Кто из мальчишек не любил в детстве собирать модели самолетов, парусников, играть в машинки и тянуть железную дорогу? Обычно с возрастом подростковое увлечение проходит. Но иногда мальчишеское хобби сопровождает человека всю жизнь. Речь идет о стендовом моделизме.
Насколько развито в Хабаровске это увлечение, как много любителей моделей?
Если погрузиться в этот мир, то выяснится много интересного. Все любители моделей условно делятся на тех, кого увлекает сам процесс творчества собственными руками, и тех, для кого важен результат - сделать модель, максимально похожую на оригинал. Последние с легкой долей снисхождения и иронии относятся к первым, не считая их за серьезных моделистов.
Для любителей стендового моделизма в Хабаровске всего один специализированный магазин стендовых моделей - «Ратибор», что в переводе со старославянского означает «воин».
Война и мир
Весь моделизм условно можно разделить на военный и мирный. Военные модели представлены танками, пушками, самолетами, крейсерами, фигурками солдат и так далее. Мирный моделизм - это машинки, домики, фигурки сказочных героев. Но их значительно меньше, чем танков. Военное направление преобладает. Как и во все века, мужчины играют в войну.
Чтобы воспроизвести модель наиболее точно к оригиналу, любители-моделисты (хотя какие они любители?) восстанавливают описания старого вооружения по историческим книгам. Именно для таких увлеченных выпускается масса добавочных аксессуаров, позволяющих довести модель до совершенства. В ходе изучения военной техники выясняются вещи, которые знают далеко не все историки. Например, знаменитый танк Т-34 выпускался в годы войны в разных модификациях, внешне заметно отличавшихся друг от друга. Допустим, у одного завода башня была граненая, у другого изготовлялась методом штамповки, в зависимости от того, какие производственные мощности и технологии были.
Из мирных моделей самые популярные - машины. Но здесь автомоделисты не могут развернуться в полную силу, удовлетворить свои потребности. Машинок на модельном рынке немного, потому как российские модельные фабрики вообще их не выпускают, совсем немного делают итальянцы, но основные производители подобных моделей автомобилей - японцы не хотят идти на наш рынок.
Время от времени в продаже появляются парусники различных эпох и стран - древнегреческие, древнеримские галеры, учебные барки, испанские галеоны, дракар викингов. Бывают даже китайские джонки. Мы привыкли, что джонка - это маленькая утлая лодчонка, на которой китайцы воруют рыбу у наших берегов. Но мало кто знает, что старинные китайские джонки были больше по размерам, чем иной современный корабль.
Самым большим спросом пользуются модели кинематографических кораблей типа «Титаник» или подводной лодки К-52. После выхода на экраны фильма «Титаник» основные производители моделей - китайцы стали класть в коробку с моделью корабля маленький бюст, весьма отдаленно напоминающий Ди Каприо. Правда, он был почему-то один, без подружки.
Создать парусное судно - занятие длительное и кропотливое. В том же «Ратиборе» на витрине стоит парусник, который собирался почти год.
Базовая модель продается в минимальной комплектации - это детали и инструкция для сборки. Клей и краска в комплект не входят, так как при транспортировке клей может потечь. Это делается и для удешевления исходного набора модели. Хотя есть и полностью укомплектованные подарочные наборы.
На российском и дальневосточном рынке моделизма представлены модели российских, азиатских и европейских производителей. Из российских самая крупная массовая фабрика - подмосковная «Звезда». Она в основном ориентирована на упрощенные модели для детей. Чтобы оценить «звездное» качество, нужно сравнивать с другими фирмами. Пока что самая лучшая из доступных - это китайская фирма «DRAGON». Модель танка Т-34 фирмы «DRAGON» и он же от «Звезды» отличаются друг от друга, как небо и земля. Деталировка, соответствие оригиналу - это тот случай, когда по качеству китайцы оказались на высоте. Правда, и по цене разница в два-три раза.
Неплохие модели выпускает украинский завод «Роден». На уровне качество у европейских - итальянских, немецких, французских - производителей. А вот японские модели бывают крайне редко - дорого везти.
Стоимость моделей колеблется от 100 рублей за фигурки и до 3 тысяч за крупные модели. «Эскадрон гусар летучих», набор французских драгун, афганских моджахедов или татаро-монголов можно купить в среднем за 100 рублей. Битва за Курск стоит 215 рублей, а модель римского форта с домиками и охраной обойдется в 660 рублей.
Самые дорогие модели - дальнобойная пушка «Карл Леопольд» и модель парусника. Пушка стоит 2 тысячи рублей, имеет коробку больше метра и массу деталей. Парусник за 150 долларов содержит минимальный набор деталей, остальные компоненты придется докупать.
Во многом контингент посетителей определяется ассортиментом магазина, который, в свою очередь, не замыкается на товарах исключительно для моделистов. Аэрографы, компрессоры, различные ножички, кисточки, шпаклевка, клей. Для тех, кто увлекается историей, есть редкие диски, литература, видеофильмы.
Модели - хобби или бизнес?
Не обязательно любить жвачку, чтобы открыть продуктовый ларек. Но выбрать в качестве основного бизнеса торговлю моделями могут только люди, увлеченные моделизмом. «Ратибор» начал свою работу с 1996 года, сумев пережить дефолтный 1998 год. Правда, тогда ненадолго пришлось свернуть с магистрального направления в сторону торговли игрушками.
Насколько же прибылен этот вид бизнеса? Моделирование не может быть суперприбыльным из-за узости спроса в нашем регионе. Если сравнивать с центром, в Москве таких магазинов не больше десятка на 10 миллионов. Несколько иная картина за границей. Там устраивают целые модельные ярмарки - Нюрнберг, Шидзуока, Гонконг...
Не имея возможности собираться, клуб распался. А ведь занятость детей в кружках давала свои результаты: члены детской секции стали состоявшимися людьми - авиаторами и железнодорожниками, спецназовцами и т.д. Так, может, забота о молодежи должна выражаться не только в бесплатной проверке на СПИД и сифилис, а в предоставлении условий для таких вот клубов? Но это так - маленькая реплика в сторону нашей молодежной политики.
Алиса ГУСЕВА.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?
17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту
17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли
17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор
17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия
17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников
17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край
17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»
17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края
17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается
17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников
17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев