В те годы полновластным хозяином здесь была Российско-американская компания, скупавшая у «оленных» людей меха, добывавшая морского зверя, промышлявшая золото.

Этот тракт называли еще «чайным». Из Европейской России, Сибири, Якутского губернаторства на лохматых якутских лошадях везли на север провиант и товары. Нанятым погонщикам-якутам требовалось около трех месяцев, чтобы доставить грузы в аянскую бухту, дальше их перегружали на корабли и везли в российские колонии - на Сахалин, Камчатку, Чукотку.

О том, что эта дорога была востребована, говорит тот факт, что в течение года из Аяна в Якутск перевозилось вьючным способом на оленях до десяти тысяч ящиков плиточного и байхового чая, завозившегося из Японии и Америки.

Побывавший здесь в те годы Генрих Гейне, путешествовавший на американском паровом судне, оставил такую запись об аянском заливе: «Здесь трудно оставаться равнодушным среди туманов, ветров, горных вершин, китов, золота...».

Дорога длиною в «сто лун» - около ста дней требовалось добраться от Якутска до Охотска - была еще и воротами на Амур. Потом, правда, аянский гуж уступил место амурскому, по которому и пошел основной поток грузов.

В каком же состоянии знаменитый тракт находится сейчас? По словам главы нельканского муниципального образования Александра Шулятьева, его родное село и Аян соединяет грунтовка, проехать по которой можно не без труда через «пролаз» в Джугдурском хребте. Народ по-прежнему добирается до райцентра по размытым дорогам и ветхим мостам. Из Якутии нужно сначала лететь самолетом, а затем пересаживаться на катер, что тоже занимает немало времени. Конечно, можно всю дорогу пройти по воде, что и делают опытные путешественники, но это тоже занимает немало времени.

- Дорога нам нужна как воздух, - говорит он. - Может быть, подписанное соглашение о намерениях ускорит ее строительство в будущем?

Помнится, возвращаясь из своего кругосветного путешествия, известный писатель А.И. Гончаров оставил в своем романе «Фрегат «Паллада» описание старого тракта. Он был, на его взгляд, «тернист и ужасен» для проезжающих. Конечно, нынешний не сравнить с ним. И все-таки так хочется, чтобы тут наконец-то появилось настоящее асфальтовое шоссе.

А. АЛЕКСАНДРОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов