Бороться надо с поборами на жорогах. Но как?

28.10.2005 | АРХИВ | 3м. 53 c. | 169
Бороться надо с поборами на жорогах. Но как?

По сообщению пресс-службы краевого УВД, уже в ноябре, возможно, водители, нарушившие правила дорожного движения, будут платить штрафы на месте, как раньше. Распоряжение от московского начальства получено. Правда, порядок взимания штрафов претерпел некоторые изменения. Планируется, что люди в погонах выйдут на патрулирование дорог с готовыми бланками об оплате.

Надо полагать, основная цель нововведения - пресечение незаконных поборов с автомобилистов. Предусмотрена строгая отчетность: каждый бланк - заполненный, пустой или испорченный - будет на контроле. И людям благо: не надо тащиться в сберкассу, проводя там полдня. Все реквизиты с огромным количеством мелких цифр заполнены на бланке.
Наводить порядок на дорогах надо. Никто не спорит. Но сдается, мало что изменится. Порядок взимания штрафов меняется часто, но эффект практически нулевой. Всегда почему-то из поля зрения выпадает правовая сторона этого явления.
Много лет люди в погонах находятся на периферии достатка и престижа. Вот и крутятся, как умеют. Никто, конечно, такое поведение не оправдывает. Но у каждой медали, как известно, две стороны. И тот, кто дает взятку, несет равную с мздоимцем ответственность. Уголовную, между прочим. И поборы на дорогах, надо признать, в большей степени - обоюдная выгода. У кого-то нет времени по сберкассам бегать, кто-то не желает лишиться водительских прав за серьезное нарушение. Причин масса.
- В карман насильно никто не лезет, - сказал мне один автолюбитель. - Люди сами дают деньги, потому что так удобней.
Не так давно перед Краснофлотским судом предстал автомобилист, задержанный за попытку дачи взятки инспектору ГИБДД. Это дело судья отнесла к разряду беспрецедентных. В марте этого года ОВД Краснофлотского района проводило оперативно-профилактическую операцию «Контрафакт» совместно с сотрудниками ГИБДД и ОБЭП. В районе улицы Руднева милиционеры остановили микрогрузовик, которым по доверенности управлял 35-летний Видави Алиев. Остановили не случайно: на лобовом стекле отсутствовал талон прохождения техосмотра. Не оказалось его и у водителя, что является достаточно серьезным нарушением и влечет неприятные последствия: снятие регистрационных номеров. Об этом Алиеву сообщил инспектор, пригласив для составления протокола в служебный автомобиль.
Алиев неприятностей явно не желал и попытался выйти из неловкой ситуации с наименьшими потерями. А попросту предложил должностному лицу 200 рублей. Вытащил из кармана две купюры по 100 целковых и положил на переднее сиденье.
- У меня больше нет, - сказал он. - Только протокол не составляйте.
В это время к машине подошли сотрудники Краснофлотского ОБЭП и поймали нарушителя, что называется, за руку. В милицейском «уазике» находилась видеокамера, которая зафиксировала момент передачи денег.
Алиев упорно не признавал свою вину. На суде пытался оправдаться: дескать, не взятку давал, а хотел заплатить штраф на месте. Ведь раньше так и было. Какое же здесь может быть преступление, если человеку некогда в сберкассу бежать? Впоследствии он все же согласился с предъявленным обвинением. Суд вменил Алиеву статью 291 (ст.30, ч.3.2.) и назначил наказание: два года условно. Смягчающими вину обстоятельствами послужили отсутствие судимости, положительные характеристики, раскаяние в содеянном и наличие малолетнего ребенка.
Выявлением случаев дачи взяток водителями занимаются сотрудники ОБЭП. Но проводимые операции носят разовый характер (плановых мероприятий на такой случай не предусмотрено). Обэповцы реагируют лишь на поступающие от сотрудников ГИБДД сигналы. К примеру, раздается звонок: на посту у въезда в город автолюбители часто дают взятки «гаишникам». Оперативники едут, снимают на пленку, записывают на диктофон, фиксируют факт. Случается это редко, о чем свидетельствуют цифры.
По словам начальника краевого УБЭП Андрея Малова, в прошлом году было выявлено четыре случая дачи взятки, в этом - три. По всем фактам возбуждены уголовные дела и направлены в суд. Один человек получил срок. В сравнении с масштабом явления - капля в море. Будут ли осуждены остальные - неизвестно. Да и подсудимый чаще всего отделывается штрафом (от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда).
- Да и потом, если факт зарегистрирован, еще не означает, что будет возбуждено уголовное дело. Еще на стадии проверки человек, пойманный с поличным, может отделаться легким испугом. Выяснится, к примеру, что у него 10 детей, ну у кого рука поднимется его наказывать? Мы выявляем больше случаев, чем фиксирует статистика, но часто доказать, когда нет специальных аудио-, видеосредств, факт дачи взятки практически невозможно. Основные усилия сотрудников УБЭП направлены на раскрытие крупных преступлений. Представляете себе, что будет, если каждого водителя за 300-500 рублей задерживать и возбуждать уголовное дело? Учитывая размах явления, каждый третий может оказаться на скамье подсудимых.
Сотрудники ГИБДД контролируют своих работников ни от случая к случаю, а проводят плановые операции по выявлению в своих рядах взяточников. В недрах управления существует так называемый «черный список», в котором фамилии «проштрафившихся» сотрудников. За ними особый контроль. Ко всему прочему, блюдет честность гаишников управление собственной безопасности краевого УВД. Реагируют на жалобы, тревожные сигналы, проводится оперативная работа. Устраиваются негласные проверки: в роли автомобилистов выступают переодетые в гражданское сотрудники управления или их знакомые, родственники. Но что удивительно, при таком, казалось бы, серьезном подходе статистика выявленных фактов практически ничем не отличается от вышеупомянутой. По словам начальника контрольно-профилактического отдела краевой ГИБДД Юрия Крутикова, за девять месяцев этого года были уволены за незаконные поборы на дорогах пять сотрудников. Материалы проверок направлены в управление службы безопасности. Результат? Один милиционер предстал перед судом и получил срок: три года условно. Остальные уголовные дела, надо полагать, находятся в производстве.
- Вы правы, одно только изменение правил взимания штрафов мало что изменит, - считает Юрий Крутиков. - Проблему нужно решать в комплексе. Это и повышение зарплаты сотрудникам ГИБДД, и более жесткий подход к нарушителям с правовой точки зрения. А то взятки на дорогах у нас и преступлением вроде как не считаются. Хотя наказание предусмотрено серьезное.

Юлия Рудакова.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

10.05.2024 09:43
На выходных можно прогуляться с врачом и посмотреть дрифт

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов