В поисках «большого уха»
поиск
17 ноября 2025, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В поисках «большого уха»

03.08.2010
Просмотры
458
В поисках «большого уха»

Нынешней осенью в Хабаровске начнет работать новый телефон доверия. Он создан специально для поддержки детей, оказавшихся в трудных жизненных условиях, на базе городской комиссии по защите прав детей.

- Звонки поступают уже сейчас, - рассказывает главный специалист отдела управления по социальным вопросам, секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Лариса Кононенко. - Обращаются и дети, и их родственники. По недавнему звонку 18-летнего юноши мы выезжали, чтобы разобраться в ситуации.
Всего в настоящее время в Хабаровске действует три телефона доверия, кроме того, различные организации проводят «горячие линии», куда можно обратиться со своей проблемой.
Ежедневно на каждый телефон доверия поступает от 20 до 80 звонков. По статистике телефонистов, женщины звонят чаще, чем мужчины, большинству абонентов от 20 до 40 лет. Проблемы, с которыми обращаются на телефон доверия, разнообразны: молодых волнуют отношения с противоположным полом и с родителями, люди более зрелого возраста беспокоятся по поводу работы, старики жалуются на одиночество и материальную неустроенность.
- Телефон доверия - это «большое ухо», - говорит телефонист Елена Доминикова. - Когда-то он начинался со священника, который обнаружил, что большинство самоубийств происходят ночью. Священник написал на листочке номер телефона церкви и расклеил в своей округе. Это был первый телефон доверия.
В Хабаровске первым «большим ухом» стал молодежный телефон доверия, который создали в 1991 году. Краевой телефон доверия родился в декабре 1994 года.
Для того, чтобы стать телефонистом, необходимо пройти курсы (50 часов), где люди получают навыки работы с абонентом.
- На телефоне работают профессиональные психологи, психотерапевты и студенты-психологи 4-5 курсов , - объясняет Елена Доминикова. - Звонок на телефон доверия - не психотерапевтическая консультация. Психотерапевт вступает в зону близкого контакта с клиентом, а телефонист имеет дело с проблемой, о которой человек хочет рассказать.
К телефонистам предъявляют определенные требования: возраст не менее 20 лет, умение слушать, правильно выражать свои мысли. Есть ряд запретов, которые телефонист обязан выполнять: анонимность (все телефонисты работают под псевдонимами), конфиденциальность полученной информации, стараться избегать советов и никогда не встречаться с абонентом в реальной жизни.
Последнее важно потому, что с телефонистом, как правило, хотят встретиться люди не всегда уравновешенные и адекватные. Поэтому на молодежном телефоне доверия телефонисты работают на втором этаже, чтобы до них было непросто добраться.
Краевой телефон доверия раз в год проводит набор на курсы телефонистов, берут по 18-20 человек. Считается, что для начинающего психолога или психотерапевта это первая ступень в профессии. Лучшего места, где можно научиться внимательно слушать собеседника, не найти.
Главные задачи телефониста: выслушать и информировать, причем звонков по поводу нужной информации намного больше.
- Пять тысяч звонков в год от тех, кто хочет, чтобы его просто выслушали, и 13 тысяч звонков с просьбой дать ту или иную информацию, - подводит итог 2009 года заместитель директора краевого телефона доверия Наталья Байбородова.
Правда, сейчас, отмечают все телефонисты, поток звонков снизился. Частично это объясняется тем, что народ массово ринулся в Интернет, где профессиональные психотерапевты и любители дают советы. Краевой телефон доверия, проанализировав эту ситуацию, планирует в будущем перейти на программу «Skype», пока голосовую.
Часть звонков «забирают» «горячие линии», которые проводят различные государственные структуры. Начал работать единый детский телефон доверия, который находится в Москве. Его предложили подключить к молодежному телефону доверия и сделать бесплатным для абонентов.
- Звонить сейчас дорого, - считает исполнительный директор хабаровской краевой ассоциации «Планирование семьи» Ирина Таенкова. - Подростки не всегда могут рассказать о своей проблеме со стационарного телефона. Если звонки входящих абонентов будут бесплатными, уверена, начнут звонить больше. К тому же в Хабаровском крае нет телефонов доверия, поэтому в небольших городах и селах единый детский телефон доверия будет очень нужен.
Подготовила Марина Литвинова.
Фото Сергея Плотникова.