Другая жизнь большого города

29.10.2005 | АРХИВ | 5м. 33 c. | 218
Другая жизнь большого города

В редакцию позвонил хабаровчанин. Накануне в подъезде его дома случилась драка. Обеспокоенные жильцы с большим трудом дозвонились до «02». Пока милиция приехала, драчуны разбежались.

Слышать о подобном доводится постоянно. И корреспондент отправился в дежурную часть УВД края - взглянуть и попытаться понять, как работает служба «02», почему на нее люди жалуются.
Дежурная часть УВД - за железной дверью с электронным замком, кто попало не войдет даже из своих. Внутри за стеклянной выгородкой трое дежурных офицеров, а дальше, в тесных клетушках, три девушки-оператора, принимающие звонки. Перед всеми экраны компьютерных мониторов, а на них замысловатые схемы и таблицы. Выглядит очень современно. А как работает?
И.о. начальника штаба УВД Марина Борисовна Зуева, которая привела корреспондента в святая святых, спрашивает старшего дежурного о текущей оперативной обстановке. Дежурный, глядя на экран, без запинки докладывает: столько-то и таких-то преступлений совершено, столько-то происшествий. Называет, куда наряды пока не выехали, а где уже разобрались. Откуда такая осведомленность? Зуева объясняет.
Дозвониться на «02» порой действительно непросто. Этот «горячий» номер имеет всего шесть каналов. Нужно гораздо больше, проблема решается, но не в раз. А вот реакция милиции на поступающие жалобы граждан всегда была серьезной проблемой. Сообщений сотни, обслуживают их районные органы города. Как уследить, чтобы всё делалось своевременно, по закону и по инструкции, а не спустя рукава? Пару лет назад руководство УВД решило запустить систему компьютерного мониторинга работы дежурных частей и нарядов. (Такая система, кстати, существует в большинстве развитых стран и позволяет отслеживать и корректировать оперативность и качество работы полицейских.) За разработкой программ обратились в специализированные фирмы, но те заломили такие цены, которые милиции оказались не по карману. Решить проблему (бесплатно) взялись специалисты информационного центра УВД. Сами разработали и запустили в действие все необходимые программы.
Что же происходит после того, как вы набрали «02» и связались с милицией? Сообщение немедленно автоматически регистрируется компьютером и вносится в суточную таблицу: кто звонил, в какое время, откуда, о чем, с какого номера. Звонок поступает не только операторам, но и дежурным офицерам. Причем если те ведут какой-то иной телефонный разговор, он автоматически прерывается и вклинивается «02». Сообщения о преступлениях высвечиваются на мониторах в различных цветах - чтоб сотрудники случайно не проглядели их особую значимость.
Дежурные части райорганов также оборудованы компьютерной системой. Оператор передает сообщение в тот орган, который по территориальности должен его обслужить. Там тоже всё регистрируется автоматически. А если районный дежурный по какой-то причине долго не посылает на место происшествия наряд, графа в компьютерной таблице дежурной части УВД начинает тревожно сигналить красным цветом. Тогда выясняют: по какой причине задержка? А когда вызов обслужен, районный дежурный вносит соответствующие данные в таблицу: возбудили уголовное дело, составили административный протокол или просто разобрались на месте. Благодаря чему краевой дежурный может определить, правильное ли принято решение, и поправить, если нужно. Так что народная молва о том, что звонки на «02» поступают в никуда и проходят бесследно, мягко говоря, не соответствует действительности. Другой вопрос - качество работы нарядов, выезжающих по вызовам.
О различных милицейских «проколах» писано и говорено предостаточно. Но вот дежурный объясняет корреспонденту. В сутки на «02» от населения в среднем поступает более 200 тревожных сообщений. А еще масса людей звонит напрямую в районные органы города и в ГОМы. Милиция на каждое обращение обязана реагировать. Город обслуживает в среднем около 25 машин. Хорошо, если потратили 10-15 минут на чью-то мелкую склоку. Но там, где совершено преступление да еще особо тяжкое, наряду и транспорту приходится оставаться часами. Чтобы более-менее оперативно реагировать на каждое обращение граждан, машин нужно вдвое больше. Но их нет.
И все же система электронного мониторинга практически свела на нет возможность для иного нерадивого сотрудника отмахнуться от чьей-то телефонной жалобы. Поэтому и звонить следует не в райорган или ГОМ, а именно на «02», даже если дозвониться порой нелегко. Тогда существует гарантия, что ваш сигнал непременно возымеет последствия, которые обеспечат компьютер и руководство УВД, постоянно контролирующее работу системы. А если вы не удовлетворены реакцией милиции на ваше обращение, можно круглосуточно позвонить по телефону доверия 35-45-45 и изложить жалобу, которая обязательно дойдет до высокого начальства. Только не следует путать телефон доверия с «02». Звонить сюда нужно не о происшествиях, а исключительно о кажущихся вам неправомерными действиях сотрудников милиции.
За сутки милицейский компьютер регистрирует убийства, разбои и грабежи, десятки краж, сообщения об обнаруженных на улицах трупах и прочую жутковатую информацию. Но львиную долю звонков составляет то, что принято относить в графу «прочее».
И чего здесь только нет! И кто только ни звонит: пьяные, психически больные, «шутники» всех мастей и возрастов, или просто склочные жильцы, чей половик у двери обмочила соседская кошка. Помимо преступлений, здесь бесконечные семейные скандалы; крики о помощи из соседнего дома; пьяный, спящий на земле или на скамейке; нарушение тишины в ночное время; текущие крыши и водопроводные трубы; шкодливые подростки; посторонние в комнате общежития; драки на улицах, в подъездах и квартирах и даже медведь, замеченный в черте города. Всего не перечислишь. На всё это положено реагировать и принимать меры.
В летнее время, например, настоящим бичом для населения и стражей порядка становится ночной шум, мешающий отдыхать добропорядочным гражданам, которым завтра с утра на работу. А тут подкатила на машинах к какому-нибудь кафе, казино, круглосуточному магазину или просто во двор компания развеселой молодежи и в глухую полночь устроила «автодискотеку». Мощность проигрывателей в нынешних авто такая, что слышно на километры, а совесть их владельцев измерению порой не поддается. Только в прошедшем июле от населения поступило более 450 сигналов о нарушении тишины в ночное время. Не лучше обстояло с этим и в другие летние месяцы. Милиция призадумалась: где взять сил, чтобы утихомирить каждого разгулявшегося весельчака, плюющего на окружающих? И в конце концов придумала. Сотрудники встретились с владельцами ночных заведений, которые чаще всего привлекают шумные компании. Заведения обычно имеют охрану в лице работников ЧОПов. Владельцам внушили: извольте поддерживать порядок не только в своем помещении, но и в окрестностях. И взаимопонимание было достигнуто. Если поблизости объявлялись машины с ревущими динамиками, охранники урезонивали водителей. И в большинстве случаев вполне эффективно, к помощи милиции довелось прибегать лишь изредка.
Анализ данных электронного милицейского мониторинга позволил сделать два любопытных вывода. Первый и довольно грустный состоит в том, что чаще всего жизнь себе отравляем мы сами: невоспитанностью, хамством, наплевательством на нормы морали, чужие права и интересы. Силы милиции, необходимые для борьбы с преступностью и другими серьезными правонарушениями, массово отвлекаются на разрешение конфликтов, которые вообще редко возникают в цивилизованном обществе.
Установление общественного порядка у нас недостижимо до тех пор, пока этого безоговорочно не захочет большинство населения. Ведь гражданская ответственность - отнюдь не пустой звук. Что прикажете делать, если сплошь и рядом вызвавший милицию сам же отказывается с ней сотрудничать, давать объяснения, писать заявление. Дескать, потом волокиты не оберешься, милиции доверия мало, а хулиганы могут отомстить. В этом, безусловно, есть свой резон. Но без поддержки общества любая милиция или полиция крупно проигрывает правонарушителям.
Второй вывод как раз и касается общественной поддержки. Судя по данным мониторинга, далеко не все у нас столь равнодушны и пугливы. От населения поступает масса звонков о преступлениях в стадии совершения, лицах, внушающих обоснованные подозрения, автомобилях с признаками угона и масса другой полезной для милиции информации. Благодаря этому удалось задержать немало преступников с поличным или по горячим следам, разыскать изрядное количество похищенного транспорта, раскрыть старые преступления и поймать скрывающихся от правосудия злодеев.
Наши законы и правоохранительные структуры все более напоминают западные образцы. И электронный милицейский мониторинг связи с населением - один из признаков этого процесса. Но, к сожалению, не проходит ощущение некоторой его карикатурности. Ведь в цивилизованных странах на техническое и прочее обеспечение полиции тратятся астрономические суммы. А у нас, как в случае с разработкой программ мониторинга специалистами информационного центра, чаще всё по-прежнему на голом энтузиазме. Далеко ли на нем одном уедешь?

Кирилл ПАРТЫКА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов