Милицейская быль про старый автомобиль...
поиск
8 ноября 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Милицейская быль про старый автомобиль...

10.09.2010
Просмотры
437
Милицейская быль про старый автомобиль...

Истории про угоны автомобилей за свои 56 лет работы водителем общественного транспорта Сергей Александрович Амосов слышал десятки раз. И был уверен, что стражи правопорядка либо не умеют, либо просто не хотят искать краденые машины. До тех пор, пока его самого чуть было не записали в автомобильные злоумышленники.

А началось все с обычной процедуры техосмотра, на который он пригнал в ГИБДД свой ГАЗ-69.
Биография этой машины примечательна: Амосову, как передовику производства, руководство ХПОПАТ, где он работал водителем автобуса, помогло встать в горисполкоме в очередь на покупку автомобиля. Через 4 года Сергею Александровичу предложили машину ГАЗ-69 1960 года выпуска, которая уже успела послужить прежнему хозяину 20 лет. Он с радостью согласился. Оформил в собственность, зарегистрировал в ГАИ, получил технический паспорт.
В 1989 году решил заменить двигатель на своей «старушке» на более мощный. Как человек законопослушный и педантичный, первым делом сходил в ГАИ, узнал, что для этого нужно. Поскольку с запчастями в те годы тоже было туго, двигатель собирал сам из отдельных деталей, купленных в магазине. Чеки потом предоставил в технический отдел дорожной инспекции. Там сделали пометку в техническом паспорте и отпустили с миром.
А через год на очередном техосмотре пояснили, что в связи с новыми правилами владельцы агрегатов, не имеющих заводских номеров, обязаны выбить на них свои инициалы, все это сфотографировать, предоставить «карточки» в инспекцию. Все это Сергей Александрович сделал и без проблем проходил все последующие технические осмотры вплоть до июля 2010 года.
У заветного «окошка» ГИБДД 73-летний пенсионер оказался только через трое суток томительного ожидания в очереди. Вместе с документами сдал старые номерные знаки автомобиля, которые нужно было поменять. Там «покумекали» и отправили его в другой кабинет, как оказалось, к дознавателям.
- Никогда не приходилось сталкиваться с правоохранительной системой, - признается Амосов, - поэтому просто опешил: со мной разговаривали так, как будто я преступник, угнал машину и теперь должен оправдываться. Допытывались, почему двигатель без номеров, хотя информация об этом записана в техническом паспорте. В итоге изъяли все документы на машину и предложили через недельку-другую явиться в 9-е отделение милиции для выяснения.
Самое удивительное в этом инциденте то, что никто из сотрудников ГИБДД в глаза не видел автомобиля, из-за которого и поднялась вся суета.
Не признайся Сергей Александрович, что собственноручно собирал двигатель своей «колымаги», и не покажи фотографии с выбитыми на нем своими инициалами, то ничего бы и не было. Ни двухмесячных мытарств по милицейским кабинетам, ни резкого ухудшения здоровья и бессонных ночей от унизительных допросов.
Дело Амосова, судя по всему, оказалось для дознавателя ОМ №9 УВД по Хабаровску Марины Макаровой столь сложным и запутанным, что являться в отдел старику пришлось чуть ли не через день весь август. Чего это стоило человеку, перенесшему два инфаркта, добираться на своих двоих через весь город по страшной жаре? Разве такие мелочи когда-нибудь волновали наших защитников прав и свобод?
Была назначена экспертиза. Осмотр машины экспертами состоялся не сразу. Приедет Сергей Александрович, а тут как раз дождь пойдет, в который сверка номеров, оказывается, невозможна. Приезжает в следующий раз, но выясняется, что именно в этот день у экспертов выходной и т.д.
В итоге экспертизу Амосов все-таки «выходил». Но ее результаты чем-то не устроили дознавателя Макарову. Поэтому она назначила еще одну.
- Когда я увидел, какие вопросы были поставлены милицией перед экспертами, понял, что надо мной просто издеваются, - возмущается Сергей Александрович, - Макарова просила установить, соответствует ли клеймо на кабине автомобиля изображению на фотографии, вклеенной в техпаспорт. Где вы видели в технических паспортах на машины фотографии? И при чем тут кабина, если на всех допросах речь шла о номере двигателя?
Амосов написал жалобу в прокуратуру Железнодорожного района. Через несколько дней получил отказ в возбуждении в отношении него уголовного дела. И ужаснулся: оказывается, ходил «под статьей» о подделке номеров транспортных средств, санкция по которой, кстати, до 4 лет лишения свободы.
С милицейской документацией Сергей Александрович вернулся в ГИБДД. Там ее изучили и соизволили наконец-то взглянуть и на сам автомобиль. И - о чудо! - вспомнили, что в конце прошлого столетия «самопальные» двигатели действительно оформлялись так, как это сделал Амосов. Кроме того, выяснилось, что информация о таких агрегатах хранится в архивах. Получается, что для прояснения ситуации сразу же можно было сделать туда запрос.
Но, как видим, стражи порядка легких путей не выбирают. Проще заставить человека оправдываться, замотать его по кабинетам, запутать, довести до нервного истощения, а там, глядишь, и сам сознается, еще и явку с повинной напишет о том, чего не совершал. Мало ли таких случаев?
Вот бы милицейскую энергию и пыл не на пенсионера с 50-летней машиной, а на раскрытие реальных угонов автотранспорта, другие уголовные дела направить...
Когда этот материал готовился к печати, Сергей Александрович получил по почте ответ из прокуратуры Железнодорожного района на свою жалобу. Там сказано, что процессуальные действия, которые совершали в отношении него сотрудники милиции, нарушены. Ждать каких-либо извинений, похоже, не приходится.
Оксана Омельчук.
Фото Игоря МИРОШНИКОВА.