Годы и люди Николаевска

30.08.2019 | Из истории современности | 13м. 47 c. | 656

В конце февраля 1847 года командором военного транспорта «Байкал» был назначен тридцатитрехлетний капитан-лейтенант Г.И. Невельской. В августе 1849 года начался дальневосточный вояж «Байкала» к берегам Камчатки. Спустя почти год (248 дней) он вошел в Петропавловскую гавань и стал на якорь. Сдав груз, капитан взял курс на Сахалин. Исследовав устье Амура и лиман, Невельской доказал островное положение Сахалина. И 6 сентября корабль вышел к устью реки Охоты. В июне 1856 года в заливе Счастья, на Петровской косе, было заложено первое русское поселение - Петровская Коса.
Далее приведу официальную справку.
1 августа 1850 года российским мореплавателем капитаном I ранга Геннадием Невельским в ходе Амурской экспедиции (1849-1855 гг.) в устье Амура было основано военно-административное поселение Николаевский пост. Первое поселение состояло из шести человек.
14 ноября 1856 г. на месте Николаевского поста основан город Николаевск. Также в Восточно-Сибирской губернии создана Приморская область со столицей в Николаевске. К тому времени он стал крупнейшим портом Дальнего Востока.
24 февраля 1858 года Николаевск становится областным центром. На тот год в нем находилось до 200 зданий и проживало 1757 человек. Появляется завод по ремонту и сборке кораблей. Также были открыты краеведческий музей, библиотека, морское училище. По Амуру начинают ходить пароходы с коммерческими рейсами, в город также приходят торговые корабли из-за рубежа. В 1855-1875 годах в городе функционировало штурманское училище.
На конец 80-х годов XIX века приходится открытие золотых месторождений. Город постепенно становится центром дальневосточных золотодобытчиков. Появляются золотосплавочная лаборатория, конторы Охотской и Амурско-Орельской золотопромышленных компаний.
В 1896-1899 годах в Николаевске начинается подъем рыбной промышленности. Город становится вторым по значимости, после Владивостока, дальневосточным портом.
В 1920-1922 годах Николаевск находится в составе Дальневосточной республики и является столицей Сахалинской области. В 1922 г. город был освобожден от японских интервентов, установлена советская власть. Николаевск назначен центром Николаевского уезда Приморской губернии Дальневосточной области.
15 марта 1926 г. утверждено новое название города - Николаевск-на-Амуре. В связи с упразднением деления Дальневосточной области на губернии он становится центром Николаевского округа Дальневосточного края. В округ входили 7 районов: Больше-Михайловский, Кербинский, Нижне-Тамбовский, Николаевский, Ольский, Охотский и Тугуро-Чумиканский.
При советской власти в городе активно развивались промышленность, рыбодобыча. В 1934 г. он  назначен центром Нижне-Амурской области.
В 1942 году здесь запускаются действующий судоремонтный завод и судоверфь.
Одним из райцентров Хабаровского края город становится в 1956 году, после упразднения Нижне-Амурской области. В 1960 году здесь был открыт судостроительный завод.
В 1985 году начинает работу Нижнеамурский горно-обогатительный комбинат. 
Город расположен на левом берегу Амура на небольшой возвышенности, вблизи его устья. Население - 18 159 человек (2019).
Такова вкратце история этого славного города.
Беседа с правнуком
Осенью 1956 года в тогдашней главной гостинице Хабаровска «Дальний Восток» произошло неприметное событие. В одном из ее уютных номеров состоялась встреча краеведа, директора Николаевского музея Владислава Иннокентьевича Юзефова с правнуком Невельского Андреем Сергеевичем Кукель-Краевским. Позже об этой беседе рассказано в книге «Годы и друзья старого Николаевска».
У Невельского среди многих соратников был офицер Болеслав Казимирович Кукель. Встретились они в Иркутске в 1851 году, Кукель принимал участие в амурских сплавах. В 1859 г. губернатор Н.Н. Муравьев поручает ему участвовать в изучении будущих военных постов, затем Кукель становится начальником штаба войск Восточной Сибири.
У Г.И. Невельского было пятеро детей - четыре дочери и сын, на котором и прервалась эта славная фамилия, так как он был бездетным. А вот дочь Мария Геннадьевна, бабушка хабаровского гостя, вышла замуж за одного из сыновей генерала Кукеля.
Разговор потомка Невельского с В.И. Юзефовым затянулся за полночь, его можно прочитать в книге Владислава Иннокентьевича с большим интересом. Из печати она вышла в 2005 году тиражом тысяча экземпляров.
О чем еще поведали страницы этого издания? Давайте полистаем их вместе.
«Восточное Поморье»
5 июня 1865 года в Николаевске, тогдашней столице Приморской области, вышел первый номер газеты «Восточное Поморье». Выход в свет первого номера этой газеты, хоть и не сразу, открыл на Дальнем Востоке эпоху местного издательского дела - печатания газет, бюллетеней, еженедельников, а впоследствии журналов, сборников и книг. И так уж получилось, что у истоков всей дальневосточной периодики и издательского дела стоял этот город.
Инициатором создания такой газеты в области был первый военный губернатор контр-адмирал П.В. Казакевич. Губернатор отлично понимал, как трудно управлять всей этой территорией, не имея местного печатного издания. Несколько лет Казакевич воевал с петербургскими чиновниками, пока в феврале 1865 г. не пришло долгожданное разрешение на выпуск местной газеты.
Понимая, какой психологический эффект произведет на жителей восточной окраины выпуск своей газеты, Казакевич всю подготовительную работу взял под свой контроль. Долго думали, какое название дать будущему печатному органу.
Решили не мудрствуя лукаво назвать газету «Восточным Поморьем», как в те годы в официальных документах именовалась территория Приморской области. Термин «Дальний Восток» закрепился за этими территориями лишь в 80-90-е годы XIX столетия.
Сам Казакевич составил за своей подписью официальную бумагу, которая с нарочным была отправлена во все тамошние уезды, округа, посты. Вот что писал военный губернатор должностным лицам Приморской области - командирам кораблей и воинских частей, начальникам уездов и постов, исправникам, полицмейстерам и т. д.: «Имею честь просить Вас, милостивый государь, принять участие в возникающем органе…
В программу газеты входят, кроме официальной части, как то: правительственных распоряжений и пр., следующие предметы: нравы и обычаи туземцев, их торговля, образование и пр., статистика, этнография, опись берегов, метеорологические наблюдения, торговля, промышленность, мануфактуры, земледелие, открытие и разработка руд и сырых произведений; политика стран, сопредельных с нашими владениями на Восточной океане, и их внутреннее устройство и мелкие заметки о местных интересах мореплавания, промышленности, торговли, открытия по части металлургии, ботаники, зоологии и вообще сведения, имеющие близкий интерес для Восточного Поморья.
Газета будет издаваться один раз в неделю, 1,5 листа малого формата, ценою в 5 рублей серебром с пересылкой. Рассчитываю на Ваше сочувствие и покорнейше прошу о доставлении статей и известий».
Обращение первого лица в области с просьбой поддержать будущее издание показало местным администраторам и офицерскому корпусу, что будущий печатный орган будет иметь постоянную поддержку военного губернатора. Хотя некоторая часть областных чиновников, городских обывателей и даже офицерства считали, что выпуск местной газеты - это очередная блажь губернатора и что дальневосточное общество просто до этого не доросло, идею Казакевича поддержали многие офицеры, чиновники и даже николаевские купцы.
Среди активных друзей будущей газеты был 16-летний кадет Николаевского морского училища, в последующем адмирал и флотоводец, Степан Осипович Макаров. В своем дневнике 26 февраля 1865 г. Степан Макаров записал: «Недавно с Петербурга пришло позволение издать газету «Восточное Поморье»…
Молодые офицеры, так много толкующие о преобразованиях, о свободе печати, смотрят на… выходящую газету как на прихоть адмирала. «Еще рано выпускать газету», - говорят они. Отчего же рано, спросить их, а от того, надо было ответить им, что мы мало развиты и толкуем о либерализме только для форсу, а вовсе не для дела…».
Какой была первая дальневосточная газета? Это было шестистраничное издание, выходящее еженедельно по субботам, то есть четыре раза в месяц, на довольно высоком полиграфическом уровне. Чтобы подчеркнуть морское направление этого печатного органа, заголовок газеты был украшен виньеткой из адмиралтейского якоря и цепей.
В каждом номере титульная страница начиналась еженедельной метеосводкой по Николаевску, которая составлялась по дням прошедшей недели: атмосферное давление, температура воздуха, направление и сила ветра, состояние неба, влажность воздуха, высота воды в Амуре, давление паров.
Газета не раз ставила большие проблемные вопросы общественно-политической жизни Приморской области, критиковала распоясавшихся николаевских торговцев, иностранных купцов, получавших солидные деньги от продажи горячительных напитков.
Любопытно, что для успешной борьбы с пьянством газета предлагала создавать на восточной окраине больше школ, открывать клубы, поддерживать так называемые «народные развлечения». Для современных исследователей истории Дальнего Востока середины XIX века «Восточное Поморье» - настоящий источник разнообразных исторических, статистических, этнографических, экологических и других сведений.
КИНОТЕАТР «МОДЕРН»
В 1914 году на проспекте Невельского (так тогда называлась эта часть ул. Советской) началось строительство одноэтажного здания из красного кирпича под будущий фешенебельный электрокинотеатр «Модерн».
Само здание принадлежало жительнице города некой Шеболдаевой, перебившей своих конкурентов более высокими ставками и в результате выигравшей в 1913 году земельные торги на долгосрочную аренду у города этого участка. После открытия кинотеатра его владельцы стали выплачивать Шеболдаевой каждый месяц довольно высокую субарендную плату.
Но и сами они не оставались внакладе - удачное месторасположение кинотеатра в центре городского аристократического района, изысканная мебель, вычурные светильники, отличный буфет, большой выбор газет и журналов, выступления перед сеансами театральных трупп, певцов, куплетистов - все это привлекало зрителей, несмотря на высокую стоимость билетов от 25 копеек до четырех рублей.
Торжественное открытие «Модерна» состоялось 14 сентября 1915 года. В тот день первой публике, заполнившей зрительный зал «Модерна», были продемонстрированы юмористические журналы «Макс Линдер изъясняется по-английски» и «Патэ-журнал», полнометражный фильм «Рукою матери убита» - вычурная слезливая мелодрама.
Фильмы были немые, поэтому для большей полноты восприятия экранное действие сопровождалось музыкальным оформлением. Лучшая пианистка города Малиновская, приглашенная на должность тапёра, заранее подбирала музыкальные фрагменты из опер и оперетт, отрывки из народной и классической музыки и старалась по смыслу связать с происходящим на экране действием.
Надо отметить, что владельцы кинотеатра на издержки не скупились. Киноаппаратная была оснащена самой современной импортной проекционной аппаратурой французской фирмы «Патэ». Электрооборудование было получено из Петрограда от Всеобщей компании электричества. В аппаратной, поражавшей своей аптекарской чистотой, священнодействовал механик Г. Доминник, за значительную плату выписанный из столицы.
Мало кто знает, что первые годы существования кинематографа гильдия киномехаников обязывала их проводить демонстрации фильмов только в своей узаконенной форме - сюртуке с котелком.
Театральная мебель, напольные и настенные светильники, портьеры и занавеси были выполнены по специальному заказу на мебельной фабрике братьев Васильевых во Владивостоке. Поэтому неудивительно, что шла голова кругом от этой роскоши у какого-нибудь паренька с городских окраин, впервые попавшего в фешенебельный кинотеатр.
Около четырех лет работал в Николаевске кинотеатр «Модерн», но в период интервенции и колчаковщины он по ряду причин (причем не первую роль из них играло прекращение поступления новых фильмов из центра и заграницы) вынужден был закрыться и уже как кинотеатр не возрождался. Некоторое время в его здании размещалось складское помещение.
После освобождения города 29 февраля 1920 года красными партизанами у штаба и исполкома до здания бывшего кинотеатра руки так и не дошли. А в скором времени, в ночь с 11 на 12 марта, началось японское провокационное выступление, его ликвидация, потом подготовка населения Николаевска к эвакуации и операция по уничтожению города.
Но «Модерну» повезло. Кругом горели и рушились десятки прекрасных зданий, а у «Модерна» сгорели только крыша и стропила и закоптились красные кирпичные стены. Кстати, здание «Модерна», сложенное из красного кирпича, имело в те годы монументальный и внушительный вид. Это уже в 40-60-е годы его не раз красили белой краской.
ДЕВОЧКА ИЗ МАТВЕЕВКИ
В этой главе речь пойдет о Вере Александровне Давыдовой - замечательной русской певице нашего времени, солистке Государственного академического Большого театра СССР, народной артистке РСФСР, заслуженной артистке Грузинской ССР, трижды лауреате Государственной премии СССР, депутате Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, профессоре Тбилисской консерватории.
В Николаевск 4-летняя Верочка Давыдова прибыла в начале августа 1910 года на пароходе «Люкс», куда ее мать Софья Ивановна Давыдова, после двухлетнего преподавания в начальной школе в деревне Матвеевке (недалеко от Хабаровска), была назначена учительницей в николаевскую начальную женскую школу. Уже в этом возрасте знающие люди отмечали у девочки огромную одаренность в изучении музыки и сольного пения.
За 10 неполных лет, прожитых Давыдовой в Николаевске, не единожды менялся как государственный строй в России, так и власть в самом городе. Это и царская власть, затем Временное правительство, потом на Нижнем Амуре установилась первая советская власть, сменившаяся японской интервенцией и колчаковщиной, и, наконец, «Николаевская коммуна».
Но при всех властях музыка и песня всегда были востребованы. Выступала Вера довольно часто и имела успех. Даже в смутное время «Николаевской коммуны» 14-летняя гимназистка выступала перед партизанами, удостоилась похвалы Нины Лебедевой-Кияшко и получила премию - целый воз дров.
Потом были годы учебы в Благовещенске, участие в любительской оперной студии, учеба в Ленинградской консерватории. Ленинградский академический театр оперы и балета. 1932 год - приглашение в Московский Большой академический театр. С 1932 по 1956 годы Вера Александровна - одна из ведущих солисток Большого театра. В ее репертуаре насчитывались партии из 22 опер.
С особым успехом она выступала в ролях Кармен, Любаши («Царская невеста»), Амнерис («Аида»), Марфы («Хованщина»). Она была одной из первых исполнителей в операх советских композиторов, успешно пела партии Аксиньи («Тихий Дон»), Стеши («Декабристы»), Груни («Броненосец «Потемкин»), Ниловны («Мать»).
Наряду с оперной деятельностью Вера Александровна не менее успешно выступала с концертными программами. Ее концерты на ура встречали в Польше, Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, Иране, Китае.
МЕЧТА НИКОЛАЯ ЗАДОРНОВА
На Петровской косе Николай Павлович был не менее девяти раз. И когда там шумел богатый рыбозавод и народу жило великое множество, и когда все остановилось и на всей Петровской косе осталась одна нивхская семья рыбака Владимира Чурика, которого Задорнов с шутливой серьезностью называл «комендантом Петровской косы».
К этому месту Задорнов испытывал благоговейное отношение. Он считал, что именно с петровского зимовья на косе началась история Дальнего Востока. Неоднократно писатель на встречах с нижнеамурцами и местными руководителями, в своих письмах, статьях и очерках поднимал вопрос об установке памятника на Петровской косе и о включении его в перечень заповедных мест. В одной из книг Задорнов писал:
«… пора Петровскую косу, с рощами редкого по красоте стланика, с массой цветов, дичи, с нерпами, с остатками нивхских древностей, эту чистейшую отмель, омытую морем, эту полоску земли в океане объявить заповедником и украсить величавым памятником, который виден был бы всем подходящим флагам… Тут похоронена не только дочь Невельского, умершая от голода, когда голодали в экспедиции все и у ее матери не было молока.
Здесь же и могилы матросов, умерших в экспедиции, и знаменитых проводников Бошняка, которые открыли с ним вместе теперешнюю Совгавань - казаков Парфентьева и Беломестного. Они утонули в прибой при выгрузке корабля, когда возвратились на косу. Здесь, конечно, были высокие, видные на подходе кораблям строгие кресты, которые ставятся на могилах моряков в пустынных гаванях и на островах…».
Об этом же Задорнов писал в письмах в горком партии. К счастью, предложение писателя об установке памятника на косе осуществилось еще при жизни Николая Павловича в сентябре 1971 года. На том месте, где стояло Петровское зимовье (Петровский пост), по инициативе тогдашнего директора Хабаровского краеведческого музея В.П. Сысоева и ответственного секретаря краевого общества охраны памятников Б. Лызова 12 сентября 1971 года был открыт скромный памятник с барельефом Невельского и транспорта «Байкал».
А уже после смерти Николая Павловича на Петровской косе в районе предполагаемого расположения кладбища поставлен пятиметровый православный крест на бетонном основании, в знак памяти всех, кто похоронен в этой земле.
Была у Николая Павловича «голубая мечта» - создать в Николаевске мемориальный музей Невельского, восстановив для этой цели дом, где он в 1855 г. жил со своей семьей. Еще в 1914 г. городские власти пытались создать в нем такой музей, но начавшаяся мировая война всё перечеркнула.
А «дом Невельского» пережил революцию, Гражданскую войну, уничтожение города. Долгие годы он использовался под жилье и дожил до второй половины 50-х годов прошлого века. В 1945 г. Задорнов по документам и воспоминаниям установил его точное местоположение и к своему удивлению увидел, что старый дом стоит на месте.
В своих очерках, опубликованных тогда же в «Тихоокеанской звезде» и «Красном маяке», он поднял перед общественностью вопрос о сохранении этого здания и превращении его в мемориальный музей Невельского. Но, к сожалению, эта идея Николая Павловича не нашла отклика в официальных кругах и постепенно заглохла.
ЛЮДИ - ЗВЕЗДЫ
Бубенин Виталий Дмитриевич, родился в Николаевске, старший лейтенант. Служил на реке Уссури, на пограничной заставе «Кулебякины сопки» начальником заставы.
2 марта 1969 года при отражении со стороны КНР вооруженного нападения нарушителей государственной границы в районе острова Даманский Бубенин с двумя десятками пограничников на двух бронетранспортерах пришел на выручку своим соседям заставы старшего лейтенанта Стрельникова.
Зайдя на БТРах на предельной скорости в тыл острова, отряд Бубенина расстрелял несколько десятков китайских нарушителей. После того как китайцы подбили бронетранспортер Бубенина, он с бойцами пересел на второй БТР и, зайдя на нем с фланга, посеял среди нарушителей панику и принудил их к отступлению.
Был контужен, но с оставшимися в живых пограничниками организовал круговую оборону острова. К концу боя, когда Бубенин оставался с тремя бойцами и боеприпасы уже были на исходе, подошло подкрепление. Во время этой операции группой Бубенина, как выяснилось впоследствии после боя, уничтожено 248 китайцев. Был ранен и сам Бубенин. 23 марта 1969 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Бубенин был первым после Великой Отечественной войны человеком в нашей стране, получившим звание Героя за боевую операцию в мирное время. Впоследствии Виталий Дмитриевич стоял у истоков организации в нашей армии отрядов особого назначения. Именно он создавал и готовил знаменитый отряд «Альфа».
Ангелина Степанова. 23 ноября 1905 года в семье страхового агента Николаевского-на-Амуре отделения Русского страхового общества Степанова Иосифа Петровича родилась дочь, которую крестили в городском соборе Святителя Николая Чудотворца и нарекли Ангелиной, что в переводе с греческого языка означает «возвещающая».
Мать - Мария Владимировна, в свое время окончила курсы стоматологов, но по специальности работать не пришлось. Она отдала себя воспитанию своих детей, которым старалась привить любовь к искусству, особенно к музыке (сама хорошо играла на рояле).
Зная в совершенстве французский язык, Мария Владимировна читала детям французскую и европейскую литературу с оригинала, знакомила их с основами живописи и театрального искусства.
С малых лет Ангелина проявила страсть к лицедейству и, став чуть старше, наигрывала перед зеркалом целые сцены. А начав учиться в школе, принимала участие во всех самодеятельных школьных театральных сценках и даже в отрывках из серьезных пьес. 
После начала мировой войны семья Степановых покидает город в устье Амура и переезжает в европейскую часть России.
Поселившись в Москве и получив среднее образование, Ангелина Степанова, которой только что исполнилось 17 лет, поступает в театральную студию Вахтангова (3-я студия Московского художественного театра). Было это в 1922 году, когда город на Амуре, где она родилась, окончательно стал советским. Уже в студии она проявила незаурядные театральные способности.
А во МХАТе, куда она поступила в 1924 году после окончания студии, ее учителями и наставниками стали бывшие основатели театра - К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Она была одной из наиболее любимых учениц. Достаточно сказать, что в первый же сезон во МХАТе ей была доверена ответственнейшая роль Софьи в комедии А. Грибоедова «Горе от ума».
В последующих спектаклях, поставленных непосредственно Константином Сергеевичем, она замечательно и очень талантливо сыграла Аню в «Вишневом саде», Мариэтт в «Воскресении», Бетси в «Анне Карениной».
До последних лет своей жизни она играла на сцене и за свою долгую жизнь сыграла более 50 разнообразных ролей, многие из которых стали этапными в истории МХАТа.
В кинематографе Степанова сыграла не так уж много ролей, в основном второго плана, но каждая из них была в памяти неизгладимой. Это фильмы «Незабываемый 1919-й», «Анна Каренина», «Война и мир», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Они сражались за Родину», «Всегда со мной», «Двадцать дней без войны», «Повесть о неизвестном актере», «Объяснение в любви».
Жизнь ее была действительно долгой, но нелегкой. Ей пришлось пережить раннюю смерть сына, самоубийство мужа - Александра Фадеева. Когда он покончил с собой, Ангелина Иосифовна находилась на гастролях в Будапеште.
Подготовил Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



26.04.2024 00:19
Сергей Торбин привёз нам автограф Владимира Путина
Первый номер нашей газеты вышел 16 апреля 1920 года.

26.04.2024 00:00
Дед Матвей, который сочинил неофициальный гимн Хабаровска
Он любил выделиться из толпы: чего стоит одна только ковбойская шляпа, которая в сочетании с бородой, очками и неизменной гитарой создавала неповторимый образ. И всё же окружающим людям этот удивительный человек запоминался не только внешностью.