Российских Колумбов ровесник

28.03.2023 | Из истории современности | 6м. 55 c. | 385
Российских Колумбов ровесник
Салават Сулейманов (справа) с другом детства Николаем Перышковым, ныне известным предпринимателем, депутатом районного собрания

(Продолжение. Начало в номерах от 15-16 и 22-23 марта)

Де-Кастринский гарнизон в 1937 году имел свыше 4 тысяч личного состава. Эти люди занимались не только боевой подготовкой, но и строительством укрепрайона. В годы войны, судя по архивным материалам, только из стрелкового полка, входящего в 104-й УР, на фронт в составе маршевых рот были отправлены свыше 600 человек. Думаю, что эта составляющая Второй мировой войны ещё получит должную оценку военных историков и будет сохранена в памяти благодарных поколений.

Дальнейшее активное развитие посёлка наступает в 60-е годы прошлого столетия. Тогда на базе лесоучастков Кизинского леспромхоза: Де-Кастри, Кизи и Чильба был создан новый Де-Кастринский леспромхоз. Он выгодно отличался от подобных структур нашего края тем, что лесные деляны находились сравнительно близко от нижних складов, и обработанный кругляк практически сразу отправлялся на экспорт в Японию.

СЫН ЗА ОТЦА

Портпункт Де-Кастри был одним из трёх мест на территории Хабаровского края, куда допускались иностранные суда для загрузки деловой древесины. Два других находились в Николаевском районе: Лазарев, что расположен в самом узком месте Татарского пролива и Маго, немного выше Николаевска-на-Амуре.

На лесоучастки Кизинского леспромхоза, а они располагались по берегам озера Кизи, заготавливали лес, который в плотах катерами буксировался на Амур в село Мариинское-Рейд и уже оттуда шел к покупателю. Для Японии лес формировали в так называемые сигары, которые морские буксиры через Татарский пролив и Японское море доставляли заказчику.

Такие технологии наносили серьёзный экологический ущерб ихтиофауне и были экономически более затратны, нежели отправка леса на судах из Де-Кастри.

60-80-е годы в нашем крае были отмечены активнейшим развитием лесодобывающей отрасли. Передовые леспромхозы, лесоучастки, водители лесовозов, трактористы, чокеровщики, сучкорубы были гордостью края. Их названия и имена звучали каждый вечер в специальной программе краевого радио, освещавшей вести с лесных делян.

Де-Кастринский леспромхоз с момента своего образования сразу стал площадкой для внедрения новых лесозаготовительных технологий и новой техники. На его дорогах появились японские лесовозы, трактора, автокраны.

История Де-Кастринского леспромхоза - это новые имена на его страницах. Первым директором стал приехавший с семьёй из Среднего Ургала Валентин Георгиевский. Уже значительно позже его сын Валентин Валентинович тоже станет директором леспромхоза, который организовывал отец.

Другой сын - Сергей Валентинович - будет работать главным механиком леспромхоза, а в 2016 году его изберут главой Де-Кастринского сельского поселения, и он проработает в этой должности до 2021 года.

Параллельно с расширением основного производства в посёлке активизировалось жилищное строительство, развивается социальная инфраструктура. Были сформированы передвижная механизированная колонна, отдел рабочего снабжения. Открылись комбинат бытового обслуживания и новый клуб. Военные строители построили современные объекты гидробазы и здание пограничной заставы.

Клуб иностранных моряков

Начал работать санаторий-профилакторий «Сомон», в котором использовались местные лечебные грязи из одноимённой лагуны. Его популярность была настолько велика, что одноэтажное здание на улице Школьной недалеко от больницы скоро перестало справляться с нагрузкой, и медики получили в своё распоряжение трёхэтажное здание на высоком берегу небольшой бухты, известной в посёлке под названием Иргановская. Так народом было увековечена память одного из декастринцев, жившего на берегу этой бухты.

Здесь же, рядом с гидробазой, стоял дом, в котором жил Павел Перышков со своей семьёй. В 60-е годы он избирался председателем сельского совета и был одним из авторитетнейших жителей посёлка. Я до сих пор глав поселений невольно сравниваю с Павлом Афанасьевичем, так как мне кажется, что тот, кому доверено быть главой, должен выглядеть именно так.

Сын Павла Афанасьевича Николай был моим одноклассником. Мы с ним, начитавшись книги Ж. - И. Кусто «В мире безмолвия», мечтали о строительстве сооружений, позволивших бы нам наблюдать за подводным миром, и о морских путешествиях. Коля вместе с ещё одним нашим одноклассником Володей Букетовым окончили Холмское мореходное училище и какое-то время бороздили морские просторы, но в конечном итоге вернулись в родные края.

Николай Павлович, будучи известным в крае предпринимателем, и сегодня живёт в Де-Кастри. К счастью для родного посёлка, его привязанность к малой родине позволяет ему решать массу проблем, постоянно там возникающих. Его высокий авторитет среди земляков позволяет решать возникающие проблемы и через районное собрание депутатов, в которое он избирается уже неоднократно.

В 70-е годы в Де-Кастри построили новые здания школы, больницы, детского сада и администрации с различными службами.

С учетом того, что японские моряки с судов, стоящих на рейде на погрузке или в её ожидании, хотели побывать на берегу, для них был открыт «Клуб иностранных моряков», или коротко интерклуб. Директором его был Анатолий Трофимов, рекомендованный на эту работу, как тогда было принято, райкомом партии. А переводчиком был Борис Богданов из числа репатриантов. Его супруга Татьяна Гавриловна выполняла в интерклубе роль гостеприимной и хлебосольной хозяйки.

Интересы японских моряков в нашей стране представляли сотрудники агентства «Инфлот», которое находилось на Сахалине. Они приезжали в Де-Кастри из Холмска на период навигации.

Дольше всех из представителей «Инфлота» в Де-Кастри проработал Анатолий Михайлович Корнев, дружбой с которым я горжусь и благодарю судьбу за то, что она свела меня с этим удивительным человеком.

Он прекрасно владел английским языком, знал немецкий, французский и постепенно овладевал японским. Уже значительно позже стал учить португальский, просто из интереса. Во многом с его подачи начал учить японский язык и я, тем более что, ещё будучи десятиклассником, я начал работать с японскими моряками на должности шипчандлера.

Учить японский в те времена было не очень просто, так как русско-японские словари и разговорники были практически не доступны в наших краях. Но помогло японское радио, которое по средам проводило уроки японского языка для советских слушателей, и учителем там выступала Роза Омегава. Занимался со мной и Борис Сергеевич. Благодаря этим урокам я работал с японскими моряками без переводчика.

Очень помогали мне в работе дружеские советы Анатолия Корнева. Его особый взгляд на мир разительно отличался от такового у других, и только позже я понял, с чем это было связано.

В детстве он прошёл через три немецких концлагеря, что во многом определило его дальнейшее отношение к жизни. Как говорил мне Анатолий Михайлович: «Когда ты годами каждое утро видишь дым из трубы крематория и понимаешь, что в любой момент можешь превратиться в него, ты начинаешь по-другому относиться ко всему…»

Мы дружили с ним до конца его жизни. Он провожал меня в армию, приезжал в таёжный гарнизон на Сахалине, где я служил, в порт Ванино, когда я там работал в стройотряде, в Москву, когда я учился в аспирантуре.

У Де-Кастри есть удивительное свойство. Оно с момента своего открытия привлекало к себе людей ярких и неординарных. Таким и был представитель «Инфлота» в Де-Кастри Анатолий Михайлович Корнев.

Иных уже нет, а те далече…

Сегодня уже нет того здания интерклуба, стоявшего рядом с поселковым стадионом и обращенным фасадом к морю. На этом месте стоят дома, построенные несколько позже. Большая часть жилого фонда и социальных объектов, которыми пользуются жители посёлка до сего времени, были построены во времена, когда градообразующим предприятием в Де-Кастри был леспромхоз.

Увеличение объёма лесозаготовок, отрицательное влияние древесины, которая накапливалась перед погрузкой на воде, на ихтиофауну залива ставили на повестку дня изменение технологии транспортировки леса на суда. Предполагалось прекратить рейдовую погрузку и построить причальные сооружения.

Для решения этой задачи в конце 60-х годов в Де-Кастри прибыл плавучий строительно-монтажный отряд № 16 треста «Дальморгидрострой» из Находки. Его специалисты имели опыт портового строительства, так как у них за плечами было возведение сооружений в бухте Врангеля.

Строительство порта вновь кардинально изменило очертания береговой линии в посёлке. Так что прежняя картина залива, описанная А. П. Чеховым, осталась только в его путевых заметках.
Исчезли здания почты и моего дома, стоявшие на высоком берегу залива, изменилось устье ручья Нелли, где в 1855 году забайкальские казаки отражали попытку высадки англо-французского десанта, не стало складов ОРСа и старых причальных сооружений.

На этом месте появились причал и места хранения и обработки леса перед погрузкой на суда. С середины 70-х годов после завершения всех строительных и подготовительных работ отгрузка леса стала проводиться круглогодично на суда, стоявшие у пирса.

Ушли в прошлое ожидание навигации, зависимость от капризов северной погоды и прочих неудобств, связанных с работой на рейде. Небольшие плавучие краны, ранее работавшие у кромки берега, уступили место крупным портовым монстрам, возвышающимся на фоне моря и береговых скал.

В 2002 году в Де-Кастри была начата реализация проекта по организации морских перевозок нефти. Уже в 2006 году был сдан в эксплуатацию уникальный нефтеналивной терминал, через который отгружается нефть, добываемая в рамках проекта «Сахалин-1».

Загрузка танкеров осуществляется через самый крупный в мире одноточечный причал «Сокол», расположенный в 6 км от берега, что позволяет подойти к нему танкерам с грузоподъёмностью до 100 тысяч тонн. Проводку танкеров во льдах, которые в заливе бывают до полугода (снова вспоминаем описание Де-Кастри у Чехова), осуществляют ледоколы и буксиры ледового класса, что наряду со специальными устройствами по перекачке нефти на причале и танкерах обеспечивает безопасную работу в сложной ледовой обстановке.

Оператором проекта по отгрузке нефти до 2022 года была компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», которая оказывала щедрую спонсорскую помощь при реализации социально значимых программ не только в Де-Кастри, но и во всём Ульчском районе.

Особое место в этой работе было отведено объектам здравоохранения, образования и культуры. Нефтеотгрузочный терминал как воплощение современных технологий представляет предмет особой гордости не только у декастринцев, но и у жителей края. Об этом проекте много и со вкусом сообщали краевые и российские средства массовой информации, гостей посёлка старались свозить туда на экскурсию и показать его изнутри.

Мне тоже доводилось бывать там, за что я и мои спутники благодарны Татьяне Леонидовне Копыловой, отвечавшей в компании за работу с общественностью. Думаю, что к этим моим словам присоединятся все те, кто при содействии Татьяны Леонидовны смог наладить взаимодействие с «ЭНЛ» и реализовать свои проекты.

Сегодня у проекта другой оператор. Им стала дочерняя структура «Роснефти» - «Сахалинморнефтегаз-Шельф». Время покажет, что принесёт эта замена жителям Де-Кастри и всего Ульчского района. Мои земляки надеются на лучшее.

Салават СУЛЕЙМАНОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края



26.04.2024 00:19
Сергей Торбин привёз нам автограф Владимира Путина
Первый номер нашей газеты вышел 16 апреля 1920 года.

26.04.2024 00:00
Дед Матвей, который сочинил неофициальный гимн Хабаровска
Он любил выделиться из толпы: чего стоит одна только ковбойская шляпа, которая в сочетании с бородой, очками и неизменной гитарой создавала неповторимый образ. И всё же окружающим людям этот удивительный человек запоминался не только внешностью.