Если есть проблемы

10.11.2005 | АРХИВ | 9м. 10 c. | 233
Если есть проблемы

Редакция «Тихоокеанской звезды» провела очередную «горячую линию». На вопросы читателей отвечала педагог-психолог перинатального центра Ирина Михайловна Донкан. И хотя заранее была заявлена тема «Проблемы адаптации детей в школе», вопросы вышли далеко за рамки темы. И это еще раз говорит о том, что разговор был нужным.

- Наша Светочка шла в школу с радостью. Мы были уверены, что она будет лучшей ученицей. Но проблемы начались уже через неделю. Она не хочет идти в школу, стала капризной, нервной, злой. Мы понимаем, что должен пройти какой-то период привыкания. Но не бесконечно же ему длиться!
- Адаптация - это приспособление организма к условиям окружающей среды. И любой первоклассник в большей или меньшей степени «болеет», приспосабливаясь к новому коллективу, новому режиму дня, новым обязанностям. У одних этот период длится 2-3 недели (легкая степень), у других - до трех месяцев (средняя степень). Тяжелая степень адаптации тянется до полугода. Сложнее всего этот период преодолевают дети, не готовые к обучению.
- Но Светочка умеет читать и считать, даже пишет некоторые буквы. Мы были уверены, что все у неё пройдет успешно.
- Когда мы говорим о готовности к обучению, меньше всего имеем в виду умение читать и писать. Речь идет об умении быть усидчивым, уметь слушать, подчиняться, выполнять задания и строить отношения с одноклассниками. Возможно также, что у девочки есть нарушения эмоционально-волевой сферы. Об этом говорят тревожность, агрессивность, повышенная эмоциональность. Вам необходимо поговорить с классным руководителем, поделиться с ним мыслями, взять его в союзники. Потому что именно учитель наблюдает ребенка в среде сверстников. Далее, вы должны исключить неврологические заболевания. И третье - виновны могут быть какие-то социальные причины, по которым ребенок не хочет посещать школу. Возможно, проблемы есть в семье.
- С первых же дней сентября моего сына-первоклассника ставят в угол. Плохо себя ведет, выкрикивает с места, болтает. Пересадили за последнюю парту.
- Вероятнее всего, у вас гиперактивный ребенок. Излишне подвижный, сам не может успокоиться. Пики гиперактивности приходятся на возраст одного года, 3-4 лет, 7-8 лет, и к подростковому возрасту гиперактивность чаще всего проходит. Гиперактивность связана с нарушением биохимических процессов коры головного мозга. То есть функций контроля и торможения. Истоки ее нужно искать в младенческом возрасте. Если ребенок развивается физически нормально, если он смышлен и забавен, его гиперактивность воспринимается родителями как милая непоседливость. Проблемой это становится в школьном возрасте. В чем же здесь опасность?
В том, что хотя к подростковому возрасту гиперактивность исчезает в 99 процентах случаев, к этому времени формируются не самые лучшие поведенческие навыки. И именно такие подростки склонны к опасным привычкам - курению, употреблению алкоголя. Они же подвержены влиянию дурных компаний. Поэтому вам нельзя пускать ситуацию на самотек. Бесполезны будут разговоры с ребенком о его поведении. Нужно обратиться за консультацией к психологу.
- Я знаю, что у моего 12-летнего сына есть проблемы, но боюсь идти к психологу. Поставят на учет, а потом что? Узнают одноклассники - скажут, что псих?
- Вы путаете психолога, психиатра, психотерапевта, врача-невропатолога. Никто не поставит вашего ребенка на учет. Психолог может определить уровень психического развития и выявить нарушение эмоционально-волевой сферы. Вместе с вами разберется в мотивах поступков вашего ребенка, объяснит вам его (и ваше) поведение, предложит варианты выхода из трудной ситуации.
А врач-психиатр смотрит интеллектуальное развитие ребенка, наличие психических заболеваний. Врач-невролог лечит заболевания нервной системы. Поэтому не сомневайтесь - обращайтесь к психологу. Хорошо, что вы осознаете необходимость этого.
- Сын в школу шел с желанием. Теперь за уроки садится со слезами. Пишет коряво, каждый день у нас слезы и ругань. Я кричу на него, он бросает ручку: «Ну и пиши сама, если умеешь!». Не знаю, что делать.
- Как я поняла, вас тревожит то, что у ребенка проблемы с письмом. Возможно, здесь нужна помощь логопеда и психолога.
- Но у него нет проблем с речью, все звуки произносит.
- У него нет проблем с устной речью. Многие родители думают, что к логопеду нужно обращаться, если ребенок не выговаривает какой-либо из звуков. Это не так. Нелады с письменной речью - тоже работа логопеда. В любом случае вам нужно обратиться к помощи специалиста. Едва ли вы сами сможете справиться с проблемой. К тому же, как вы сами говорите, терпения у вас не хватает. Постоянные ссоры с сыном по поводу корявых строчек только усугубят ситуацию и отобьют у ребенка охоту к учебе.
- Моему внуку два года. Живем с дочкой вместе, постоянно конфликтуем. Мальчик стал часто плакать, нервничает. Я понимаю, что мы виноваты в этом сами. Но не могу перебороть себя и не реагировать на неубранные вещи, немытую посуду, хамский ответ дочери.
- Любой конфликт строится по определенной формуле: конфликтная ситуация плюс конфликтоген. Если убрать одно из составляющих, конфликта не будет. Конфликтную ситуацию убрать нельзя - разъехаться, как я поняла, вы не можете. Хотя это было бы идеальным решением проблемы. Конфликтоген - это слово, действие, взгляд, жест, которые являются искрой. Вы согласны, что иногда достаточно одного слова, чтобы произошел взрыв? И, говоря это слово, знаете, что взрыв обязательно последует. Ждете его и подсознательно хотите этого. Потому что наивно верите, что сможете вскрыть нарыв, зато потом все будет чисто. Но это не так. Потому что конфликтная ситуация никуда не делась. Но сама ситуация - проживание вместе - без «искры»-конфликтогена не приводит к конфликту. То есть единственное, что вы можете сделать, - не допустить «искры». И именно вы должны уступить, потому что понимаете опасность и потому что вы мудрее в силу жизненного опыта. Нужно призвать на помощь чувство юмора. Не хватает юмора - старайтесь не услышать грубого слова, не ответить на него. И не считайте это слабостью. Смирить свою гордыню - сила. Объясните себе, что нужно учиться быть более гибкой. И дочь обязательно оценит это, и сама будет учиться сглаживать углы.
- Сын-второклассник кусает детей, бьет их. Это было и в первом классе. Родители пострадавших детей звонят мне домой, уже обращались к директору: требуют, чтобы моего сына убрали из класса.
- Это может быть связано с наличием психо-неврологического заболевания. Или у ребенка недостаточно сформированы навыки общения. Третий вариант - агрессивное поведение родителей в семье. Четвертый - родители не предъявляют ребенку адекватных требований, и он не знает, как вести себя в той или иной ситуации. И в качестве защиты может возникать агрессия. То есть в подсознании ребенка: «Если веду себя так - последствия хотя бы предсказуемы». Вам нужно определиться с причиной, потом уже работать дальше. Очень часто с такими детьми неверно ведет себя и учитель. Ребенка начинают ругать и стыдить. И у него укрепляется защитная манера поведения на осуждение - огрызаться и кусаться. Общаясь с таким ребенком, нельзя употреблять отрицательных слов. Для того, чтобы расположить мальчика к себе, разговор с ним нужно начинать так: «Я тебя понимаю… тебе плохо… ты, наверное, подумал… ты абсолютно прав… я тебе сочувствую… давай с тобой попробуем…». И не употреблять в разговоре отрицательных слов: «Нет… нельзя… не знаю… не хочешь… не можешь…». Потому что такой ребенок имеет очень маленький набор эмоциональных реакций. Как защищаться агрессией, он знает. А вот как вести себя, когда на тебя не нападают, ему нужно учиться. И если по отношению к нему демонстрируют понимание и любовь, он теряется. Нужно учить его другой манере поведения.
Оборотная сторона этой медали - ребенок, которого все обижают. Это не менее тревожно и тоже требует консультации психолога. Некоторые родители, особенно папы, которые считают себя хорошими воспитателями, говорят: «Не будь мямлей, рохлей, слабаком… дай сдачи…». Это может только навредить. Подумайте, кто может вырасти из такого малыша.
- Моя дочь учится во втором классе. Ведет смертный бой с одноклассницей. Они обе - яркие лидеры. И друг другу не уступают. Ни в учебе, ни в активности. Как помирить девочек?
- Здесь многое зависит от классного руководителя. И вам нужно поговорить с учителем об этой проблеме. Чтобы лидеров не сталкивали лбами, не хвалили одну в пику другой, не позволяли классу развалиться на две группировки. Важно найти каждой из них дело, поручение. И направление поручений чередовать. Во многих образовательных учреждениях есть «Школа лидера». Конечно, это объединение старшеклассников. В начальной школе важно сохранить в ребенке лидерские качества, но не допустить, чтобы оно приняло уродливые формы. Ведь лидер - это ценность. Нельзя разбрасываться такими людьми. Вам обязательно нужно загрузить ребенка вне школы, чтобы девочка могла еще где-то себя реализовать. Запишите ее на танцы, в спортивную секцию, в музыкальную школу - смотрите по способностям и желанию. Ребенок сможет быть успешным где-то еще, жажда лидерства немного сотрется и приобретет только позитивную окраску. Но в любом случае поощрять соперничество девочек нельзя.
- Моему ребенку 9 лет, он не выговаривает звук «л». Учитель сказал, что это не к логопеду, а к психологу. Он прав?
- Вспомните, наверняка учитель говорил вам еще что-то. Возможно, отклонения в поведении, тревожность, нервные заикания, тики? Понаблюдайте за сыном, еще раз поговорите с учителем. Что он имел в виду, когда говорил, что логопед не поможет? Возможно, вашему ребенку нужно лечение, а проблемы с речью - только следствие неврологической патологии.
- Да, иногда у него бывает - расшвыривает одежду, пинает игрушки, устраивает истерику.
- Это как раз подтверждает мои предположения. Скорее всего, у мальчика комплексная проблема и нужна помощь всех трех специалистов: психолога, логопеда, невролога.
- У меня дочь давно вышла из школьного возраста, она студентка. Веселая, коммуникабельная. Но очень быстро возбуждается, молниеносная смена настроений, может истерично разрыдаться на пустом месте.
- Повышенный уровень тревожности. Проверьте здоровье вашего ребенка.
- У нее проблемы с эндокринной системой.
- Ей обязательно нужно привести здоровье в порядок. Потом уже смотреть дальше. Она конфликтна?
- Нет, никогда не идет на ссору. Она с раннего детства в спорте, где ее приучили молчать и выполнять. У нее был очень жесткий тренер. Может быть, именно поэтому у нее так расшатана нервная система?
- Скорее, это как раз мудрая защитная реакция организма - так она научилась уходить от конфликтов. В любом случае сначала займитесь здоровьем. Возможно, у нее гормональные проблемы.
- С моей 15-летней дочерью беда. Она в постоянном конфликте со сверстниками, часто плачет, не хочет ходить в школу, не хочет разговаривать и со мной. Очень недовольна своей внешностью, иногда даже не хочет смотреть в зеркало. Хотя девочка симпатичная. Я очень боюсь за нее. Несколько раз прорывались фразы, что она не хочет жить.
- Ситуация тревожная. И нужно понять, что происходит с девочкой. Здесь три варианта. Первый - кризисная ситуация в семье. Второй - попала в плохую компанию и не может выбраться, или вступила в локальный конфликт с группой одноклассников. Третий - проблемы в общении были и раньше, но не принимали угрожающих форм, и вы их проглядели, не придали им значения.
- У нас, скорее всего, третий случай.
- Тогда, возможно, у вашей девочки не были своевременно развиты необходимые навыки общения. К подростковому возрасту ситуация усугубилась. Вы назвали ряд признаков, которые говорят именно об этом. Сейчас проблемы встали крупным планом. Боюсь, сами вы не сможете справиться с ситуацией. Она настолько тревожна, что решать ее по телефону нельзя. Да это и не имеет смысла. И нельзя терять времени. Обратитесь к школьному психологу. Пусть он поговорит с вашей девочкой. А после этого вам нужно будет с ним встретиться и подумать, что делать дальше.
- У меня такой вопрос: зачем вообще нужны психологи? Деньги из людей выкачивать? Прожили мы жизнь без психологов, и бабки наши без них жили. Вам не кажется, что вы на пустом месте создаете проблемы?
- Если вы сломали руку - идете на прием к хирургу. Болит зуб - к стоматологу. Никто ведь по старинке не идет к бабке, чтобы заговорить флюс. Оказание психологической помощи - вещь еще трудная для восприятия некоторых людей. Если у человека депрессия, если он не может выпутаться из конфликта, если не может наладить взаимоотношения с близкими людьми - это все показания к тому, что вам нужно остановиться и разобраться, разложить ситуацию по полочкам. Для этого и нужен психолог, ведь иногда человеку достаточно просто понять, что с ним происходит. Мы живем не в том мире, в котором жили наши деды. Изменилось многое, изменился и сам человек. Другими стали наши дети. И сегодня без помощи психолога бывает трудно решить многие проблемы, уловить то пограничное состояние ребенка, которое может сильно изменить его судьбу. И не в лучшую сторону. Причем есть вещи, на которые родители совершенно не обращают внимания. Например, это проявления тревожности. У нас была ситуация, когда в центр поступил ребенок. Специалисты обратили внимание на то, что у мальчика тики. Причем это выражалось в форме покашливания, подрагивания век. И со стороны мамы последовала странная реакция: какой, мол, психолог, зачем психолог? Сейчас вот дам ему подзатыльник - и все пройдет. Когда стали работать с ребенком дальше, выяснили, что у него серьезное неврологическое заболевание. Ему потребовалось длительное лечение. Был другой случай, когда к нам обратилась учительница. Нормальный ребенок перестал учиться, отвечать на уроках. Причем это происходило постепенно, усугубляясь с каждым месяцем. На контакт мальчик не шел. Оказалось, что два года назад у него на глазах повесился отец. И это оставило такой глубокий след в психике ребенка, что он стал заикаться. Сначала не сильно, но это прогрессировало. И в конце концов стало настолько тревожить ребенка, что он совсем перестал разговаривать. Согласитесь, с такой проблемой трудно справиться самостоятельно.
- Моей дочери три года. И я вижу, что есть проблемы. Девочка часто нервничает, капризничает, по ночам часто просыпается с плачем, бьет и толкает родителей. Как можно попасть на прием к психологу?
- Возможно, в вашем детском саду есть психолог. Поинтересуйтесь у воспитателя. Если нет - можете обратиться в перинатальный центр (ул. Истомина, 85), центр психолого-педагогического сопровождения «Надежда» (ул. Калинина, 96), краевой медико-педагогический центр (ул. Флегонтова, 5А). Консультации бесплатны.
Школьникам еще проще. Во всех школах города психолог есть обязательно. Он работает по расписанию, которое легко выяснить. И еще: планируя посещение психолога, будьте готовы ответить на вопросы, как протекала беременность, как прошли роды, как развивался ваш малыш, каково его социальное окружение. Это не праздные вопросы. Психологические проблемы не случаются вдруг. Они наслаиваются, становятся неподъемными. И порой для того, чтобы добраться до сути, нужно провести очень долгую и кропотливую работу.
Записала

Елена Тихонова.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов