Геннадий Павлишин преобразил «Золотую Ригму» и «Дерсу Узала»

24.08.2023 | Из истории современности | 9м. 58 c. | 494
Геннадий Павлишин преобразил  «Золотую Ригму» и «Дерсу Узала»
Геннадий Дмитриевич Павлишин - творец и подвижник Приамурья

На Дальнем Востоке жили и живут талантливейшие люди, которые прославили этот регион без преувеличения на весь мир. С Хабаровским краем, прежде всего, неразрывно связаны имена: Владимир Арсеньев в литературе и Геннадий Павлишин в живописи. Эти два известнейших человека навсегда вошли в историю нашей Родины как творцы и подвижники таинственного Приамурья, а «встретились» при иллюстрации всемирно известной повести «Дерсу Узала»


Они стали хрестоматийной иллюстрацией того, что, благодаря трудолюбию, непоколебимой вере в лучшее и, конечно, таланту, можно добиться любых высот.

Но был ли путь этих людей простым? Через какие жизненные испытания им пришлось проходить? Где они черпали вдохновение для своего творчества? Все эти вопросы обычно остаются за кадром.

27 августа Геннадий Павлишин отметит юбилей. Выдающемуся советскому и российскому художнику исполнится 85 лет. В честь этого события попробуем рассказать читателям об основных вехах его жизни и творчества. Хотя писать о человеке с такой насыщенной жизнью и огромным количеством регалий очень и очень непросто.

Геннадий Дмитриевич Павлишин реализовался как живописец, график, монументалист, мастер храмового искусства и автор изысканных предметов декоративно-прикладного искусства.

Обладает престижнейшими наградами в области культуры и искусства: звание «Народный художник РСФСР», орден Дружбы народов, медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской, приз «Золотое яблоко» (Братислава, Чехословакия), Золотая медаль международной выставки книги (Лейпциг, Германия), национальная премия Японии и другие.
Является Почётным гражданином Хабаровска (1993 г.) и Почётным гражданином Хабаровского края (2021 г.).

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Геннадий Павлишин родился 27 августа 1938 года в Хабаровске. Учился в 19-й школе Сталинского района Хабаровска. Одной из главных сложностей в первые годы обучения было то, что будущий известный художник – левша. Строгие учителя настаивали переучиваться. Чему Геннадий впоследствии был благодарен: если во время творческого порыва одна рука сильно устаёт, он без проблем переключается на другую.

Окончив седьмой класс, Геннадий решил обрести самостоятельность и без родительского согласия покинул школу. Но «революция» была решительно подавлена родителями. Отец, Дмитрий Осипович, был убеждён в необходимости образования. Поэтому Геннадий лишь два месяца поработал на лесопилке, после чего его вернули в лоно школы.

Но самое интересное началось потом. Свою альма-матер - Владивостокское художественное училище он вспоминает с особой теплотой и благодарностью. Помнит почти всех педагогов, но большей частью тех преподавателей, которые помогли ему поверить в себя, убедили в правильности выбора профессии, разглядели и поддержали особенности таланта.

Больше всех чтит Игната Ивановича Васильева, который в просмотрах точно указывал на лучшие стороны в рисунке и композиции. Его замечания всегда были справедливы.
В 1964 году Павлишин окончил учебное заведение, в 1969 – переехал в Хабаровск.

Творческого успеха добивался сложно. Руководство Хабаровской организации Союза художников СССР приняло молодого специалиста не сразу. А именно от этого ведомства зависело участие в выставках, получение мастерской, заказы, официальное признание…

В Союз художников не принимали долго, всячески препятствуя творческой деятельности. Как позднее выяснилось, просто не посылали документы на конкурсы.

И вот как-то, оказавшись в Москве, Геннадий Павлишин зашёл в Союз художников, что на Покровке. Поинтересовался: почему его не приняли в общественную организацию художников. В итоге, на месте сразу и вручили членский билет.

Подобный случай с документами повторился, когда Павлишин был выдвинут на звание «Народный художник РСФСР».

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ

Вопреки бюрократическим препятствиям, благодаря таланту, упорству и трудолюбию, Геннадий Павлишин за свою долгую творческую деятельность закрепил позиции ведущего дальневосточного художника. В своих работах ему удалось отразить колорит, уникальность природы и культуры Приамурья, а также  запечатлеть на холсте фрагменты из жизни коренных народов, населяющих этот далёкий таинственный край.

Еще в 60-х годах Геннадий Павлишин работал художником в отделе истории и этнографии Дальневосточной академии наук СССР. Отсюда и сохранились в нём уважение и тяга к культуре коренных народов Дальнего Востока.
Древние рисунки, петроглифы, изображения на камнях на побережье Амура в селе Сикачи-Алян – такой простор для творчества.

Для Павлишина его произведения о коренных народах Приамурья не являются только темой для творчества. В его произведениях – бытие почти исчезнувшей из памяти жизни. Например, акварели «Ньюджен отбивается от тигра» или «Большого шамана ждут» проникнуты выстраданными чувствами необходимости воссоздать эту культуру. Каждая акварель притягивает своей красотой исполнения.

Особенно известны широкому зрителю акварели художника, в которых присутствуют таёжные обитатели. Например, произведение «Схватка» иллюстрирует борьбу двух хозяев тайги – тигра и медведя за добычу. Или другая акварель «Орёл и куница». На ней изображён пернатый хищник и его жертва.

Сюжеты работ Павлишина знакомы и понятны всем. Они покоряют энергией момента.

Павлишин – без преувеличения художник мирового мастерства, его творчество было вознаграждено по достоинству. Многие произведения были отмечены призами, дипломами на профессиональных конкурсах в России и за рубежом.

В 1981 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Геннадий Дмитриевич Павлишин был награждён медалью «За строительство БАМа». Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура. БАМ – 1986» была для художника большим заказом союзного правительства. В связи с чем он был приглашён на беседу с председателем Совета Министров РСФСР Виталием Воротниковым, что свидетельствует о  серьёзности задания.

В течение 10 лет, будто сам непосредственный строитель, он мотался по БАМу, зарисовывая рабочих, строителей, экскаваторы, грузовики, машины, угольные разрезы… БАМ требовал документальной точности, в общем-то это были условия заказа: создать книгу памяти. У художника на всю жизнь остались красота могучей природы, её неиссякаемые богатства, люди, их судьбы.

Художник вспоминает ещё и знакомство с великолепной интернациональной кухней – на БАМе работали казахи, грузины, узбеки, белорусы.

 В настоящее время из дальневосточных художников, пожалуй, только Геннадий Дмитриевич Павлишин может говорить о зарубежных изданиях своих работ. В частности японцы высоко ценили необыкновенное дарование и ответственный подход к качественному выполнению.

Геннадий Павлишин является первым русским художником, получившим высочайшую национальную премию Японии. Награда была присвоена в ноябре 2004 года за оформление книги писательницы Тосико Кандзава «О, мой брат олень». Среди 647 японских художников победителем был выбран русский исполнитель.

В 2005 году книга была переиздана, и Геннадий Павлишин получил премию «Коданся» за лучшую иллюстрированную книгу «О, мой брат олень». По приглашению японской стороны художник выступал перед студентами престижного университета «Красные кирпичики». В Стране восходящего солнца есть традиция лучшие национальные университеты строить из красного кирпича.

Иллюстрации Павлишина – обширная, признанная читающей страной, весомая часть творчества художника. Более ста книжных оформлений на его творческом счету. Не случайно благодаря этим иллюстрациям авторы некоторых изданий обретали широкую известность. Так случилось с книгой «Удивительные звери» Всеволода Сысоева. У неё была оглушительная известность. Немалая заслуга в этом Геннадия Павлишина и его иллюстраций. Издание было рассчитано на детскую аудиторию, но «от мала до велика» – все будто заново открывали для себя мир дальневосточной природы.

Иллюстрации книги «Золотая Ригма» впечатляют полной графической свободой, умением создать эмоциональное пространство. В неожиданном ракурсе художник открыл пластическую красоту и природное изящество неведомых обитателей тайги.

Книги, иллюстрированые Геннадием Павлишиным, становятся настоящим магнитом для читателей.

Ещё в 1971 году издательство «Малыш» выбрало Геннадия Павлишина для оформления детской книги об отважном насекомом – муравье. Речь идёт про «Сказку о муравье по имени Муравей», написанную Татьяной Макаровой. Как отметил сам автор произведения, среди большого выбора столичных художников издательство выбрало именно Павлишина, живущего на Дальнем Востоке. Впрочем, это не удивительно: художник к тому времени уже был широко известен и имел награды международного уровня.

- Выпуск любой книжки с его рисунками становится событием, – говорит писатель Людмила Клипель. – Каждый писатель Хабаровска мечтал, чтобы его произведение иллюстрировал именно Павлишин.

Между прочим, написанную Макаровой сказку с иллюстрациями Павлишина издали на 50 языках! Так наш художник прославил дальневосточное искусство на весь мир.

За оформление книги «Амурские сказки» Дмитрия Нагишкина, вышедшей в Хабаровском издательстве, Геннадий Павлишин получил приз «Золотое яблоко» на международной выставке в Чехословакии.

А иллюстрации ко всемирно известной повести «Дерсу Узала» вообще имеют историческое значение. Благодаря им в одном издании слились воедино две главные дальневосточные звезды – Владимир Арсеньев и Геннадий Павлишин.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Геннадий Павлишин, увы, человек непубличный. На вернисажах появлялся редко, в шумных компаниях художников не участвовал. Поэтому вокруг него создался некий ореол таинственности. Но тем ценнее его бесчисленные произведения, сохраняющие свою актуальность и востребованность в прямом смысле через века.

Весь свой человеческий и творческий потенциал художник направил на благо искусства, за что благодарны почитатели его таланта из разных уголков. Ну а дальневосточники – в особенности.

Если говорить о художественных привязанностях Павлишина, то в первую очередь – творчество Михаила Врубеля с его гранёной живописью и мощной духовной наполненностью, ренессансной многосторонностью таланта.
- Верещагина уважаю за красоту и точность в деталях, – говорит Геннадий Павлишин. – Конечно, художники «Мира искусства» – Сомов, Бенуа, Добужинский, Головин. Но у меня есть приоритеты и из моих современников, которых я знаю близко. Считаю гением книжного графика Веню Лосина. Как он оформил детские книги! Рачев для меня лучший иллюстратор, а Николай Устинов – художник, который может рисовать всё!

Художественные предпочтения Павлишина разнообразны, они объясняют и его творческую манеру, и отношение к художнику не только как к профессии. Он следует заповедям многих классиков: «Твори, что тебе близко, дорого, сокровенно, и будешь признан и понят не только в своём Отечестве».

XX столетие в истории России характеризуется как время больших достижений в разных сферах. Страна в это время обрела большое количество талантливых писателей, артистов, художников. В их числе – Геннадий Павлишин, чьё имя значимо для современников по его щедрому вкладу в изобразительное искусство Дальнего Востока.

Сегодня наша сфера отечественного искусства переживает судьбоносные моменты. Окончательно осознав чуждость западной культурной модели, мы возвращаемся к собственной, исконно русской. В неё включён близкий нам культурный код, основанный на таких духовно-нравственных ценностях, как: доброта, честность, патриотизм, трудолюбие, верность.

В таких реалиях персонажи из голливудских блокбастеров, не имеющие с реальностью ничего общего, уже не актуальны. На первый план выходят настоящие отечественные кумиры, которые при помощи своей деятельности прославляют родной край.

Деятельность людей такого масштаба, как Павлишин, становится особенно важной, когда необходимо поднять статус государства, когда обществу приходится бороться с натиском жестокости и лицемерия извне.
Мы желаем Геннадию 

Дмитриевичу крепкого здоровья, семейного уюта и творческого вдохновения! Благодаря ему дальневосточникам действительно есть кем гордиться.


Дом официальных приёмов Хабаровского края украшает панно Геннадия Павлишина – «Поэма о Приамурье», показывающее красоту и богатство дальневосточной природы.
Произведение написано на огромном холсте, занимающем 12 квадратных метров просторного мраморного вестибюля.

Картина впечатляет своей поэтичностью и реалистичностью, яркостью красок. Аккуратная обработка камня. Это – поистине ювелирная работа.

При создании панно автором было использовано более 30 подвидов минералов, горных пород, полудрагоценных и драгоценных камней. Примечательно, что их Геннадий Павлишин отбирал сам в окрестностях Хабаровска, на Зее и Кульдуре.

Любя свой край, художник не мог пройти мимо цветных камней, которыми так богата Приамурская земля. Сначала он использовал их при оформлении своих книг, которые экспонировались даже в геологическом музее города Хабаровска, затем приступил к созданию «Поэмы о Приамурье».

Это был тяжелый труд, на много месяцев захвативший целиком художника. И не будь у Павлишина жилки русского мастера-умельца, не справиться бы ему с этой каменной картиной!

При этом яркость и пестрота были далеко не главными критериями при выборе камней.

В своей работе Геннадий Павлишин использовал и неброские на первый взгляд камни: базальт, гранит, диорит, габбро и другие. При их помощи были нарисованы корни и стволы немолодых деревьев.

Но основную цветовую гамму картины создают кальцифиры Хингана, а также кульдурские офиокальциты. У этих камней очень богатая палитра – от пастельных тонов до ярко-зелёного или сиреневого. Они использовались при прорисовке листьев деревьев, травы.

Эффект таинственности многовекового леса достигнут благодаря изображению цветов из лазурита, сиреневого чароита и амазонита. Ствол большого кедра сделан из яшмы. Каменный глухарь - величественная птица выложен из синей удской яшмы, ирнимита (геологическая визитная карточка Хабаровского края).

С помощью брусита были ярко переданы снежные сугробы, а голубого халцедона – кристально чистая вода. Из халцедона также сделана рама картины.

В панно использовались и ювелирные камни, например, сердолик, агат, флююрит, нефрит, ониксы, морион и другие.

Когда смотришь на картину, кажется, что показанный на ней сюжет происходит в реальности. Изображения поражают своей объёмностью и правдоподобностью, таёжные звери будто покрыты натуральной шерстью, как и птицы – перьями.

Кропотливую работу пришлось провести художнику. Все собранные камни распиливались на тонкие пластины алмазной пилой. Затем наносился контур для придания пластине необходимого очертания. После этого автор складывал обработанные кусочки материалов таким образом, чтобы получилось чёткое изображение (сюжетная линия). 

Затем собранная мозаика, залитая эпоксидной смолой для склеивания, шлифовалась корундовым порошком, полировалась и после этого, скрепленная стальной рамой, монтировалась в стене.

 Нелегко было соединить в одном шлифе чрезвычайно твердый халцедон и нежный брусит, хрупкий мрамор, еще труднее избежать пестроты разноцветных камней, но это вполне удалось Павлишину. На его мозаичной картине – полная гармония красок с мягкими, едва уловимыми теневыми переходами.

Геннадию Павлишину в своем произведении удалось схватить и отразить самую характерную особенность природы Приамурья – сосуществование на одной территории северных и южных растений и животных. В мозаичной картине мы видим лиственницу и виноград, маньчжурский орех и березу, северного оленя и тигра, гималайского медведя и кабарожку. Богат и разнообразен животный мир первобытных дальневосточных лесов, но художник выбрал из него самых типичных представителей, придав им характерные, динамичные позы.

Время теперь не властно над этим монументальным произведением искусства! Пройдут годы, а оно будет все так же радовать человека, украшать его жизнь.



Подготовила Екатерина ЕРМОЛИНА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



26.04.2024 00:19
Сергей Торбин привёз нам автограф Владимира Путина
Первый номер нашей газеты вышел 16 апреля 1920 года.

26.04.2024 00:00
Дед Матвей, который сочинил неофициальный гимн Хабаровска
Он любил выделиться из толпы: чего стоит одна только ковбойская шляпа, которая в сочетании с бородой, очками и неизменной гитарой создавала неповторимый образ. И всё же окружающим людям этот удивительный человек запоминался не только внешностью.