Кипят страсти вокруг муниципальной власти

20.09.2011 | Слово депутата | 7м. 39 c. | 595
Кипят страсти вокруг муниципальной власти
Татьяна Мовчан: «Власть без денег - не власть...»

Прошло пять лет со дня принятия 131 федерального закона об организации местного самоуправления, который предполагал круто изменить нашу жизнь, приблизить власть к людям во всех смыслах до уровня досягаемости. По замыслу авторов закона, он должен был пробудить инициативу у самих жителей, чтобы они поняли: жизнь в деревне или поселке во многом зависит и от них, от их инициативы и предприимчивости. Что получилось из этих благих побуждений? Об этом мы говорим с председателем комитета по вопросам государственного устройства и местного самоуправления Законодательной думы края, членом фракции партии «Единая Россия» Татьяной Мовчан.

- Действительно, этот год знаменательный в вопросах местного самоуправления. Исполнилось пять лет со дня начала реализации 131 федерального закона на территории Хабаровского края. Вообще-то, закон был принят в 2003 году, два года ушли на подготовку и переходный период. Окончательно закон вступил в силу в 2009 году. Но наш край начал жить по новому закону уже с 2006 года. Все понимали: практики нет, ее надо нарабатывать, и чем скорее мы начнем это делать, тем лучше. У всех регионов свои особенности, и прежде всего географические. У нас - большие расстояния, разбросанность населенных пунктов, малочисленность жителей. Все это и было определяющим. В крае местное самоуправление формировалось по административно-территориальному принципу. В результате в каждом третьем поселении была организована власть.

- Это, на ваш взгляд, хорошо или плохо?

- Давайте разберемся. Что показала пятилетняя практика? Изменилась структура экономики. Во многих поселениях закрылись предприятия, люди оттуда уехали. Все это усугубило ситуацию. А нет налогооблагаемой базы, нет и денег в бюджетах. Финансовое положение поселений крайне недостаточное. А если точнее, то четыре поселения в крае все сто процентов денег, которые предусмотрены в бюджете, используют исключительно на свое содержание. Тридцать поселений тратят на себя от 80 до 90 процентов выделяемых средств.Почему так много? Глава не может работать один, ему нужны специалисты. А это - три -пять человек. Плюс здание администрации, коммунальные платежи, транспорт, оргтехника. То есть организация власти требует немалых средств.

- Выходит, местная власть попросту проедает деньги, ничего не делая для людей? Словом, хорошо сидим, хлеб едим. И зачем, скажите, нужна такая власть?

- Да, проблема в том, что местная власть в нынешнем ее состоянии не может исполнять свои полномочия. Ведь, по идее, она должна поддерживать порядок в деревне - ремонтировать дороги, вывозить мусор, обеспечивать людей водой, теплом. А что в действительности? Сплошное бездорожье, горы мусора, у главы нет денег даже чтобы нанять грейдер и почистить зимой дороги.

- Татьяна Николаевна, и что делать?

- Выход один - объединять поселения. Власть без денег - не власть. Мы начали с поселений Сулук и Солони Верхнебуреинского района, они объединены в одно. Есть опыт упразднения власти в деревне. Всем памятен конфликт в Шахтинском, когда глава попросту не исполняла свои полномочия. В небольшом селе электричество подавали несколько часов в сутки, не было даже колодца, откуда бы люди брали воду. Глава не могла решить ни один вопрос. Управление передано на уровень района. Теперь в селе есть уполномоченный, и все изменилось. Районная власть отремонтировала дизель, в деревне появилось электричество, вода. Точно так же можно решать проблему и в других поселениях.

- То есть процесс объединения неизбежен?

- Конечно. Скажем, в Нанайском районе есть два поселения - Троицкое и Джари. Их разъединяет лишь дорога. Зачем иметь две администрации?

Еще один парадокс. В Вяземском районе две деревни с одинаковым названием - Дормидонтовка, и, естественно, две администрации. Какой в том смысл? Раньше одна Дормидонтовка была рабочим поселком, а вторая- сельским поселением, теперь они в одном статусе. Зачем вносить путаницу? Бюджетные деньги дают в расчете на человека. Если власти в деревне не станет, деньги никуда не денутся, но тогда их можно направить на решение жизненно важных проблем - те же дороги, благоустройство, организацию водоснабжения. Но судьбу власти должно решать население. Если люди не захотят ничего изменить, ничего и не произойдет. В той же Дормидонтовке говорила с людьми, убеждала их - объединяйтесь. Дороги разбитые, вода в селе плохая, будут деньги, что-то можно сделать. Фонари на столбах, наконец, появятся! Нет! Люди чего-то боятся.

- Татьяна Николаевна, вы говорите об объединении местной власти как неизбежности. Тогда почему люди так неприемлют идею упразднения администраций в городах и поселках, которые являются районными центрами и городами? В том же Амурском районе страсти накалены до предела. Почему все против?

- Мне кажется, люди не до конца понимают суть закона. Они решили, что власть в городах и поселках упраздняется вообще. Но это не так! 315-й закон, который внес изменения в 131, говорит, что можно объединить власть там, где теперь двоевластие - Бикин, Бикинский район, Вяземский, Вяземский район. Ведь в райцентрах и маленьких городках живет 80 процентов всего населения района. Создается объединенная местная администрация, которая будет исполнять полномочия и района, и поселения. В поселке остаются глава, депутаты, то есть вся власть, аналогично и в районе. Почему у идеи столько противников? Понятно, что никакая власть не хочет так просто отдать бразды своего правления или с кем-то делиться. Ведь после объединения деньги переходят в район, и уже он распределяет средства бюджета. Глава района может исполнять полномочия совместной администрации, и тогда он подотчетен уже не только Собранию депутатов района, но и депутатам поселкого совета. По итогам года он должен отчитаться, куда потрачены деньги. Многие к такой постановке вопроса не готовы. Чиновники попросту не хотят потерять работу, в районе ее не так просто найти.

- С этим все понятно. Но, признаться, я не вижу большой экономии средств, ради которой все и затевалось. Не секрет, что содержание чиновников, в том числе и работающих в органах местного самоуправления, дорого обходится бюджету.

- Я с вами согласна. Остается глава поселения с персоналом, депутаты со своим аппаратом. Похоже, денег мы много не сэкономим, но может создаться большая конфликтная ситуация. Естественно, каждый будет отстаивать интересы подведомственного ему населения. Напряжение периодически возникает и теперь в разных районах. Ведь две администрации работают на одной территории, иногда сидят в одном здании, и полномочия у них пересекаются. К слову, мы изначально предлагали: не надо никакой власти в райцентрах, чтобы потом не случилось никакой дележки. Если там живет большая часть населения района, достаточно одной администрации района. Но к нашему мнению не прислушались.
Как выйти из сложившейся ситуации? Кардинально решить этот вопрос мог 131 закон, но он ничего о том, как избавиться от двоевластия, не говорит. И теперь все зависит исключительно от волеизъявления населения - как оно решит, так и будет. Процедура сложная. Если люди согласятся, нужно решение представительного органа, то есть депутатов, потом требуется внести измения в устав поселения. Причем решение о создании общей администрации должно быть одновременно принято двумя ветвями власти - поселковой и районной. Прецедентов в крае пока нет.

- За пять лет в 131 закон вносилось большое количество поправок. Что еще, на ваш взгляд, в нем надо изменить, чтобы он работал?

- Сейчас в Москве создана рабочая группа, которая намерена пересмотреть самые существенные статьи закона, в частности, как наполнять бюджет тех же поселений и какие полномочия под эти деньги они должны исполнять. Ведь за пять лет им добавили одиннадцать полномочий, которые не подкреплены никакими деньгами. Наша дума тоже направила свои предложения. Мы считаем, что деньги должны идти вслед за полномочиями. Давайте оставим сельским поселениям лишь самые насущные вопросы ведения - дороги, вода, вывоз мусора, но и обеспечим налоговую базу под эти расходы. Тогда власть будет что-то делать. А районы пусть занимаются заво­зом топлива, ремонтом котельных, обеспечением сел электроэнергией.

- Но отсутствие денег, как оказывается, еще не самая большая проблема. В одном из сел Ульчского района среди кандидатов на пост главы поселения выдвинулись пенсионеры и безработные. Люди рассуждают так: зарплата у главы хорошая, а нам тоже работать где-то надо. Когда им объяснили, что надо делать, они все дружно сняли свои кандидатуры.

- Показательный пример. Вторая большая проблема организации местного самоуправления - отсутствие кадров. Главный доход сельского поселения - налог на доходы с физических лиц, налог на землю, транспортный налог, на недвижимость физических лиц. Земля, оформленная людьми в собственность, могла бы давать деньги в казну. Но в большинстве администраций нет землеустроителей. А нужны еще и архитектор, и юрист.

- Кого выбирать, если некого выбирать?

- В деревни стали рваться люди городские, в основном безработные. Они умеют хорошо говорить, а люди им верят. Выбирают главами. Проходит время, а в деревне ничего не меняется. Люди возмущаются: когда ж вы нашего главу снимете? Люди не созрели до понимания того, что кто кого ставит, тот того может и снять. Объясняю, вы дали ему работу, он вам, и только вам подотчетен. Даже если глава перестанет ходить на работу, только сами люди, организовав сход, могут принять решение прекратить его полномочия, выразив недоверие. Никто другой этого сделать не вправе.

- Что в ближайших планах комитета?

- Мы рассмотрели ходатайство к президенту о присвоении Хабаровску звания города воинской славы. Проведена большая подготовительная работа, в которой участвовала наука, военные организации. Собран пакет документов, который подтверждает неоценимый вклад хабаровчан в победу, которую мы одержали во время гражданской войны и Второй мировой. Еще один законопроект - члены нашего комитета предложили думе принять закон об общественной палате Хабаровского края, о контрольно-счетном органе.

- Вы часто бываете в своем округе, в южных районах края. Что волнует ваших избирателей?

- Люди обращаются по самым разным вопросам. Летом народ в движении, жалуются на плохие дороги, воду, зимой на устах - тепло, школьные автобусы для детей, тарифы на ЖКХ. В районе имени Лазо большая беда - межпоселенческие дороги. Состояние дорог плохое, там огромные расстояния. А это сбои в работе общественного транспорта, который не может выйти в рейс. Людям же надо ехать в райцент в ту же больницу. После того, как прошла реформа милиции, выяснилось, что теперь на четыре-пять деревень приходится один полицейский. Круглосуточно сотрудник полиции - только в Переяславке. Чтобы добраться, к примеру, до Мухена, нужно два-три часа. Куда бежать человеку, у которого случилась беда? Штат полицейских сократили, и получается, что, к примеру, в Аяно-Майском районе, где население всего три тысячи, надо по нормативам оставить всего одного полицейского! Но нельзя же Дальний Восток сравнивать с западными районами, где высокая плотность населения!

Было несколько звонков от участников Великой Отечественной войны. Нуждающимся в улучшении жилищных условий сейчас дают квартиры. Говорят, ищите квартиру, заключайте договор. Человек нашел, переселился в новое жилье, а федеральных денег нет и нет. Он уже является собственником, а квартира не оплачена. Бывшие хозяева обращаются в суд. Народ волнуется по поводу предстоящей реформы в области здравоохранения. Как известно, с 1 января все мецинские учреждения передаются на уровень края. У людей есть надежда, что состояние зданий, где находятся фельдшерские пункты, наконец отремонтируют. В Бикинском районе в декабре будем выбирать главу, у нынешнего истек срок полномочий. В Вяземском - больной вопрос вода. Своих скважин в деревнях нет, воду возят, а это неудобно и дорого. Людей не устраивают тарифы. Впрочем, есть и хорошие новости.

- Какие?

- В Переяславке на деньги  Газпрома построен сад на 112 мест,сдавать его будут в октябре. Села, где выбрали грамотных, инициативных глав, получили миллионы рублей из Фонда реформирования ЖКХ на ремонт домов. Денег не хватает всем, но если глава мобильный, он знает, чтобы получить деньги, надо войти со своей проблемой в краевую программу. Если получится, бюджет многократно увеличивается. А вообще в последние годы жалоб становится заметно меньше. Все-таки появилась некоторая стабильность. И потом люди понимают, что многое зависит от них самих. А когда человек что-то делает, жизнь обязательно меняется.

Автор: Подготовила Елена Ищенко.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



19.12.2023 09:48
Сергей Зюбр: «Хабаровский край - в топе лидеров проекта «БКД»
В соответствии с Указом президента России долгосрочный федеральный проект «Безопасные качественные дороги» («БКД») ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

08.12.2023 10:06
Ольга Мироманова: «В работе депутата мелочей не бывает»
Слово «депутат» для многих ассоциируется с синонимом «народный избранник».