Будет две программы развития Дальнего Востока

10.02.2012 | Перспективы | 8м. 50 c. | 504
Будет две программы развития Дальнего Востока
Геннадий Апанасенко: «Основное - определить приоритеты нашего программного развития»

В феврале первый вице-премьер Игорь Шувалов провел на Дальнем Востоке выездное совещание, в котором приняли участие руководители ведущих федеральных министерств и субъектов Дальневосточного региона и Забайкалья.

На Камчатке, а затем в Магадане определялись окончательные контуры сразу двух программ «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (федеральной целевой и государственной), которые уже в августе должны быть направлены на утверждение в правительство РФ.

О том, каким будет это планируемое государством развитие региона, - наш разговор с Геннадием Апанасенко, первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам.

На самом деле такие совещания уже проводились и в Москве, и во Владивостоке. Но очередное имеет особое значение потому, что рабочая группа, созданная по поручению председателя правительства Владимира Путина, завершает корректировку федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Напомним, действующая должна быть завершена в 2013 году, но премьером поставлена задача скорректировать ее таким образом, чтобы она эффективно работала до 2018 года. И более того, стала частью параллельно разрабатываемой одноименной государственной программы, рассчитанной уже до 2020 года.

Снова БАМ на первом месте

- Геннадий Васильевич, о каких принципиальных вопросах шла речь на этом совещании?

- Основная его цель - определить приоритеты нашего программного развития, то есть каким программам и объектам следует уделять наибольшее внимание.

С другой стороны, здесь же определились и реальные источники финансирования. Причем эта вторая задача для нас сегодня особенно актуальна, ведь, если сложить все заявленные субъектами ДФО и Забайкалья программы и проекты, то они на период до 2020 года по своей стоимости превышают 11 триллионов рублей.

Естественно, это средства не только федерального бюджета, которые составляют половину суммы, но и внебюджетные источники, средства краев и областей. Тем не менее, суммы большие и нужно было четко определить, какие финансы будут задействованы у нас до 2018 года.

Еще более важно - определить финансирование на 2014 год, так как на 2013-2014 расходы госбюджета уже определены. А по 2014 году ясности пока нет, и не хотелось бы, чтобы произошел перерыв в финансировании.

Со своими предложениями в этой части выступили представители краев и областей региона. И практически все сошлись на том, что программа должна состоять не из важных, но мелких объектов, а из тех проектов, которые носят действительно инфраструктурный характер и могут определить динамику и направление развития региона.

Это, прежде всего, объекты транспорта и энергетики, другие крупные проекты, которые позволяют кардинально развивать экономические условия на Дальнем Востоке. А с другой стороны, развитие этих базисных условий должно обеспечивать региональные бюджеты в такой степени, чтобы они все свои социальные проекты и программы могли реализовывать за счет собственных средств.

- А конкретно о каких региональных макропроектах шла речь?

- В первую очередь, конечно, о проекте модернизации БАМа. Это фундаментальный вопрос, особенно для Хабаровского края, потому что проект дает нам большой мультипликативный эффект. От развития железной дороги во многом зависит развитие наших портовых мощностей в Ванино и Советской Гавани, а в перспективе - в портах Лазарево и Николаевске-на-Амуре. Следом эффект распространяется и в других смежных отраслях - лесной, горнорудной, нефте- и газохимической…
Поэтому Хабаровский край не устраивают ограниченные варианты развития БАМа, которые сегодня рассматриваются в РАО ЖД. Например, первый, совершенно минимальный предусматривает повышение провозной способности БАМа до 51 миллиона тонн груза в год. Он не решает региональных экономических проблем, и об этом на совещании было прямо заявлено хабаровской делегацией.

Второй вариант - 92,8 миллиона тонн - более приемлем. Так как мы прекрасно видим, что основные инвесторы сегодня ожидают окончательного решения по этому вопросу. И от будущей провозной способности железной дороги будет зависеть их активность в развитии портовых мощностей Советской Гавани и Ванино.

Поэтому мы предлагаем решить этот вопрос в пользу максимальной пропускной способности БАМа. Хотя понимаем, что даже минимальный первый вариант развития (51 миллион тонн в год) требует 447 миллиардов рублей, а второй вариант (92,8 миллиона тонн) - 1 триллион 87 миллиардов рублей. Но ведь средства эти может дать не только федеральный бюджет, но и РАО ЖД. В проекте могут участвовать региональные бюджеты и частный бизнес.

На совещании принято общее единодушное решение, что модернизация БАМа должна стать подпрограммой готовящейся сегодня госпрограммы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Теперь важно, чтобы были принято правительственное решение и определена государственная доля софинансирования этого проекта.

Кроме того, министр транспорта Игорь Евгеньевич Левитин поддержал проект строительства моста или туннеля на Сахалин. Цена этого вопроса - порядка 300 миллиардов рублей. И здесь тоже речь должна идти о строительстве железнодорожных подходов до нашей узловой станции - Комсомольск-на-Амуре, которая соединяет и Трансиб, и БАМ, и направления из портов Николаевск, Лазарево.

Сейчас этот вопрос будет также прорабатываться правительством РФ, будут определяться возможности и источники его финансирования.

Обсуждая перспективу продления действующей программы до 2018 года, мы также говорили и о том, какой может быть государственная одноименная программа. Здесь принципиальный подход: она должна в себя включать и федеральную целевую программу, и программу развития Курильских островов, и такие отдельные макропроекты, как развитие БАМа.
- Среди проектов, которые могут определить динамику и направление развития региона, вы назвали не только транспортные, но и энергетические. Какие решения планируются в этой отрасли?

- Прежде всего, это строительство новых генерирующих мощностей. На совещании мы предложили, в частности, свою площадку с соответствующей инфраструктурой под создание газотурбинной установки в Хабаровске.

Хотя Хабаровского края проблема наращивания генерации касается в меньшей степени, так как у нас сегодня нет какого-то ярко выраженного дефицита. Зато в гораздо большей степени требуется развитие сетевого хозяйства. Ведь сама по себе модернизация БАМа невозможна без его электрификации.

А для этого необходимо строительство новых сетей. Затем начнут развиваться портовые мощности, предприятия вдоль линии железной дороги и в ее узловых точках, снова необходимо опережающее развитие сетей. В крае есть подробная программа развития этого хозяйства. Она может быть реализована с федеральным участием.

Кроме того, на совещании проговаривались варианты развития нетрадиционной малой энергетики на местном топливе. Например, речь шла о газификации низкокалорийных углей, об использовании отходов лесной промышленности, животноводства и растениеводства.

Ключевой финансовый вопрос

- В связи с новым программным подходом федерального бюджета как изменится наше краевое бюджетное планирование?

- Действительно, Российская Федерация переходит на программный бюджет, по всем источникам финансирования будут сформированы 44 государственные программы. Что касается Хабаровского края, то у нас разрабатывается 33 краевые государственные программы, и с 2013 года все финансирование пойдет по этому программному принципу.

Например, программы «Образование», «Здравоохранение», «Социальная защита» получат свою инвестиционную часть, то есть, перспективное развитие, и текущие расходы. Но они будут заточены на конкретные конечные результаты каждого текущего года и на долгосрочный период.

То есть, расходы не ради реализации отдельных проектов, а для достижения другого уровня образования, здравоохранения и соцзащиты. Таким образом, мы можем определять, куда в первую очередь и в большем объеме вкладывать бюджетные средства - туда, где получим максимальный эффект для людей.

- Есть ли у региональных властей Дальнего Востока сегодня уверенность, что такие масштабные и дорогостоящие мероприятия двух наших программ развития будут действительно реализованы и в какие сроки?

- Уверенность полная. С одной оговоркой: реализация этих проектов может произойти либо раньше, либо позже, в зависимости от состояния дел в российской экономике и общемировых тенденций.

Если нас не коснутся мировые кризисы, то все будет происходить в плановом режиме. Например, программа модернизации БАМа рассчитана РАО ЖД до 2020 года. Но нужно понимать, что масштабный мировой экономический кризис может отодвинуть нас на год-два-три от этих программ и проектов.

- Насколько государство готово вкладывать бюджетные средства в Дальний Восток? Не получится ли так, что новые программы вновь будут недофинансированными? Ведь сумма 11 триллионов рублей кажется чуть ли не астрономической.

- На этом совещании было несколько выступлений по поводу того, что ныне действующая программа «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» недофинансируется федерацией, и с этим Игорь Иванович Шувалов вынужден был согласиться.

Причинами тому были названы экономический кризис и перераспределение средств на строительство объектов саммита АТЭС во Владивостоке.

Что касается Хабаровского края, то с 2008 года у нас недофинансирование составило 15,7 миллиарда рублей.
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт и полпред президента в ДФО Виктор Иванович Ишаев не раз обращались с предложением вернуть эти деньги в экономику региона.

Судя по реакции первого вице-премьера на камчатском совещании, они были услышаны. Во всяком случае, достигнута договоренность о том, что в течение всего периода до 2018 года как минимум на 100 миллиардов рублей ежегодно должно проходить финансирование по нашей программе «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья».

Чтобы это была программа не просто поддержки Дальнего Востока, а действительно программа его РАЗВИТИЯ. Иначе мы лишь сохраним нынешнее состояние нашей экономики.

Что касается суммы в 11 триллионов рублей, то, думаю, к 2020 году эта цифра не будет казаться нам такой уж и большой. Когда мы впервые разработали стратегию развития Хабаровского края до 2025 года и сформировали перечень проектов, которые необходимо в ее рамках реализовать, то тоже вышли на сумму более трех триллионов рублей.

На первый взгляд она астрономическая. Но реальная, ведь нужно понимать, что эти средства (в части госпрограммы и краевой стратегии) будут получены не только из бюджетов федерального и регионального.

Большая часть из них - это внебюджетные источники, то есть, средства госкорпораций, крупных и мелких частных компаний, которые участвуют в реализации конкретных проектов на территории края и ДФО. Поэтому мы и применяем сегодня так активно термин: частно-государственное партнерство.

Межрегиональный полёт

- Вторая часть совещания прошла в Магадане. Что обсуждали здесь?

- Речь шла также о развитии дальневосточной транспортной инфраструктуры, но уже не о железной дороге, а о малой авиации. Это объясняется тем, что в большой авиации у региона нет особых проблем. Работают крупные компании, они формируют рынок и ведут за него борьбу, которая позволяет снижать цены на авиаперевозки.

Но в малой авиации у нас совсем другая экономика - прибыльность оставляет желать лучшего. Мы практически дотируем все авиаперевозки, чтобы снять нагрузку с населения. В Хабаровском крае такие дотации наибольшие на территории ДФО, но все равно не решают кардинально проблему. Она же касается всех субъектов ДФО.

На совещании в Магадане Росавиация, Министерство транспорта и федеральное Агентство по развитию аэропортов предложили решение накопившихся проблем, но, как справедливо заметил Игорь Иванович Шувалов, в отрыве друг от друга.

То есть, агентство со своей стороны предложило концепцию модернизации аэропортов, свою программу и финансовую заявку. Все мелкие аэропорты Дальнего Востока, судя по этим документам, должны быть доведены в ближайшие годы до федерального стандарта.

Другое направление докладывала Росавиация - это приобретение по заявкам местных авиакомпаний новых воздушных судов двух типов: вместимостью до 50 мест и до 20 мест.

Обозначена уже лизинговая схема закупок, необходимые финансовые ресурсы, определено, каким компаниям какие суда необходимо закупить в 2012-2014 годах.

Всего оформлено заявок на 87 самолетов. В частности, Хабаровскому краю по этой программе необходимо приобрести 4 самолета вместимостью до 50 пассажиров и 5 вместимостью до 20 пассажиров.

Третий блок и доклад касался субсидирования межрегиональных авиаперевозок внутри ДФО. Показывались даже расчеты, какова будет стоимость билетов по основным маршрутам.

Эти три направления Минтранс проработал и доложил на совещании. Однако первого вице-премьера такая постановка вопроса не устроила. Более того: он дал достаточно жесткую оценку - позиция ведомства плохо подготовлена.
Причем только по одной причине: получились три отдельных блока, не связанных в рамках единой госполитики на Дальнем Востоке. Поэтому нет ответа на главный вопрос: а что это даст непосредственно человеку? 2,5 миллиарда рублей планируется потратить на приобретение самолетов, миллиард с лишним на модернизацию аэропортов, большие средства определены на 50-процентные субсидии.

А насколько в результате доступнее станут у нас авиаперевозки, как часто люди смогут летать по основным маршрутам, по какой стоимости?

Поэтому первым вице-премье­ром поставлена задача: в течение трех недель свести все три направления развития дальневосточной малой авиации в единый комплекс и доложить на совещании, которое пройдет в Москве.

- А в целом: каких дальнейших шагов следует Дальнему Востоку ждать от правительства РФ в части формирования новых программ развития?

- После этого совещания по поручению Игоря Ивановича Шувалова федеральные министерства и региональные власти сформируют конкретные предложения, которые будут сведены в окончательный проект федеральной целевой программы и госпрограммы. Задача стоит уже в августе представить их на утверждение в правительство РФ. Чтобы уже в бюджете 2013 года были учтены расходы на развитие Дальнего Востока.

Автор: Виктор Илин.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово



22.09.2018 23:07
Запомните новый турбренд «Бэйдайхэ - Фуюань - Хабаровск»
В рамках форума прошла и российско-китайская конференция

31.08.2018 00:10
Хабаровчане увидят родину китов
В Хабаровском крае разрабатывается план развития туризма на ближайшую пятилетку