Модели клеят настоящие мужчины

30.10.2004 | АРХИВ | 5м. 19 c. | 303

Кто из мальчишек не любил в детстве собирать модели самолетов, парусников, играть в машинки и тянуть железную дорогу? Обычно с возрастом подростковое увлечение проходит. Но иногда мальчишеское хобби сопровождает человека всю жизнь. Речь идет о стендовом моделизме.

Насколько развито в Хабаровске это увлечение, как много любителей моделей?

Если погрузиться в этот мир, то выяснится много интересного. Все любители моделей условно делятся на тех, кого увлекает сам процесс творчества собственными руками, и тех, для кого важен результат - сделать модель, максимально похожую на оригинал. Последние с легкой долей снисхождения и иронии относятся к первым, не считая их за серьезных моделистов.

Для любителей стендового моделизма в Хабаровске всего один специализированный магазин стендовых моделей - «Ратибор», что в переводе со старославянского означает «воин».

Война и мир

Весь моделизм условно можно разделить на военный и мирный. Военные модели представлены танками, пушками, самолетами, крейсерами, фигурками солдат и так далее. Мирный моделизм - это машинки, домики, фигурки сказочных героев. Но их значительно меньше, чем танков. Военное направление преобладает. Как и во все века, мужчины играют в войну.

Чтобы воспроизвести модель наиболее точно к оригиналу, любители-моделисты (хотя какие они любители?) восстанавливают описания старого вооружения по историческим книгам. Именно для таких увлеченных выпускается масса добавочных аксессуаров, позволяющих довести модель до совершенства. В ходе изучения военной техники выясняются вещи, которые знают далеко не все историки. Например, знаменитый танк Т-34 выпускался в годы войны в разных модификациях, внешне заметно отличавшихся друг от друга. Допустим, у одного завода башня была граненая, у другого изготовлялась методом штамповки, в зависимости от того, какие производственные мощности и технологии были.

Из мирных моделей самые популярные - машины. Но здесь автомоделисты не могут развернуться в полную силу, удовлетворить свои потребности. Машинок на модельном рынке немного, потому как российские модельные фабрики вообще их не выпускают, совсем немного делают итальянцы, но основные производители подобных моделей автомобилей - японцы не хотят идти на наш рынок.

Пиратский галеон на верхней полке

Отдельный разговор - моделирование кораблей и парусников. Разве не увлекательно построить в уменьшенном варианте легендарный древнегреческий парусник «Арго», на котором аргонавты отправились за золотым руном, или открыть Америку на каравелле Христофора Колумба? И все это - не выходя из дома.

Время от времени в продаже появляются парусники различных эпох и стран - древнегреческие, древнеримские галеры, учебные барки, испанские галеоны, дракар викингов. Бывают даже китайские джонки. Мы привыкли, что джонка - это маленькая утлая лодчонка, на которой китайцы воруют рыбу у наших берегов. Но мало кто знает, что старинные китайские джонки были больше по размерам, чем иной современный корабль.

Самым большим спросом пользуются модели кинематографических кораблей типа «Титаник» или подводной лодки К-52. После выхода на экраны фильма «Титаник» основные производители моделей - китайцы стали класть в коробку с моделью корабля маленький бюст, весьма отдаленно напоминающий Ди Каприо. Правда, он был почему-то один, без подружки.

Создать парусное судно - занятие длительное и кропотливое. В том же «Ратиборе» на витрине стоит парусник, который собирался почти год.

Качество модели

Если начинающие моделисты радуются только одному виду собранной своими руками модельки, то более опытные и втянувшиеся в это дело предъявляют особые требования к качеству полуфабриката. Существует несколько критериев качественной модели - соответствие оригиналу (копийность), наличие понятных опознавательных значков и перевода (декаль), определенный уровень сложности сборки, качественный пластик и т.д.

Базовая модель продается в минимальной комплектации - это детали и инструкция для сборки. Клей и краска в комплект не входят, так как при транспортировке клей может потечь. Это делается и для удешевления исходного набора модели. Хотя есть и полностью укомплектованные подарочные наборы.

На российском и дальневосточном рынке моделизма представлены модели российских, азиатских и европейских производителей. Из российских самая крупная массовая фабрика - подмосковная «Звезда». Она в основном ориентирована на упрощенные модели для детей. Чтобы оценить «звездное» качество, нужно сравнивать с другими фирмами. Пока что самая лучшая из доступных - это китайская фирма «DRAGON». Модель танка Т-34 фирмы «DRAGON» и он же от «Звезды» отличаются друг от друга, как небо и земля. Деталировка, соответствие оригиналу - это тот случай, когда по качеству китайцы оказались на высоте. Правда, и по цене разница в два-три раза.

Неплохие модели выпускает украинский завод «Роден». На уровне качество у европейских - итальянских, немецких, французских - производителей. А вот японские модели бывают крайне редко - дорого везти.

Битва на обеденном столе

Модели моделями, но многие моделисты, в конце концов, приходят к мысли оживить статично стоящую на полке модель. Из нескольких военных моделей и фигурок создается имитация сражения. Так стендовой моделизм превращается в искусство диорамы. Чтобы грамотно ее построить, нужно прочитать немало исторических книг, знать тактику и стратегию той эпохи. Некоторые особо дотошные моделисты, восстанавливая боевую ситуацию в миниатюре, обнаруживают исторические неточности описания битвы.

Стоимость моделей колеблется от 100 рублей за фигурки и до 3 тысяч за крупные модели. «Эскадрон гусар летучих», набор французских драгун, афганских моджахедов или татаро-монголов можно купить в среднем за 100 рублей. Битва за Курск стоит 215 рублей, а модель римского форта с домиками и охраной обойдется в 660 рублей.

Самые дорогие модели - дальнобойная пушка «Карл Леопольд» и модель парусника. Пушка стоит 2 тысячи рублей, имеет коробку больше метра и массу деталей. Парусник за 150 долларов содержит минимальный набор деталей, остальные компоненты придется докупать.

От пионеров до пенсионеров

Кто же больше занимается стендовым моделизмом - мужчины, женщины, дети? По словам работников «Ратибора», приходят самые разные люди. Прижавшись носом к витринам, разглядывают экспозиции дети, заходят подростки, листают специализированные журналы по моделизму мужчины, мамы выбирают для сына игрушку. Заглядывают студенты истфака педуниверситета, архитектурного факультета «политена». Военную тематику берут в основном мужчины. Девушки же предпочитают клеить машинки и раскрашивать их в розовый цвет, наподобие кадиллака из фильма «Блондинка в законе».

Во многом контингент посетителей определяется ассортиментом магазина, который, в свою очередь, не замыкается на товарах исключительно для моделистов. Аэрографы, компрессоры, различные ножички, кисточки, шпаклевка, клей. Для тех, кто увлекается историей, есть редкие диски, литература, видеофильмы.

Модели - хобби или бизнес?

Не обязательно любить жвачку, чтобы открыть продуктовый ларек. Но выбрать в качестве основного бизнеса торговлю моделями могут только люди, увлеченные моделизмом. «Ратибор» начал свою работу с 1996 года, сумев пережить дефолтный 1998 год. Правда, тогда ненадолго пришлось свернуть с магистрального направления в сторону торговли игрушками.

Насколько же прибылен этот вид бизнеса? Моделирование не может быть суперприбыльным из-за узости спроса в нашем регионе. Если сравнивать с центром, в Москве таких магазинов не больше десятка на 10 миллионов. Несколько иная картина за границей. Там устраивают целые модельные ярмарки - Нюрнберг, Шидзуока, Гонконг...

Модельный клуб как школа жизни

Когда-то в Хабаровске действовал модельный клуб при РОСТО ДОСААФ. Работали взрослая и детская секции моделизма. Те моделисты, чьи семьи не выносили запаха краски и клея, собирались по воскресеньям, клеили, общались друг с другом, передавая накопленный опыт сборки моделей младшим товарищам. Но после смерти прежнего руководителя РОСТО модельный клуб попросили очистить помещение.

Не имея возможности собираться, клуб распался. А ведь занятость детей в кружках давала свои результаты: члены детской секции стали состоявшимися людьми - авиаторами и железнодорожниками, спецназовцами и т.д. Так, может, забота о молодежи должна выражаться не только в бесплатной проверке на СПИД и сифилис, а в предоставлении условий для таких вот клубов? Но это так - маленькая реплика в сторону нашей молодежной политики.

Алиса ГУСЕВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов