Огромное небо Острякова

05.10.2006 | АРХИВ | 3м. 43 c. | 350
Огромное небо Острякова

«Если бы меня попросили назвать лучшего командира и человека среди летного состава Военно-морского флота, - писал в своей книге «Накануне» известный адмирал Николай Герасимович Кузнецов, - я назвал бы генерал-майора Острякова. Я убежден, что ни один летчик не будет оспаривать этого. Героизм, скромность, умение, хладнокровие и беззаветная преданность Родине - вот это Остряков».

Что же за человек это был? Коля Остряков родился 17 мая 1911 года в Москве. Жили они на улице Старая Башаловка, ныне это улица Марины Расковой. Его отец погиб в Первую мировую войну, когда Коле было 3 года. В восемь лет мальчик пошел учиться, в десять - стал пионером, а в четырнадцать - комсомольцем. Детство было трудным, мать работала на пошивочной фабрике, в семье были большие трудности. Коля хорошо это понимал и старался помочь маме. Собирал в лесу хворост для топлива - лес от них в то время был недалеко. Ходил с саночками к железнодорожной станции, где помогал приезжим подвезти багаж. За это ему давали кусок хлеба, а иногда и кусочек сала.
Учился Коля хорошо, дорожил знаниями, был любознательным, любил технику. Он неплохо рисовал, играл на струнных инструментах. Его мандолина и рисунки хранятся сегодня в музее города Севастополя…
Окончив семилетку, Коля Остряков поступил на завод «Красный металлист» - сначала учеником, а затем стал слесарем.
В конце 1925 года ЦК комсомола направляет его на строительство Турксиба, где он участвовал в сооружении моста через реку Или. В начале 1930 года вернулся в Москву, поступил на работу слесарем в автопарк, научился водить автомашину, получил права водителя и вскоре сам водил автобус от Курского вокзала до Сетуни. В 1932 году поступил в летно-инструкторскую школу Осоавиахима в Тушине, окончил ее и был оставлен после выпуска инструктором-летчиком. Здесь в Тушино создается первая в стране высшая парашютная школа под началом летчика Я.Д. Машковского. В эту школу перешел Остряков на должность летчика-инструктора и заместителя начальника школы. Он обучал молодежь парашютному делу, выполнял задания парашютного завода по испытанию новых конструкций парашютов.
18 августа 1933 года на первом авиационном празднике в Советском Союзе Остряков показал затяжной прыжок с трех тысяч метров и приземлился точно в квадрате приземления. Он совершил около 400 высотных и затяжных прыжков, из них 170 с экспериментальными целями. В 1934 году Остряков получает звание «Мастер парашютного дела СССР». В этом же году его командировали на Украину для развития массового парашютного спорта. В 1935 году за выдающиеся заслуги, мастерство и отвагу был награжден орденом Красной Звезды.
В декабре 1936 года Остряков добровольцем уехал в Испанию, где стал летчиком интернациональной бригады. Здесь он 250 раз поднимался в небо Испании на своем самолете, бомбил технику, военные корабли фашистов. Особо отличился в боях под Гвадалахарой. Скоро вырос до командира звена, а потом и до командира авиационной эскадрильи. Он сбил три фашистских самолета, тяжело повредил фашистский линкор «Дойчланд». За проявленные мужество и отвагу Н.А. Остряков был награжден двумя орденами Красного Знамени.
Вот что писал в книге «Меняю курс» бывший командующий авиацией республиканской Испании Идальго де Сиснерос: «20 мая 1937 года бомбардировщик «СБ», пилотируемый советским летчиком-добровольцем Н.А. Остряковым, встретился в Средиземном море с германским линкором «Дойчланд», открывшим по его самолету зенитный огонь. Остряков решил, что это корабль мятежников, вступил с ним в бой и сбросил на него две бомбы (у Острякова их и оставалось только две). В результате «Дойчланд» был серьезно поврежден, 22 человека из его экипажа были убиты и 83 ранены».
В мае 1939 года Остряков был переведен на Дальний Восток, где командовал 29-й авиабригадой Тихоокеанского флота. Скоро по уровню боевой подготовки его часть заняла одно из передовых мест в авиации Военно-морского флота. В конце 1939 года Острякова назначают заместителем командующего авиацией Тихоокеанского флота. И здесь он учит летный состав тому, что необходимо было знать и уметь на войне. Он побывал за короткое время во многих авиагарнизонах - на Амуре, на Красной Речке, в Быстринске, там, где базировались и самолеты Краснознаменной Амурской флотилии. Старший инженер авиаэскадрильи, ветеран-амурец Михаил Иванович Швырлов, вспоминая о встрече с Остряковым, рассказывает: «Это был внимательнейший, сверхтактичный человек, тонко разбирающийся во всех вопросах, связанных с летной подготовкой и жизнью в авиагарнизонах».
Перед войной Остряков закончил командные курсы Военно-морской академии и в мае 1941 года снова вернулся к месту службы - на Дальний Восток. Здесь его застает весть о вероломном нападении фашистов на нашу Родину. Остряков рвется на запад сражаться с ненавистным врагом. В октябре его просьбу удовлетворяют, он вылетает в Севастополь на должность командующего Военно-воздушных сил Черноморского флота.
Остряков храбро дрался с фашистами, сбивал их над крымской землей, сопровождал своих летчиков на боевые задания, оберегал и учил молодежь. Сам имел свыше 400 боевых вылетов.
24 апреля 1942 года Остряков погиб при обороне Севастополя. В тот весенний день Остряков, его товарищ по Испании генерал Коробков, представитель Ставки, прибыли на один из оборонных объектов Севастополя, куда фашистские летчики систематически совершали налеты. Хотя в этот день ничто не предвещало беды. Но вдруг, как по наводке, появилась шестерка немецких бомбардировщиков, обрушивших на объект свой удар. От разрыва одной из бомб погибли Остряков, Коробков и другие - всего более десяти человек.
За образцовое выполнение боевых действий и проявленный в боях героизм Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 14 июня 1942 года Н.А. Острякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Н.А. Остряков в Севастополе на кладбище Коммунаров. Памятники генералу Острякову установлены в Крыму и под Владивостоком. Его именем названы проспект во Владивостоке, парк в Артеме, а 29-я авиабригада Тихоокеанского флота, которой он командовал в 1939 году, сегодня числится как дивизия имени Н.А. Острякова.

В. КОРЯКОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов