Каждому по квартире не подаришь!

14.11.2006 | АРХИВ | 6м. 26 c. | 222
Каждому по квартире не подаришь!

Есть люди, которые любят писать жалобы. Но таких мало. Для большинства людей вступление в переписку с властью - шаг вынужденный и, пожалуй, даже отчаянный. В самом деле: только хроническая неразрешимость проблемы заставляет гражданина слать призыв о помощи в разные инстанции. Но и это помогает не всегда.

Вот почему вступивший 2 ноября в силу новый федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» привлек такое пристальное внимание общества. Заставит ли закон повернуться чиновника лицом к чаяниям граждан? - вот основной вопрос, который волнует наших читателей. С ним мы и пришли к начальнику службы по работе с обращениями граждан губернатора и правительства Хабаровского края Александру Салтыкову - человеку, который занимается «разбором» жалоб вот уже 15 лет и, пожалуй, лучше всех знает, что в этом смысле день грядущий нам готовит.
- Александр Иванович, почему возникла необходимость принятия целого федерального закона, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан? Ведь сам по себе этот порядок существует уже много лет. Быть может, он показал свою несостоятельность?
- Нет. Все дело в том, что до сих пор мы руководствовались в своей работе указом Президиума Верховного Совета СССР, принятом еще в 1968 году. С тех пор других документов, существенно корректирующих порядок рассмотрения обращений граждан, не было. А ведь времена-то менялись. Особо остро необходимость принятия нового закона встала в 1993 году с принятием Конституции РФ. Ведь ее 33 статья прямо указывает на то, что граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Получилось, что конституционная норма есть, а законодательного ее обеспечения нет.
- И в таком состоянии мы прожили целых 13 лет?
- Конечно, еще в те годы Госдума России рассматривала вопрос о принятии такого закона. Причем трижды. Но тогда законопроект был отклонен президентом. Возобновилась работа над ним лишь недавно, и вот в мае этого года закон был принят, а на днях вступил в силу.
- И всех нас ждут радикальные перемены?
- Я бы так не сказал. Конечно, в законе есть положения, которые являются для нас новыми. Но в целом его смысл в том, что впервые в российской истории внесудебные формы защиты личности обрели закрепленные юридически очертания. Если же в общих чертах, то сама система работы с обращениями граждан осталась прежней.
- Помнится, раньше чиновник обязан был ответить на обращение гражданина в течение месяца…
- Сейчас, как прописано в законе, «в течение 30 дней». Большого разночтения, как видите, нет. Правда, если раньше в исключительных случаях мы могли продлить рассмотрение обращения на срок до 20 дней, то теперь - до 30.
- Итого - в исключительных случаях - получается целых 60 дней?!
- Не волнуйтесь, закон фиксирует сроки работы с обращениями граждан на всех технологических этапах. Чем может быть вызвана более длительная работа по обращению? Например, необходимостью запрашивать в различных органах необходимые документы. Кстати, закон впервые предоставил гражданину право обращаться к чиновнику с просьбой об истребовании в различных органах необходимых документов. И чиновник теперь не имеет права отказать ему в этом, что, думаю, очень важно. Предусмотрена законом и такая норма, как рассмотрение обращения с выездом на место, что также должно укладываться в определенные сроки.
- Очень много нареканий у людей всегда вызывало то, что вышестоящий орган мог переправить жалобу «на исполнение» в тот самый орган, на который жалуются.
- Сейчас в законе четко прописано, что направлять жалобу в тот орган, действие (или бездействие) которого обжалуется, запрещено.
- Еще один «болезненный» момент - чем дело заканчивается. В народе даже слово специальное прижилось: «отписка». Александр Иванович, у вас есть статистика, сколько обращений граждан заканчиваются, так сказать, «положительным решением» их проблемы?
- Конечно, есть. «Положительное решение» принимается, в среднем, по 40 процентам обращений.
- А остальные 60?
- Получают те самые «разъяснения». Например, если на нашем уровне мы не можем решить их проблему.
- Можно привести такой пример?
- Конечно. Если взять данные за девять месяцев этого года, то 18 процентов обратившихся в правительство края просят решить проблемы социального обеспечения. Из них очень многие жалуются на низкие пенсии. Просят «подтянуть» их хотя бы до прожиточного минимума. Но как эту проблему можно в одночасье ликвидировать на краевом уровне, если это вообще беда для страны?
- Кстати, по обращениям наверняка можно судить и о том, какая самая главная общая беда для жителей края?
- Можно. И статистика говорит о том, что и в этом мы едины со всей страной. 38 процентов обратившихся просят правительство и губернатора края решить вопросы жилья и жилищно-коммунального хозяйства. Но понятно, что взять и подарить всем нуждающимся по квартире не может никто. Что же касается проблем ЖКХ, то они бывают разные. Что-то действительно можно решить только на краевом уровне. Но просить правительство наладить канализацию на жилмассиве бесперспективно: просто не по адресу. Это находится в компетенции муниципальных органов власти. Туда и надо обращаться. Другое дело, если люди туда уже обращались, но не были услышаны. Тогда они, конечно, имеют право указать на бездействие местных властей в вышестоящие органы власти.
- Но наш человек часто думает так: чем «выше» направлена жалоба, тем больше можно рассчитывать на результат. Чем писать в мэрию - лучше сразу губернатору. Или, еще вариант, - президенту России.
- И совершенно напрасно. Так обращение только дольше будет кочевать по инстанциям. Недавно был случай: в правительство края пришло обращение из Ванинского района. И точно такое же было направлено президенту России. Так вот, на нашем уровне изучение ситуации уже подходит к завершению, а из администрации президента России к нам только приходит письмо для рассмотрения.
- Много «возвращается» в край жалоб из Москвы?
- Цифра в среднем каждый год одна и та же. Из всех обращений граждан, которые мы регистрируем, около 13 процентов - те, которые возвращаются для решения в правительство края из администрации президента России, правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации. Конечно, пока обращение дойдет до Москвы, пока его рассмотрят и направят обратно в Хабаровский край - времени больше уходит. Тем более, что в администрацию президента приходит просто вал писем: их попробуй обработай! Это надо иметь в виду.
- То есть первое, что должен знать человек, решивший направить жалобу, - верный адрес.
- Так точно. Кстати, хочу подчеркнуть, что и новый закон устанавливает обязанность чиновника рассматривать обращения граждан, «поступивших по компетенции». Если проблемы бытовые, касающиеся ЖКХ, - это в округ или в мэрию. В правительство края следует обращаться по проблемам краевого уровня. Например, где-то на местах не выполняются положения краевой программы социального обеспечения граждан...
- Давайте вообще уточним круг ответственных лиц, которых касается закон.
- Как сказано в законе, гражданин может направить обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
- С первым и вторым более-менее ясно. А вот что такое «должностное лицо»? Например, начальник домоуправления - должностное лицо?
- В законе, конечно, дается разъяснение. Цитирую: «должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления». Но сами видите, что формулировка, к сожалению, слишком широкая. Сегодня мы ждем из администрации президента России комментарии к закону. Кое-где есть неясности даже для нас. Что уж говорить про людей, далеких от юридических тонкостей.
- А имеет ли чиновник право вообще проигнорировать обращение гражданина?
- Закон оговаривает эту возможность в ограниченном ряде случаев. Разумеется, если в обращении нет адреса и фамилии заявителя. Или если в обращении содержатся нецензурные выражения и угрозы. Еще момент: если в нем содержится вопрос, на который гражданину ранее «многократно давались письменные ответы». И хочу особо обратить на это внимание людей - если текст обращения написан настолько неразборчиво, что не поддается прочтению. Так что сразу совет: пишите разборчиво! Бывают еще моменты, когда чиновник просто не имеет права решать проблему обратившегося гражданина. Например, мы не можем «отменять» решения суда, даже если оно кажется заявителю несправедливым. Или бывает, что невозможно дать ответ по существу, не разгласив при этом сведений, составляющих государственную тайну. Но в таких случаях мы все равно обязаны направить человеку письмо и объяснить, по каким причинам не можем помочь.
- Вот еще характерная проблема, которая волнует людей: написал письмо губернатору, а получил ответ от министра или его зама!
- Но решать-то проблему по поручению губернатора все равно будут в профильном министерстве! Но, конечно, если проблема не сложная, то наша служба может сразу расписать ее рассмотрение в соответствующее министерство или ведомство. Вот один из свежих примеров: люди написали, что на опасном перекрестке нет дорожных знаков. Зачем с этим к губернатору идти? Мы направили в УВД. Все, они уже установили там знаки.
- Но разве это уровень правительства края - заниматься дорожными знаками на каком-то там перекрестке?
- По-хорошему - нет. Но в данном случае заявители уже обращались в местные органы власти и безрезультатно. В случае бездействия местных органов власти, как я уже сказал, обращаться выше - право граждан.
- А ответственность чиновника за бездействие или «неправильное» действие вообще-то предусмотрена?
- Предусмотрена. Как говорится - в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от того, что именно сделал не так или не сделал вообще чиновник. Кроме того - и это очень важно - закон прямо указывает на то, что в случае незаконного действия или бездействия чиновника по обращению гражданин имеет право на возмещение причиненных этим ему убытков и компенсацию морального вреда. Так что в случае чего - вооружайтесь законом и идите в суд.
- Интересно, все ли чиновники об этом знают?
- Не сомневайтесь, все. Перед вступлением закона в силу мы собрали всех, кто работает с обращениями граждан в Хабаровском крае, на семинар-совещание и всем популярно все разъяснили. Никого, кто остался бы в неведении, нет.

Беседовала Ольга НОВАК.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов