Какая музыка звучала!

01.06.2019 | Культура | 3м. 34 c. | 241
Какая музыка звучала!
Скрипичный концерт Бетховена прозвучал в исполнении солиста Московской филармонии Павла Милюкова

Как говорил киношный Штирлиц, «лучше всего запоминается последняя фраза». Такой запоминающейся последней фразой 83-го сезона Дальневосточного академического симфонического оркестра (ДВАСО) стали два филармонических вечера 29 и 30 мая.

Впрочем, художественный руководитель и главный дирижер ДВАСО Антон Шабуров считает их не столько последним словом в сезоне, сколько своеобразным итогом тех двух лет, в течение которых он возглавляет коллектив. На обоих концертах исполнялась симфония № 4 австрийского композитора Г. Малера.

- Австрийский композитор рубежа XIX-XX веков Густав Малер - настоящая вершина развития симфонического творчества, это яркий представитель «belle epoque» (прекрасной эпохи), - объясняет свой выбор Антон Шабуров. - Справедливо считается, что именно в его творчестве жанр симфонии достиг пика своего развития. Это очень трудно не только для нашего - для любого оркестра, это всегда некий вызов.

Музыка Малера в Хабаровске звучала и раньше - под управлением Виктора Тица наш симфонический исполнял его симфонию № 1. И теперь, после очень большого перерыва произошло новое обращение к творчеству великого австрийца, к его никогда не звучавшей у нас 4-й симфонии.

В «пару» к Малеру Антон Шабуров подобрал два инструментальных концерта. В первый день в исполнении солиста Московской филармонии Павла Милюкова звучал скрипичный концерт Бетховена. Можно сказать, что это «последнее слово» нынешнего сезона стало первым для следующего, своеобразным его анонсом.

- В течение всего сезона в репертуаре оркестра Бетховена не было совсем, и это сделано специально, - признается художественный руководитель. - Нам хотелось, чтобы слушатели по нему соскучились. В 2020 году отмечается 250-летие этого великого композитора, и наш оркестр тоже отдаст ему должное.

Во второй день закрытия сезона хабаровчанам повезло не меньше. В исполнении солиста Московской филармонии Сергея Тарасова на сцене Концертного зала впервые за долгое время (что даже удивительно!) прозвучал едва ли не самый «репертуарный» Первый фортепианный концерт Чайковского.

- Это еще и хорошая «рифма» с Малером, потому что композиторы были знакомы, - объясняет свой замысел Антон Шабуров. - Есть свидетельства того, с каким восторгом Чайковский отзывался о своем коллеге, который ставил в Гамбурге его оперу «Евгений Онегин».

Более того: в третьей части симфонии «продвинутый» слушатель уловит явную тематическую «перекличку» с музыкой Петра Ильича. А те, кто в один из этих вечеров слушал музыку Малера впервые, думаю, не могли не удивиться тому, насколько она «живописна», многозначна и, что самое потрясающее, - современна. Впрочем, разве эта непреходящая актуальность - не главное свойство истинной классики?

И в нынешнем, и в предшествующем сезоне художественный руководитль оркестра, помимо прочих, ставил перед собой задачу просвещать слушателя, помогать ему в освоении все новых пластов музыки. До восприятия Малера, кстати, тоже ведь надо дорасти!

- Мне кажется, что это удается, - считает Антон Шабуров. - В абонементе «Вечера с главным дирижером» я стараюсь рассказывать о той музыке, которую мы исполняем. После концерта мы свободно общаемся со слушателями. И если в первые наши встречи это общение сводилось в основном к благодарностям, то сейчас происходят по-настоящему сущностные дискуссии. Мы обсуждаем услышанное, мне говорят о том, какую музыку и почему людям хочется услышать.

И если прошлый сезон таких «вечеров» прошел «под знаком» Дмитиря Шостаковича, то нынешний можно назвать сезоном Сергея Прокофьева.

- Мы сыграли много такой его музыки, которая нуждается в том, чтобы ее знали лучше, - объясняет Антон Шабуров. - Оркестр исполнил Симфонию № 3, которая звучит незаслуженно редко, и 5-й фортепианный концерт (с пианистом Михаилом Лидским), Концерт-симфонию для виолончели с оркестром, нечасто исполняемую сюиту «1941 год»… И у меня есть чувство (я сужу в том числе и по наполнению зала), что мы движемся в правильном направлении.

Антон Шабуров, если так можно выразиться, - многозадачен: он успевает и выступить в качестве приглашенного дирижера не только российских, но и зарубежных оркестров (что лестно не только лично ему, но и городу, который он представляет), и формировать репертуарную политику, и решать «кадровую проблему»…

- Это, скорее, привилегия, чем обязанность, - признается он. - Я еще в очень молодом «дирижерском возрасте», когда идет формирование самого себя, поиск «своего» репертуара, методик… Перефразируя поэта, скажу: в России главный дирижер больше, чем дирижер. Это за рубежом главный дирижер обычно, по сути, - тот, кто чаще других встает за пульт оркестра. У нас иначе. Потому и оркестры принято выверять и называть по именам главных дирижеров.

Антон Шабуров не без основания гордится тем, что за это время ни один приглашенный солист не дал повода для разочарований. И тем, что Дальневосточный симфонический растет во всех смыслах. Буквально, физически: в коллектив влились новые музыканты, дефицит которых он переживал так остро.

К сожалению, учебные заведения Хабаровска потребность оркестра в кадрах удовлетворить не могут. И новый музыкант - это чаще всего приезжий человек, которому в крае смогли создать хорошие условия для работы и жизни («Теперь у нас пять контрабасов, а еще совсем недавно было всего два, добавились альты», - отмечает главный дирижер).

И, конечно же, оркестр постоянно растет качественно: действует стройная система абонементов, приглашений солистов. Репутация оркестра растет и в профессиональной, и в слушательской среде: с ним с удовольствием выступают приглашенные дирижеры.

Ну, а о том, как звучит музыка в исполнении ДВАСО, можно судить по залу: в дни закрытия здесь был полный аншлаг.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО. Фото Ю. Акишина.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%



23.04.2024 00:00
Театральные гастроли: от «Чучела» до «Каштанки»
В рамках проекта «Дни Екатеринбурга в Хабаровском крае» и проекта «Культурные гастроли» флагманской инициативы губернатора региона «Край комфортного проживания» в Хабаровск приедут артисты из Екатеринбурга.

29.03.2024 00:00
Это словно непотопляемая лодка капитана Немо
– В театре всё происходит здесь и сейчас. При зрителях актёры плачут, смеются, и эта энергия переходит в зал. Вот что самое ценное. Так что театр – это словно непотопляемая лодка капитана Немо.