"Автобусный «бум» в Тырме сделал всех пешеходами"

19.08.2004 | АРХИВ | 6м. 25 c. | 239

«Бум!» - раздалось в шесть часов утра под окнами двухэтажного дома на улице Первомайской, где мирно спала семья водителя рейсового автобуса Владимира Шереметьева. Бензобак горящего автобуса рванул негромко, потому что часть бензина злоумышленники выкачали и вылили в салон. Потом автобус подожгли.

Ни сам водитель, ни его жена и дети «бума» не услышали. От горящего автобуса пламя перекинулось на дом, а Шереметьевы все еще спали. Разбудить их было некому. От улицы Первомайской в поселке Тырма осталось одно название. Старые довоенные двух-этажки давно снесены. Осталась одна, да и та пуста. Из жильцов в доме - только Шереметьевы. Поджигатели могли не беспокоиться по поводу возможных свидетелей. Да и густой туман был им на руку. Пустили петуха и спокойно удалились!

На счастье, мимо горящего дома на рыбалку ехал родственник сотрудника милиции. Он разбудил погорельцев, позвонил пожарным и помчался за братом - Александром Аверьяновым. Когда исполняющий обязанности начальника милиции ехал на место происшествия, на безлюдной утренней улице ему встретились только два человека - Алексей Гусев и Василий Кривоборгский. Они в последующем и стали подозреваемыми по делу «о сгоревшем автобусе» - истории, которая возмутила весь поселок.

C попутным ветром

Любопытный народ - тырминцы! Невозмутимый! Случится жестокое убийство - неделю посудачат, потом пожмут плечами: «Бывает!». Однажды в запертой квартире нашли истощенную новорожденную девочку, назвали мамашу последними словами, но никто не закипел праведным гневом: почему эту «заразу» не посадили за решетку? По-соседски ставят на котов капканы: ты - моего, я - твоего. По-соседски воруют бензин из гаражей, разоряют грядки, бьют стекла и лица. Но шуму - максимум на неделю. Бывает!

Однако история с автобусом разозлила всех не на шутку. «Это преступление, без шуток!» - патетически воскликнул гражданин, дважды судимый за кражи. «Безобразие!» - согласился с ним известный тырминский дебошир. «Теперь нашим детям придется пешком ходить в школу за три километра?» - негодовали станционные жители. И даже глава Верхнебуреинского района Генрих Горнбахер, когда ему доложили о происшествии, рассердился: «Не дам другого автобуса, пока не найдут, кто это сделал! Принципиально не дам, чтоб стимул был искать».

Тырма - третий по численности поселок в Верхнебуреинском районе. Поселок, разбросанный на большой территории, состоит как бы из трех частей. Та, что на сопке, считается центром. От центра до железнодорожного вокзала - километра три дороги, восемь автобусных остановок. Станционная часть поселка включает в себя частный жилой сектор и ряд предприятий, самое крупное из которых - железнодорожное депо. Особняком от дороги расположился поселок под названием Эмча. Все три части связывал между собой воедино рейсовый автобус: возил народ на работу, в больницу и поликлинику, в магазины, детей - в школу. В расписании автобуса были два ночных рейса - к пассажирским поездам, следующим в районный центр Чегдомын и Хабаровск. Дважды в неделю автобус «бегал» еще и в поселок Аланап - совсем уж дальний свет, километров шесть-семь...

Что значил автобус для поселка, я поняла уже в поезде на подъезде к Тырме. Вера Пяткина ехала к родственникам из Санкт-Петербурга и, понятное дело, про поджог автобуса знать не могла: «Как теперь добираться?». Нервничали и другие пассажиры: встретят - не встретят, будут ли попутки?

Я ехала до поселка в мотоцикле, упакованная в теплый тулуп и солдатскую шапку. Четыре часа ночи. Холодно! Мне еще крупно повезло. Некоторые пассажиры так и остались стоять с чемоданами у дороги, проклиная «бандитов», спаливших общественный транспорт.

Искатели кладов

«Бандиты» - сказано громко. В любом поселке и городе есть свои «крутые парни», которые провоцируют ссоры с земляками, чтобы потом набивать обидчикам «стрелки» и «разводить» тех на деньги. Таковы и подозреваемые в поджоге автобуса. Вина их еще не доказана. Но причастность к автобусной истории у милиции не вызывает сомнений. Вот какая картина сложилась после бесед с местными жителями и сотрудниками милиции.

…Все началось с металлического бума. Местные приемщики стали скупать металлолом - 1200 рублей за тонну. Кто поухватистей, организовывал погрузку лома в вагоны сам, потому что в Ургале цену давали вдвое больше. Между тем бытовой лом по поселку люди подобрали еще в кризисные времена. Но золотую жилу здесь все-таки нашли.

Когда-то основной рабочей силой на лесозаготовках в этих местах были северные корейцы. Потом срок межправительственного соглашения России с этой страной истек, и корейцы отбыли на родину, побросав в лесных чащобах износившуюся технику: трактора, трелевочники, погрузчики… Ржавые железяки стали кладом, который можно найти и превратить в деньги.

«Металлическая лихорадка» в основном захватила молодежь. Матерые кладоискатели обзаводились джипами и делились секретами успеха: мол, за информацию платим охотникам и егерям - они знают, где что в лесу лежит.

Компания безработных молодых людей, среди которых заводилами были Алексей Гусев, Василий Кривоборгский, Антон Полухин, Алексей Ефимов и Николай Евсеев, тоже занялась металлическим промыслом. Только «крутые парни» по лесу не рыскали: им подавай информацию и сам металл на блюдечке с голубой каемочкой.

Худо-бедно, но деньги на джип товарищи сколотили. Но джип - не деньги, поделить не получилось. Некто Пальчиков, обеспечивший компании таежную разведку, судя по всему, стал «тянуть одеяло» на себя. И однажды тырминцы стали свидетелями того, как друзья-«металлисты» подкатили к поселковому клубу, вызвали Пальчикова с дискотеки, огрели монтировкой и увезли в багажнике автомобиля. Заявление от пострадавшего в милицию не поступило.

- Этот Пальчиков корешей своих, видимо, «кинул», - высказывает предположение исполняющий обязанности начальника милиции Александр Аверьянов. - Потому что вскоре погрузил джип на платформу и исчез из поселка.

То ли предательство Пальчикова взвинтило компанию, то ли она просто решила компенсировать убытки другими доступными способами, но исчезнувший джип неожиданно аукнулся многим местным парням. Под разнарядку попал, судя по всему, и Евгений Шереметьев - сын водителя рейсового автобуса. Впрочем, сам он пояснил позже милиционерам, что только вступился за товарища, у которого компания вымогала деньги. Металл или деньги - выбор невелик. Как бы то ни было, оба молодых человека были в результате серьезно избиты. В милицию жаловаться не стали. В поселке подобные проблемы принято решать самостоятельно.

Трофей «металлистов»

Как были решены эти проблемы, можно только догадываться. Потому что вслед за этим инцидентом в больницу обратился «крутой парень» Антон Полухин. У Полухина была отрублена фаланга пальца на руке, перебита нога.

- Отметелили парня так, что месяц оклематься не может, - пожаловалась журналисту мать Полухина.

Однако когда сотрудники милиции попытались взять у пострадавшего показания об обстоятельствах происшествия, Антон Полухин заявил, что просто неудачно упал, ремонтируя баню.

- Тут и гадать не надо. Полухин с дружками, судачат здесь, побил Шереметьева. Отец вступился за сына, потому что в покое того бы не оставили. Сгоревший автобус, таким образом, - месть за Полухина. Других версий нет, как нет у Шереметьевых других врагов, - открыл «тайну следствия» Александр Аверьянов. - Шереметьевы к тому же дали показания, что перед поджогом к ним несколько раз приходили Гусев с Кривоборгским: угрожали, требовали оплатить лечение Полухину. Им ответили: есть проблемы - идите в милицию. За несговорчивость и наказали. Проблема в том, чтобы доказать это. Но мы докажем…

Как? Козыри милиция не открывает. Понятно, что неспроста в то утро «крутые тырминские парни» прогуливались по улицам поселка. Но не пойман на месте преступления - не вор. Нужны свидетели. А их пока нет…

Что же касается водителя Владимира Шереметьева, то в Тырме ему сочувствуют. Месть «металлистов» оказалась изощренной. Рядом в гараже стояли шереметьевская «Нива» и мотоцикл, но их не тронули. Расчет, видимо, был на то, что, не найдя виновных, ущерб за автобус повесят на материально ответственное лицо. А это полмиллиона рублей. Зарплата водителя автобуса для сравнения - шесть тысяч рублей. Вот и в милиции Шереметьева не обрадовали: если дело развалится - придется отвечать, сам виноват, надо было автобус в гараж ставить.

У главы поселка Ивана Краснослободцева на этот счет особое мнение: «Что в гараже, что под окнами дома - один черт. Автобус-то нам дали новый, год всего и пробегал. А вот ставки сторожа не выделили. Ну, ставили автобус в гараж: бензин ночью сливали, запчасти воровали. Под окнами он был даже сохраннее».

С этой стороны водитель, может быть, и выкрутится. Вот и глава Верхнебуреинского района Генрих Горнбахер сменил гнев на милость - пообещал, что к началу учебного года будет в Тырме автобус ПАЗ. Не новый, конечно. Но выбирать не приходится: были бы колеса и двигатель.

Другой вопрос: примет ли Чегдомынское автохозяйство водителя-погорельца на работу снова? Там не скрывают своей озабоченности: а не повторят ли тырминские мстители свой демарш, если преступление останется безнаказанным? При остром дефиците пассажирского транспорта в районе даже подержанным ПАЗом рисковать не хочется.

Есть еще и другая проблема. Привлекательная идеология «общака» с ее «стрелками», «счетчиками» и разборками, судя по всему, начинает приживаться и в небольших поселках, где в чести всегда были трудовые мозоли. И, надо честно сказать, особого криминала в том местное население не видит: перебесятся мальчишки! Опыт же свидетельствует: безнаказанность только разжигает аппетит взрослеющих «мальчиков»: от металла - к лесу, от оброка с обидчиков - до дани с предпринимателей. Но люди начинают негодовать и требовать следствия, когда только «мальчиковые» разборки аукаются всем без исключения.

Что и требовалось доказать… Известие о том, что районная власть все-таки выделит поселку подержанный ПАЗ, поубавила в народе запалу. Сгоревший остов автобуса под окнами Шереметьевых все еще стоит. Пока является вещдоком по делу. Но никто в Тырме не сомневается: стоит закрыть уголовное дело, и погорельца тут же утянут на металл.

- И знаете, кому достанется трофей? - смеются в Тырме. - Поджигателям. Зря, что ли, старались?

Не смех, конечно, а горе… Если поджог сойдет виновникам с рук, глядишь, им и вправду «понравится» жечь технику. Разумеется, муниципальную. За свое-то добро местные мужики найдут и угробят.

Ирина МАШНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов