Семь процентов дефицита и синдром популизма

07.12.2012 | Новости | 9м. 3 c. | 942
Семь процентов дефицита и синдром популизма
Ряд предприятий получают преференции правительства, потому что платят высокие налоги
Семь процентов дефицита и синдром популизма
Геннадий Апанасенко: «Нужно жить по средствам, чтобы баланс доходов и расходов соблюдался»

Рутинный бюджетный процесс на 2013 год неожиданно оказался предельно политизированным. Со стороны противников курса региональной власти на выполнение всех обязательств, имеющих социальную направленность, слышны упрёки в «убыточности края», «беспрецедентном дефиците бюджета» и «кабале кредитов для его покрытия». О реалиях работы над региональным бюджетом рассказывает первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Геннадий Апанасенко.

«Либо лгут, либо не владеют цифрами»

- У нас в крае с 1995 года не было ни одного бездефицитного бюджета. Были годы, когда дефицит составлял и десять процентов, было и пять, и три. Сейчас, после второго чтения закона о бюджете на 2013 год, у нас дефицит - 7 процентов, - оценивает параметры ежегодного главного краевого финансового документа Геннадий Васильевич, - 62 с половиной миллиарда рублей у нас получается по доходам и 68,1 миллиарда рублей по расходам. Реальный дефицит - 5,6 миллиарда рублей.

Поэтому те, кто сегодня нагнетает обстановку вокруг бюджета на 2013 год, либо лгут, либо просто не владеют цифрами. Если говорить об инвестиционных проектах и их влиянии на бюджет, то нужно чётко понимать, что инвестиции дают эффект несиюминутный. И не в том периоде, когда они были запущены, а гораздо позже, когда начинают работать. А базисом для следующего периода являются доходы от текущей деятельности предприятий и отраслей экономики.

У нас нет какого-либо перекоса в структуре формирования валового регионального продукта (ВРП).  В процентном отношении ВРП нормально структурирован, в нём нет искажений.  17,4 процента ВРП нам дают транспорт и связь, 14,8 - торговля оптовая и розничная, 10,7 - строительство, 19,3 - промышленность, а в промышленности - добыча полезных ископаемых - 4,6 процента, 10 процентов обрабатывающие производства, 4,7 - производство и распределение энергии, газы и воды. 5,4 процента в ВРП - это доля сельского хозяйства, 9,9 - приходится на операции с недвижимостью. Есть еще блок коммунальных и социальных услуг и военной безопасности - 9 процентов. И остальные сферы (здравоохранение, образование и т.д.) уже поменьше - 4- 4,5 процента.

- А чем важны эти процентные соотношения для понимания происходящего?

- Эти соотношения и их сбалансированность имеют основополагающее значение. Именно динамика развития ВРП может быть ориентиром. Сейчас это порядка 35 миллиардов рублей прироста ежегодно. И этот прирост на 2013-15 годы уже спланирован. Из этих соотношений выводятся определенные пропорции - и прироста самого ВРП, и получения доходов. Прирост ВРП -  около 10 - 11,5 процента в год. То есть на каждый рубль ВРП в доходной части бюджета приходится 10-11 копеек. Конечно, это прогнозные цифры. Они уточняются гораздо позже, чем верстается бюджет, уже к концу следующего периода, когда уже и год финансовый закрывается. То есть только к концу следующего года мы имеем реальную картину по доходам и делаем реальный перерасчёт.

«А получаем в бюджет в десятки раз больше»

- Край готов конкурировать с соседями за новые инвестиционные вложения на нашей территории?

- Когда инвестиции имеют место быть, мы говорим о новых рабочих местах, о добавленной стоимости, об увеличении экономически активного населения, занятого в производстве. У нас в перспективе ближайших пяти лет просматривает прирост экономически активного населения в девять тысяч рабочих мест. Хотя хотелось бы, конечно, более быстрых темпов.

Инвестиционная деятельность, климат важны. Как создание новых капиталов и как создание новых рабочих мест, в первую очередь. И мы планируем свою деятельность по созданию инвестиционного климата. И это не только льготы по налоговой базе, но и предоставление определенных преференций по сравнению с другими регионами.
Мы сегодня боремся за реализацию тех или иных инвестиционных проектов с другими территориями, с нашими соседями. Мы создаем конкурентные условия, чтобы к нам бизнес шёл. И чтобы новые производства и крупные проекты реализовывались именно у нас.

Где-то мы проигрываем в этой конкуренции. Вот, допустим, по сборке автомашин мы предлагали четыре площадки, приемлемые для инвестора,  но приморчане, видимо, лучшие условия создали.

А по другим направлениям мы выиграли у соседей. По горнорудным, лесоперерабатывающим и другим проектам.

- Многие говорят, что пора заканчивать с налоговыми послаблениями для крупных предприятий, работающих в крае. Пора ли?

- Почему мы, например, в крае поддерживаем «Балтику»? Нам важно, чтобы это предприятие развивалось именно здесь. Ведь это не только дополнительные налоги, которые платят и другие предприятия, но это еще и акцизы, от которых мы получаем больше доходов в бюджет.

Есть целая группа предприятий, кому мы даём преференции - Дальневосточная генерирующая компания, ХНПЗ, «Роснефть», «Аркаим», Охотская горно- геологическая компания, Амурский горно-металлургический комбинат, «Ургалуголь», «Ресурсы Албазино» и другие. Этот десяток крупнейших предприятий края около 7 миллиардов рублей доходов даёт ежегодно. А мы таким предприятиям даём, условно говоря, каникулы налоговые. На 690 миллионов рублей даем льгот, а получаем в десять раз больше. И даём только на период до окупаемости проекта, не более пяти лет. А после пяти лет даже вложения в основные средства производства нам в виде налога на имущество возвращаются. А еще ведь есть налоги на доходы физических лиц, численность работающих и другие параметры. Так что не только налогом на прибыль живёт бюджет. В этом подходе - грамотная политика.

И ещё, хотел бы объясниться по поводу прибыли компаний национального масштаба, вертикально интегрированных холдингов, которые якобы не платят налогов на территории, где находятся и действуют. Есть единое законодательное поле. Не все из этих предприятий стоят на налоговом учете в Хабаровском крае, и законодательство выстроено таким образом, что учет по налогу на прибыль непрозрачен в текущем режиме, по остальным налогам мы всё видим. А по налогам на прибыль, даже в Москве, в головной компании не видят ничего. И только по результатам кварталов и года видят истинную картину. И налог на прибыль в краевой бюджет поступает от доли из прибыли всех предприятий вертикально интегрированного холдинга.

Сначала получают конечную сумму прибыли, а потом она делится среди всех участников производства вне зависимости от результатов работы на территории, делится на доли в зависимости от численности работающих и баланса основных средств. И у нас она будет именно в этой доле.

Авансовые платежи по налогу на прибыль делаются, но потом, после получения реальной картины, они либо возвращаются предприятию, либо доначисляются. Местное предприятие может сработать с убытком, но мы можем получить налог с прибыли. И может быть наоборот. Сработает с прибылью, а в бюджет мы получим меньше, чем получило местное предприятие, только по доле в общей системе. Такая формула принята и такой порядок.

И надо понимать, что если мы где-то бюджетными деньгами соучаствуем, то потом эти деньги вернутся в бюджет. Строили газопровод, а потом продали Газпрому. Ничего никому не дарится, назад мы заберём потом в разы больше. Это щекотливые, но скрупулёзные отношения. За это люди в правительстве деньги получают. Это предмет их ежедневной работы.

- А нет ощущения, что наши гиганты индустрии занижают свою налогооблагаемую базу на следующий год?

- Всегда, когда считаем доходы, мы считаем только реальные доходы. Не те, которые могут быть при определённом стечении обстоятельств, а те, которые мы гарантированно обеспечим. Такова методика.

Да, имеет место в предприятиях и организациях сегодня перестраховка и многие занижают свои параметры работы на будущий год. Так уж нас приучила еще социалистическая система: легче принять план и потом его героически перевыполнить, чем отчитаться за невыполнение.

Мы понимаем, что реальные доходы могут быть выше. И перед вторым чтением по всем отраслям экономики края проводилась работа. Мы еще раз возвращались к нашим базисным налогоплательщикам с точки зрения уточнения параметров на следующий год. Если всё у нас будет нормально складываться с рынком товаров и услуг, то мы можем увеличить доходную часть на 2,5 миллиарда рублей. На эту величину разрыв между доходами и расходами можно уменьшить.

Мы также прогнозируем, что налоговые платежи, которые будут сделаны в декабре, не смогут быть освоены в этом году и будет определённый остаток средств. Мы прогнозируем, что это может быть 1,7 млрд. рублей. Они пойдут в доход уже следующего года.

Занимаем только в крайнем случае

- Но из чего тогда складывается дефицит бюджета? Не великоват ли он на следующий год?

- Ваши опасения мне понятны. Нужно жить по средствам, чтобы баланс доходов и расходов соблюдался. И надо различать понятия «бюджет края» и «краевой бюджет». Бюджет края складывается из краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований. Краевой бюджет формируется как обеспечение полномочий, которые должны осуществляться на краевом уровне. Бюджеты муниципальных образований также формируются под свои полномочия. А любые дополнительные полномочия и расходы должны быть обеспечены источниками. Естественно, мы обязаны не допустить диспропорций. Но вместе с тем сюда вмешивается и политика. Выборные периоды - выборы в Госдуму и выборы президента - накладывают отпечаток на наши действия.

Мы по желаниям граждан сделали и утвердили Народную программу. А это же не просто бумажный документ, мы же за ней строго следим и её выполняем. И отчитываемся. И формируя бюджет 2013 года мы учитываем и мероприятия Народной программы, чтобы эти пункты были подтверждены финансово. Там есть позиции, которые требуют только организационных усилий, а есть позиции, которые требуют финансовых средств. Все дополнительные расходы, которые возникают, формируются из публичных обязательств членов правительства и краевых депутатов, которые они сделали, встречаясь с населением.

Полномочия, которые должны быть обеспечены федеральными средствами, но легли на краевой бюджет, по ним на 2013 год рост 560 миллионов рублей. Они были приняты нами в 2012 году, но и в 2013-м - это некомпенсированные полномочия. А есть еще порядка одного миллиарда 953 млн. рублей дополнительных полномочий, которые в 2013-м нам переданы. Некомпенсируемые расходы по лесным отношениям, например - 99, 7 миллиона рублей. Все это входит в 2,8 млрд. рублей, по которым мы будем работать с федеральным центром. Законом предусмотрено - за полномочиями должны следовать деньги.

По некоторым статьям расходы уменьшились. Например, финансирование УВД перешло на федеральный уровень - расходы уменьшились на 2,3 млрд. рублей.

А вот на повышение доходов работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, вузов мы просчитали, сколько потребуется по 2018 год. В 2013-м - 3,694 млрд. рублей. Третью часть этих средств нужно привлечь за счет своих источников и ресурсов. За счет средств края в следующем году привлечём 931,9 млн. рублей, от федерации - 1,4 млрд. рублей, плюс средства Фонда обязательного медицинского страхования.

Разрыв между доходами и расходами возникает и из-за появления выпадающих доходов. Госпошлину за регистрацию транспортных средств раньше перечисляли в краевой бюджет, а сейчас в федеральный - 360 млн. рублей выпадающих доходов.  Акцизы на алкоголь, тоже самое - 556,3 миллиона рублей. Итого 916 млн. рублей выпадающих доходов.

Мы изъяли на краевой уровень у муниципальных образований финансирование медицинских учреждений. Это уже 2,9 миллиарда рублей. Усложнили задачу краевого бюджета. Доходы от акцизов за моторное топливо теперь идут только в дорожный фонд - 1,5 млрд. рублей мы не можем использовать ни на какие другие направления. Есть новые расходы, которые мы получили, а вместе с ними и новые выпадающие доходы.

Но нужно понимать, повторяю, что дефицит бюджета с 1995 года в Хабаровском крае был всегда. Желания всегда опережают возможности. Дефицит - это задачник по расходной части. Мы сами себе делаем напряженную планку. Надеемся, что 2,8 млрд. рублей принятых полномочий удастся защитить на федеральном уровне и получить деньги от федерации.

Сегодня надо помочь молодым семьям и ветеранам войны решить вопросы с жильем. Из федерального бюджета нам компенсируют половину расходов на эти цели, а вторую половину приходится брать из краевого бюджета, потому что стоимость жилья у нас выше чем компенсационная часть. Компенсируется, грубо говоря, цена в 40 тысяч рублей на квадратный метр. А где у нас такие цены на жилье? Даже «Дальспецстрой» строит за большие деньги. А для вторичного рынка это вообще смешная сумма.

Мы увеличиваем расходы по социальным выплатам гражданам при строительстве жилья в условиях ипотеки. Это хорошо, что у нас 6,5 тысяч договоров по ипотеке заключено. Но чтобы все это двигалось, мы субсидируем семьи.

К примеру, в 2013 году 465 млн. рублей мы планируем на это направить. Таким образом в два раза мы увеличили расходы по сравнению с бюджетом 2012 года. Еще 656 млн. рублей закладываем для социальных выплат молодым семьям на покупку или строительство жилья.

А рождаемость? Мы же еще приняли новые решения, когда увеличивали оплату на третьего ребенка в возрасте до трех лет. На ежемесячную выплату предусмотрено 143,3 млн. рублей. Выплаты регионального материнского капитала при рождении третьего ребенка еще 221 млн. рублей. Это всё мы сами увеличиваем.

- Правда ли, что для покрытия дефицита в бюджете власти края приняли решение взять кредит?

- Для покрытия дефицита в бюджете любой организации или предприятия есть такая практика. Но только в разных величинах. Редчайший случай, когда предприятия работают без кредита. Всегда берутся заемные средства на ведение деятельности, на покрытие оборотных средств. Есть такое понятие - кассовый разрыв.

Если бы все налогоплательщики платили исправно, не было бы такого понятия, как задолженность по платежам в бюджет, и у нас бы не возникало периодических проблем с доходами. Спланировать постоянные величины расходов легко. Но доходы колеблются в разные месяца, в разные кварталы. В летний период, например, расходы возникают, потому что большинство людей идут в отпуск. А налоговые платежи выстраиваются системно. Поэтому возникают периоды, когда у нас не хватает средств. А расходы надо произвести.

Именно в этот период времени мы берем кредиты, которые гасим из полученных доходов. Мы проводим конкурсы среди банков: какой из них под меньший процент нам даст кредит. И нам удается получить под меньший процент, потому что у нас гарантированный возврат.

В балансе года мы предусматриваем кредит в районе 3 млрд. рублей.  Но кредит - это не догма. Каждый год мы предусматриваем кредитование, но это не значит, что вот мы решили нахватать долгов. Деньги занимаем только в крайнем случае.

Автор: Сергей МИНГАЗОВ

Фото по теме

Геннадий Апанасенко: «Нужно жить по средствам, чтобы баланс доходов и расходов соблюдался»






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



27.02.2024 00:22
Владимир Путин обратится к Федеральному собранию 29 февраля
20 февраля пресс-служба Кремля сообщила, что президент обратится к Федеральному собранию РФ с ежегодным посланием 29 февраля.

20.02.2024 00:50
«Шёлковый путь» пройдёт по Хабаровску
«Шелковый путь» пройдет через 18 субъектов нашей страны.